Первого сентября первоклассник впервые переступает порог школы, с которой он простится лишь в юности. Очень важно, чтобы эти годы для каждого ребёнка были годами радости независимо от того, какими способностями и индивидуальными возможностями он обладает. Источником такой радости может и должна стать книга.
Значимость книги в жизни любого человека и общества в целом огромна. Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений. Книга – это ключ к открытию Мира людей – добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости.
Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя.
С первого урока первого дня в школе мои ученики начинают учиться работать с книгой. В период обучения грамоте я стараюсь знакомить первоклассников с широким кругом доступных книг, приучаю свободно ориентироваться в них и формировать у детей опыт самостоятельного чтения.
Воспитание читателя начинается с того момента, когда ребёнок впервые встречается с книгой как источником знаний. Именно тогда по воле старших или независимо от их желания у детей формируются какие-то индивидуальные умения и навыки. Ценность этих умений и навыков находится в прямой зависимости от умения учителя привить школьнику любовь к книге.
Являясь фундаментом современного образования, начальное обучение закладывает основы для достижения этой цели.
Научить воспринимать книгу всей душой, находить в ней ответы на волнующие вопросы – это ли не главное в работе каждого из нас? Ведь не случайно в своё время А.М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книге».
В моём классе 26 человек. Дети с разным уровнем жизненного опыта и готовности к чтению, то есть поступили в первый класс как читающие, так и начинающие:
- знали буквы, но не читали 2 человека (7,7%);
- ученики, находящиеся на ступени медленного слогового чтения, - 5 человек (19,1%);
- ученики, находящиеся на ступени слогового чтения и становления целостных приёмов восприятия, - 12 человек (46,2%);
- ученики, находящиеся на ступени становления синтетического чтения, - 7 человек (27%).
Читающие дети чаще всего в той семье, где стало традицией чтение родителями и детьми книг вслух, совместное обсуждение и переживание. Дома, конечно, книги прочитываются без всякой системы. Вот почему уже с первых школьных дней я провожу с детьми по 8-10 минут на уроках обучения грамоте один раз в неделю обсуждение прочитанных за неделю книг. Очень жаль, что уроки внеклассного чтения исключили из программы.
Детские книги – это основной учебный материал, изучая которые под руководством учителя, дети постигают нечто новое, жизненно им необходимое как в окружающем мире, так и в самих себе.
Выбирая книги для чтения, я отдаю предпочтение книгам о доброте и отзывчивости, трудолюбии и взаимной выручке, уделяю большое внимание книгам о природе и животных – друзьях наших меньших, сказкам о животных. То же советую и родителям.
Опыт показывает, что, проводя разговор о герое произведения с первоклассниками, следует идти от названия учителем качеств, эмоционального состояния, черт характера персонажа к иллюстрированию детьми этого качества с помощью текста.
Когда я беседую с учениками и чувствую, что произведение произвело впечатление, тогда легче думать над ним, возникает желание рассуждать. Активность учащихся будет тогда развиваться, когда ученики научатся самостоятельно вдумываться в текст произведения. Беседа на уроке о прочитанных книгах позволяет учителю целенаправленно формировать школьников как самостоятельных читателей, а учащимся практически овладеть знаниями, умениями и навыками, которые необходимы им для ориентации в доступном круге литературы с целью индивидуального осмысленного выбора и чтения нужных и полезных книг.
Говоря о чтении книг, нельзя забывать о правилах гигиены чтения и о правилах обращения с книгой. Напоминаю родителям о необходимости следить за выполнением этих правил юным читателем.
Во 2-м полугодии прошла проверка техники чтения, которая показала уровень чтения 26 учащихся. Итоги при норме 20-25 слов в минуты таковы:
20-25 слов – 4 человека – 15,4%
30-40 слов – 14 человек – 53,8%
40-55 слов – 8 человек – 30,8%
Читательский кругозор детей расширился, читательские умения и навыки закрепились, интерес к книге и любовь к чтению выросли. И это притом, что родители моих учеников интересуются домашним чтением детей. На родительских собраниях обсуждаются вопросы «Роль книги в развитии ребёнка», «Как организовать домашнее чтение». Родители делятся своим опытом, вместе с ребёнком посещают районную библиотеку. Ученики готовят к собранию рисунки о прочитанных книгах: «Мы читаем», «Моя любимая книга».
В нашем классе создана классная библиотека. Её фонда постоянно пополняется за счёт книг, которые приносят первоклассники из дома, а основной фонд уже создан учениками предыдущих классов. К концу учебного года юные читатели знают книги известных детских писателей (14-20 авторов). Из числа писателей могут выделить авторов, книги которых им особенно нравятся. С интересом первоклассники рассматривают незнакомые книги.
