Статья "Вместе с книгой мы растем" (система работы учителя с книгой)

Разделы: Начальная школа


Первого сентября первоклассник впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Очень важно, чтобы эти годы для каждого ребёнка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга.
Значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – это ключ к открытию Мира людей – добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости.
Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.

         С первого урока первого дня в школе мои ученики начинают учиться работать с книгой. В период обучения грамоте я стараюсь знакомить первоклассников с широким кругом доступных книг, приучаю свободно ориентироваться в них и формировать у детей опыт самостоятельного чтения.
Воспитание читателя начинается с того момента, когда ребёнок впервые встречается с книгой как источником знаний. Именно тогда по воле старших или независимо от их желания у детей формируются какие-то индивидуальные умения и навыки. Ценность этих умений и навыков находится в прямой зависимости от умения учителя привить школьнику любовь к книге.
Являясь фундаментом современного образования, начальное обучение закладывает основы для достижения этой цели.

         Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого из нас? Ведь не случайно в своё время А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книге».

         В моём классе 26 человек. Дети  с разным уровнем жизненного опыта и готовности к чтению, то есть поступили в первый класс как читающие, так и начинающие:

  • знали буквы, но не читали 2 человека (7,7%);
  • ученики, находящиеся на ступени медленного слогового чтения, - 5 человек (19,1%);
  • ученики, находящиеся на ступени слогового чтения и становления целостных приёмов восприятия, - 12 человек (46,2%);
  • ученики, находящиеся на ступени становления синтетического чтения, - 7 человек (27%).

Читающие дети чаще всего в той семье, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. Дома, конечно, книги прочитываются без всякой системы. Вот почему уже с первых  школьных дней я провожу с детьми по 8-10 минут на уроках обучения грамоте один раз в неделю обсуждение прочитанных за неделю книг. Очень жаль, что уроки внеклассного чтения исключили из программы.
Детские книги – это основной учебный материал, изучая которые под руководством учителя, дети постигают нечто новое, жизненно им необходимое как в окружающем мире, так и в самих себе.

Выбирая книги для чтения, я отдаю предпочтение книгам о доброте и отзывчивости, трудолюбии и взаимной выручке, уделяю большое внимание книгам о природе и животных – друзьях наших меньших, сказкам о животных. То же советую и родителям.
Опыт показывает, что, проводя разговор о герое произведения с первоклассниками, следует идти от названия учителем качеств, эмоционального состояния, черт характера персонажа к иллюстрированию детьми этого качества с помощью текста.

Когда я беседую с учениками и чувствую, что произведение произвело впечатление, тогда легче думать над ним, возникает желание рассуждать. Активность учащихся будет тогда развиваться, когда ученики научатся самостоятельно вдумываться в текст произведения. Беседа на уроке о прочитанных книгах позволяет учителю целенаправленно формировать школьников как самостоятельных читателей, а учащимся практически овладеть знаниями, умениями и навыками, которые необходимы им для ориентации в доступном круге литературы с целью индивидуального осмысленного выбора и чтения нужных и полезных книг.

Говоря о чтении книг, нельзя забывать о правилах гигиены чтения и о правилах обращения с книгой. Напоминаю родителям о необходимости следить за выполнением этих правил юным читателем.

Во 2-м полугодии прошла проверка техники чтения, которая показала уровень чтения 26 учащихся. Итоги при норме 20-25 слов в минуты таковы:
20-25 слов – 4 человека – 15,4%
30-40 слов – 14 человек – 53,8%
40-55 слов – 8 человек – 30,8%

Читательский кругозор детей расширился, читательские умения и навыки закрепились, интерес к книге и любовь к чтению выросли. И это притом, что родители моих учеников интересуются домашним чтением детей. На родительских собраниях обсуждаются вопросы «Роль книги в развитии ребёнка», «Как организовать домашнее чтение». Родители делятся своим опытом, вместе с ребёнком посещают районную библиотеку. Ученики готовят к собранию рисунки о прочитанных книгах: «Мы читаем», «Моя любимая книга».
В нашем классе создана классная библиотека. Её фонда постоянно пополняется за счёт книг, которые приносят первоклассники из дома, а основной фонд уже создан учениками предыдущих классов. К концу учебного года юные читатели знают книги известных детских писателей (14-20 авторов). Из числа писателей могут выделить авторов, книги которых им особенно нравятся. С интересом первоклассники рассматривают незнакомые книги.

