Развитие исследовательской активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Технология, Начальная школа, Общепедагогические технологии


Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированию, исходя из принятых в науке традиций: (Слайд №3)

- постановку проблемы;
- изучение теории, посвященной данной проблематике;
- подбор методик исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее поведения.

Главный смысл исследования в сфере образования в том, что оно является учебным. Это обозначает, что его целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности: в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Анализ представленных исследовательских работ позволяет выделить следующие их типы: (Слайд №4).

Проблемно- реферативные – творческие работы, написанные на основе нескольких источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

Экспериментальные – творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат.

Натуралистические и описательные творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

Исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального

раскрытия своего творческого потенциала. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.

Исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки

проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить: (Слайд №5).

- проблематизации;
- целеполаганию и планированию деятельности;
- самоанализу и рефлексии;
- представлению результатов;
- презентации в разных формах;
- поиску и отбору актуальной информации;
- практическому применению школьных знаний;
- проведению исследования.

Путь в исследовательскую деятельность у каждого свой. Иногда он идет через неудачи, чувства беспомощности и неудовлетворенности. А порой человеком движут любознательность и интерес к открытию новых возможностей. Чрезвычайно важны для исследователя объективные условия работы. Они играют роль атмосферы, экологически чистой или загрязненной.

Внешними условиями способствующими успешности исследовательской деятельности являются:

- творческая атмосфера поиска в коллективе;
- принятие и поддержка педагога коллективом, считающим исследование делом важным и трудным;
- возможность посоветоваться , обсудить некоторые результаты исследования;
- заинтересованность кого-либо из профессионалов в результатах исследования, администрации как учебно-воспитательным процессом;
- возможность пробовать и ошибаться без порицаний извне;
- наличие времени и минимальных материальных затрат.

Возможно это не все условия, но они являются самыми необходимыми.

Известный специалист в области психологии детской одаренности и обучения одаренных детей Н.С.Лейтес отмечает, что особая потребность в умственном поиске, в умственной нагрузке наиболее характерна для одаренных детей, даже тех, чьи необычные способности не сразу видны.

“Детская любознательность – как отмечает Н.С.Лейтес,- если ее удается сохранить, дает постоянный стимул к развитию способностей”. И напротив, как отмечает в своей книге исследователь С.М.Бондаренко: “Постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что индивид оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются”. Огромную роль в данном случае играет профессионализм педагога.

С точки зрения исследовательского обучения, важно то, что английский философ Джон Локк (1632-1704г.) призывает обучать ребенка радостно, опираясь на его интересы и любознательность. Ребенку необходимо давать знания, которые могут пригодиться ему в жизни.

Вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному: исследовательскому. Ж..Ж.. Руссо считал, что самыми главными умениями, приобретенными детьми с помощью образования: умение искать, думать, включаться в решение проблем.

И прежде, чем приступить к изучению чего-либо, надо учителю пробудить этот интерес у ученика. Мудрость учительского руководства в том и состоит, чтобы воспитаннику показалось, что он сам делает то, что ему хочется. Для включения в самостоятельное исследование учеников учителю необходимо самому владеть современными методами сбора первичных данных, их обработки, получения оригинальных карт, схем, графиков, расчета показателей и т. д.

В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, который может быть реализован в нескольких альтернативных моделях. (Слайд №6).

Модель № 1:

- учитель знает путь поиска и исследования;
- предлагает пройти этот путь ученику;
- чаще предполагая или наверняка зная искомый результат;

Работая по данной модели, на выходе мы имеем реферат. Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще робко делают первые исследовательские шаги. Реальнее всего исследовать деревню, город, свой район, республику в крупном или среднем масштабе.

Модель №2:

- учитель знает путь поиска и исследования;
- но не знает конечного результата;
- предлагает ученику решить проблему или комплекс проблем.

На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование. Используя эту модель, исследование может носить групповой характер. Школьники могут собрать и обработать обширный материал, например, по теме “Мой город”. Каждому участнику группы дается определенная тема – история села, памятные места, промышленность, история становления народного образования и т.д.

Результаты исследования могут оформляться в наглядной форме, в виде книги или альбома, который может использоваться в учебном и воспитательном процессе.

Модель №3:

- учитель владеет методикой и различными методами научного исследования;
- может обучить им ученика;
- они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата.

Безусловно, педагог должен владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция. Эти же качества необходимо активизировать и у ребенка. Работа по данной схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия.

Прежде чем “широко внедрять” исследовательскую деятельность учащихся в качестве инновационной технологии обучения, педагог должен определить, есть ли у него способные учащиеся, есть ли у него самого возможность помочь реализовать их способности и есть ли у педагога и учащегося общая точка соприкосновения в какой – либо области, интересная для исследования. Главное для самостоятельного исследования школьников - это разобраться в том, что будет конечным результатом. А затем строго соблюдать структуру любого исследования: цель, задача, проблема, гипотеза, сбор и анализ литературы, постановка эксперимента, сбор и анализ данных, выводы и представление результатов исследовательской работы.