Учебный год закончился замечательным праздником, на котором дети рассказали, как учились читать, и как любят книги, и как много читают. В подарок получили книги и список, что читать летом. Дружба с книгой продолжалась и в каникулы. А записи о прочитанном велись в читательском дневнике.
На первом уроке чтения во втором классе обсуждали понравившиеся произведения. Ребята-второклассники предложили избрать классного библиотекаря и вести учёт читаемых книг, а в конце четверти называть имена лучших читателей класс. Хочется особо отметить мою ученицу Хучиеву Хеды, девочку из Чечни. Больше, чем Хеда, никто не прочитал книг. Классная библиотека стала тропинкой в большой и увлекательный мир книг. Книг на русском языке у Хеды не было. И во втором классе продолжилась работы по формированию у детей сознательного и целенаправленного чтения. С этой целью я предложила им памятку «Как читать книгу».
Хочется отметить, что работу с книгой провожу разными методами. Например:
- Проведение устных журналов.
- Работа классной библиотеки.
- Посещение школьной библиотеки.
- Красочное оформление карточек – отзывов на прочитанную книгу.
- Ведение читательских дневников.
- Изготовление поделок – иллюстраций (рисунков, лепки, аппликаций) по прочитанным книгам.
В 4-ом классе настало время целенаправленно формировать у каждого ребёнка основы самообразования:
- способность и потребность обнаруживать недостаточность имеющихся у него знаний, но на базе знаний и умений уже полученных в процессе обучения;
- без помощи учителя находить среди книг источник недостающих знаний;
- самостоятельно прочитывать намеченный материал;
- осмысливать и оценивать результаты своих усилий.
На первом классном часе, говоря о задачах и целях на новый учебный года, помня о том, что четвероклассники самые старшие в начальной школе, решили создать клуб «Хочу всё знать!»
Решили проводить заседания клуба один раз в четверть. Учитывая интересы и пожелания учебников, вместе составили план нашей работы.
В I четверти прошло заседание литературного клуба, которое посвятили поэзии: осень в произведениях поэтов. Ребята не только прочитали много стихов об осени в разные её периоды, но и рассказали о творчестве и жизни поэтов, собрали много пословиц, поговорок, загадок об этом времени года. На уроках труда из природного материала создали прекрасные работы, а на уроке ИЗО рисовали картины золотой осени.
И самое главное – была интересная экскурсия в усадьбы Большие Вязёмы и Захарово. Эти места связаны с именем А.С. Пушкина, с историей нашей страны. Готовясь к первому заседанию клуба, дети работали с научно-художественной литературой, справочной, с толковыми словарями, энциклопедиями, использовали материал Интернета. Само заседание прошло за «круглым столом» в классе, были приглашены гости. В работе учащимся помогали и родители. Совместная работа учитель-ученики-родители всегда обогащает и сближает.
II четверть прошла в подготовке заседания посвященного народным промыслам России. После экскурсии в Гжель захотелось как можно больше узнать о других мастерах-умельцах. А их в Подмосковье не счесть. Работа закипела. Ученики собирали материал не только о самом производстве, но подготовили большую коллекцию изделий мастеров. Получился мини-музей народного творчества в классе. Родители не остались в стороне. Все дети были в народных костюмах, само заседание клуба прошло в актовом зале школы, куда пригласили гостей: учителей и учеников других классов.
В весенние каникулы команда учеников нашего класса ездила на Воробьёвы горы в Дом Детского творчества. Команда ребят должна была пройти 10 литературных маршрутов, побывать в Городе мастеров. С какой гордостью я смотрела на своих учеников, когда на всех маршрутах они получили высшие баллы. Нас отметили как лучших, закончивших прохождение маршрутов с наибольшим количеством баллов, но из-за того, что в команде было только 5 человек вместо 10, диплом нам не дали, наградили только детскими журналами.
III четверть прошла под девизом «Вместе с книгой мы растём». Большая подготовка завершилась праздником. Сколько открылось талантов: мы и артисты, и певцы, и танцоры. О нашем празднике была заметка в школьной газете «Школьный дозор». А последнее заседание клуба «Хочу всё знать» закончилось праздником «Мы шагаем в пятый класс!»
Чему же научились дети, работая с литературой:
- Знают лучшие книги и авторов, пишущих для детей.
- Знают приёмы выбора книг для чтения на определённую тему, умеют пользоваться рекомендательным указателем, каталогом детской библиотеки.
- Знают важнейшие отличительные признаки справочной литературы, умеют ею пользоваться.
Книга открывает мир ребёнку, и чем больше ребёнок прочитает, тем больше становится для него мир. Книга обогащает ребёнка знаниями, которые пробуждают его чувства, вызывают у него желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогают осознать отношения между людьми, нормы поведения.
Залог успеха не в том, что мы выберем красочные книги по теме, а в совершенствовании самого читателя.