Учебный год закончился замечательным праздником, на котором дети рассказали, как учились читать, и как любят книги, и как много читают. В подарок получили книги и список, что читать летом. Дружба с книгой продолжалась и в каникулы. А записи о прочитанном велись в читательском дневнике.
На первом уроке чтения во втором классе обсуждали понравившиеся произведения. Ребята-второклассники предложили избрать классного библиотекаря и вести учёт читаемых книг, а в конце четверти называть имена лучших читателей класс. Хочется особо отметить мою ученицу Хучиеву Хеды, девочку из Чечни. Больше, чем Хеда, никто не прочитал книг. Классная библиотека стала тропинкой в большой и увлекательный мир книг. Книг на русском языке у Хеды не было. И во втором классе продолжилась работы по формированию у детей сознательного и целенаправленного чтения. С этой целью я предложила им памятку «Как читать книгу».

Хочется отметить, что работу с книгой провожу разными методами. Например:

  • Проведение устных журналов.
  • Работа классной библиотеки.
  • Посещение школьной библиотеки.
  • Красочное оформление карточек – отзывов на прочитанную книгу.
  • Ведение читательских дневников.
  • Изготовление поделок – иллюстраций (рисунков, лепки, аппликаций) по прочитанным книгам.

В 4-ом классе настало время целенаправленно формировать у каждого ребёнка основы самообразования:

  • способность и потребность обнаруживать недостаточность имеющихся у него знаний, но на базе знаний и умений уже полученных в процессе обучения;
  • без помощи учителя находить среди книг источник недостающих знаний;
  • самостоятельно прочитывать намеченный материал;
  • осмысливать и оценивать результаты своих усилий.

         На первом классном часе, говоря о задачах и целях на новый учебный года, помня о том, что четвероклассники самые старшие в начальной школе, решили создать клуб «Хочу всё знать!»
Решили проводить заседания клуба один раз в четверть. Учитывая интересы и пожелания учебников, вместе составили план нашей работы.

         В I четверти прошло заседание литературного клуба, которое посвятили поэзии: осень в произведениях поэтов. Ребята не только прочитали много стихов об осени в разные её периоды, но и рассказали о творчестве и жизни поэтов, собрали много пословиц, поговорок, загадок об этом времени года. На уроках труда из природного материала создали прекрасные работы, а на уроке ИЗО рисовали картины золотой осени.

         И самое главное – была интересная экскурсия в усадьбы Большие Вязёмы и Захарово. Эти места связаны с именем А.С. Пушкина, с историей нашей страны. Готовясь к первому заседанию клуба, дети работали с научно-художественной литературой, справочной, с толковыми словарями, энциклопедиями, использовали материал Интернета. Само заседание прошло за «круглым столом» в классе, были приглашены гости. В работе учащимся помогали и родители. Совместная работа учитель-ученики-родители всегда обогащает и сближает.

         II четверть прошла в подготовке заседания посвященного народным промыслам России. После экскурсии в Гжель захотелось как можно больше узнать о других мастерах-умельцах. А их в Подмосковье не счесть. Работа закипела. Ученики собирали материал не только о самом производстве, но подготовили большую коллекцию изделий мастеров. Получился мини-музей народного творчества в классе. Родители не остались в стороне. Все дети были в народных костюмах, само заседание клуба прошло в актовом зале школы, куда пригласили гостей: учителей и учеников других классов.
В весенние каникулы команда учеников нашего класса ездила на Воробьёвы горы в Дом Детского творчества. Команда ребят должна была пройти 10 литературных маршрутов, побывать в Городе мастеров. С какой гордостью я смотрела на своих учеников, когда на всех маршрутах они получили высшие баллы. Нас отметили как лучших, закончивших прохождение маршрутов с наибольшим количеством баллов, но из-за того, что в команде было только 5 человек вместо 10, диплом нам не дали, наградили только детскими журналами.

         III четверть прошла под девизом «Вместе с книгой мы растём». Большая подготовка завершилась праздником. Сколько открылось талантов: мы и артисты, и певцы, и танцоры. О нашем празднике была заметка в школьной газете «Школьный дозор». А последнее заседание клуба «Хочу всё знать» закончилось праздником «Мы шагаем в пятый класс!»
Чему же научились дети, работая с литературой:

  1. Знают лучшие книги и авторов, пишущих для детей.
  2. Знают приёмы выбора книг для чтения на определённую тему, умеют пользоваться рекомендательным указателем, каталогом детской библиотеки.
  3. Знают важнейшие отличительные признаки справочной литературы, умеют ею пользоваться.

Книга открывает мир ребёнку, и чем больше ребёнок прочитает, тем больше становится для него мир. Книга обогащает ребёнка  знаниями, которые пробуждают его чувства, вызывают у него желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать отношения между людьми, нормы поведения.
Залог успеха не в том, что мы выберем красочные книги по теме, а в совершенствовании самого читателя.