Организация исследовательской деятельности младших школьников обязательно должна соответствовать их возрастным особенностям, для этого рекомендуется использование:

- загадок, ребусов, шарад, задач – шуток, логических заданий на развитие творческих способностей;
- игровых моментов, с использованием и введением в ход занятий сказочных героев;
- связи с литературным сказочным материалом: исследование Знайкой и Незнайкой лунного камня; измерение удава в попугаях и мартышках;
- игр – исследований, фантастических исследований;
- ролевых игр, дающих возможность провести квазиисследования возможностей каждой профессии: если б я был строителем (поваром, учителем, фермером и т. п.);
- игр путешествий, например, во времени, для знакомства с великими открытиями и изобретениями в новые страны, по путям великих географических открытий, фантастические путешествия на другие планеты.

Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близких к ним, тема должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Правила выбора темы: (Слайд №7).

- тема должна быть интересна ребенку;
- тема должна быть выполнима;
- тема должна быть оригинальной;
- тема должна быть доступной и соответствовать возрастным особенностям детей;
- тема должна быть относительно быстро выполнима;

1. Тема должна быть интересна ребенку.

Исследовательская работа, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе. Тема навязанная ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, не даст должного эффекта. Вместо живого увлекательного поиска ребенок будет чувствовать себя вовлеченным в очередное “добровольно – обязательное” мероприятие.

2. Тема должна быть выполнима.

Решение ее должно быть полезно участникам исследования. Подвести ребенка под ту идею, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения и навыки, - задача сложная, но без ее решения работа теряет смысл. Макаренко А.С. говорил: “Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам”. Тема в первую очередь зависит от интересов ребенка, но, двигаясь навстречу этим интересам, педагогу следует держаться ближе к той сфере, где он сам чувствует себя как, “рыба в воде”.

3. Тема должна быть оригинальной.

В ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

4. Тема должна быть доступной и соответствовать особенностям детей.

Естественно, что проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Это правило касается не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи. Имеется в виду ее формулировка и отбор материала для ее решения.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младших школьников ограничена. Выполнить исследование “на одном дыхании” практически очень сложно, но следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Следует учитывать сочетание желаний и возможностей. Выбирая проблему нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов. Отсутствие необходимой исследовательской базы, невозможность собрать нужные данные обычно приводит к поверхностному решению, порождает пустословие.

С выбором темы не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одаренных, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативные. Поэтому, выбирая тему, не надо затягивать время. Действовать надо быстро, пока интерес не угас. Постепенно, как показывают исследования, интересы детей становятся устойчивее. Естественно, что способы решения проблем начинающими исследования во многом зависит от выбранной темы. Однако надо иметь в виду, что важны не сами эти способы, а педагогическая составляющая их использования. Поэтому стоит поощрять использование нестандартных, альтернативных способов. Источники сбора материала также во многом зависят от того, какая избрана тема. Но сама актуализация поиска новой информации, вызванная задачей разработки проекта, создает прекрасную почву для привлечения ребенка к работе с самыми различными источниками и средствами. Чтобы сделать этот этап более продуктивным желательно создать такой информационный центр, в котором будет храниться все, что может пригодиться для настоящих и будущих исследований. Это многочисленная справочная литература, издаваемая для детей, схемы, рисунки, видеокассеты, приборы, игрушки, и другое.

Исследовательская работа – дело серьезное и не любит спешки и суеты. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность не только предлагать интересные и необычные идеи, но и учиться их разрабатывать. Исследовательская работа – это желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой-то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд. Подобные положения вовсе не означают бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь младший школьник в силу своего возраста не обладает самокритичностью, не имеет достаточной базы для оценки полноты исследования, практически используемых методов. С целью преодоления подобных проблем педагог, учащиеся, другие участники исследований могут высказывать свои оценочные суждения,

имеющие формы пожелания, совета.

Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дел – занятие веселое и приятное. Значительно сложнее решить, что делать с представленной информацией. Как ее проанализировать, обобщить, выделить главное и исключить второстепенное и, наконец, в каком виде представить. Здесь первое время никак не обойтись без деликатной помощи взрослого.

В каком виде могут быть представлены результаты исследования младших школьников? Существуют следующие формы занятий, позволяющие представить результаты исследования: (Слайд №8).

- конференции, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
- выступления, как правило, определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
- представление доклада с целью обобщения нового знания. Исследователи выступают как бы в роли педагога;
- выставка достижений, проводится в основном для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине.

Детям необходимо помочь выбрать способ представления результатов, исходя из темы и их собственных возможностей. Важно, чтобы представленные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям.

Подготовка исследования к защите должна превратиться для детей в интересную многодневную игру. В ходе нее сразу заметно, как дети становятся серьезными и важными, увлеченно, ответственно, с нескрываемым интересом проводят эксперименты, делают чертежи, схемы, рисунки.

Защита результатов исследования.

Обучая других, обучаешься сам – эта точная мысль Я.А.Каменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивши что-либо, часто стремится рассказать об этом другим. Поэтому этап защиты работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным. Защита-венец исследовательской работы и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, но и, как всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей (учителей, родителей). В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.