Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения мы готовим из родителей соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.
Паспорт программы |
|
Наименование программы |
Общешкольная программа «Выбираем вместе». |
Нормативно-правовые |
Основанием для разработки Программы послужили следующие документы:
Научным и практическим основанием для данной Программы стали идеи Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Г.В.Резапкиной, С.Н.Чистяковой, Э.Ф.Зеер, а также реализация идеи профильности старшей ступени общего образования и личный опыт работы школы. |
Разработчик |
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Абакана». |
Цель программы |
Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в образовательном пространстве. |
Участники |
Администрация, классные руководители, родители, уч-ся 8-11 кл, учителя, психолог, соц. педагог, библиотекарь, |
Задачи |
|
Основные оценочные |
Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика |
Объект: |
Семейное воспитание. |
Предмет: |
Образовательные связи и комплексное взаимодействие |
База: |
Семьи учащихся 8 – 11 кл МОУ. |
Сроки |
2008 – 2011 гг. |
Критерии: |
Показатели: 1.1 Наличие банка современных форм и методов работы, методические рекомендации в методическом кабинете школы:
1.2 Повышение квалификации: семинары, консилиумы, собеседование. |
2. Уровень привлечения родителей к решению воспитательных задач школы. |
2.1 Использование нормативно-правовой базы при решении проблемы взаимодействия школы и семьи. |
3. Уровень использования современных форм и методов работы с семьей. |
3.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными. |
4. Удовлетворенность родителей психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением. |
4.1 Наличие электронной базы психолого-педагогического мониторинга семей. |
5. Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой. |
5.1 Участие родителей в диагностике и анкетировании. |
Концептуальные основы Программы
Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании и самоопределении школьников.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.
Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.
Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.
Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.
В настоящий момент существенное влияние на молодежь при выборе профессии оказывают советы родителей и родственников. Как правило, в семье в зависимости от системы ценностей родителей происходит обсуждение и выбор будущей профессии, подготовка к тому образу жизни, который, по мнению родителей, занимает приоритетное место.
В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.
По результатам опроса, наибольшей популярностью в родительской среде из 21 профессии пользуются спросом: экономист, врач, юрист, программист, инженер, бухгалтер, психолог, менеджер, энергетик, налоговый инспектор, косметолог.
Стали проявлять интерес выпускники школ к профессиям водителя, горного инженера, механика, а также воинским специальностям (в том числе и службе МВД), однако не все родители разделяют их убеждений.
Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений о способностях и интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают к выбору нелюбимой профессии.
По результатам опроса, группа родителей, которая считает себя ответственной за профессиональный выбор детей, или вопросы профессиональных намерений должны находиться в поле зрения родителей, составляет 31,7%; 49,2% респондентов допускают, что после профессиональной подготовки трудоустройство возможно по выбранной специальности по месту жительства; 40,1% уверены, что нет; к сожалению, 10,8% не задумываются о том, что могут возникнуть проблемы с трудоустройством.
Сложилась новая система координат жизнедеятельности человека «Профессия – семья – социально экономические условия».
Программа «Выбираем вместе» основана на принципах природосообразного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов и родителей по повышению воспитательного потенциала семьи. Родителей видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.
Этапы реализации программы: |
|||
Основная деятельность |
Участники |
Сроки |
Ответственные |
1 этап – подготовительный (сентябрь 2008 г. – июнь 2009 г.) |
|||
1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта. |
Экспертный совет |
Сентябрь |
Директор, |
2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по взаимодействию школы и семьи. |
Педагогический |
Сентябрь -октябрь |
Библиотекарь |
3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах. |
Экспертный совет |
Сентябрь - |
Директор, |
4. Создание инициативной группы для разработки проекта по работе с семьей профориентационной направленности: обучение и просвещение родителей. |
Педагогический |
Сентябрь -январь |
Зам. директора |
5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе. |
экспертный совет |
Сентябрь -март |
Зам. директора |
6. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза. |
классные руководители |
Февраль - |
Зам. директора |
8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей по вопросам профориентации. |
Педагогический |
Апрель- июнь |
Зам. директора по ВР, |
Практическая деятельность классных руководителей |
|||
1. Анализ воспитательного потенциала семей школьников МОУ. |
Классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог |
декабрь |
Зам. директора |
2. Заполнение «Профориентационной карты». |
Психолог, |
Сентябрь-октябрь |
Зам. директора |
3. Мониторинг работы педагогов с семьей. |
Социальный педагог |
Ноябрь- |
Зам. директора |
4. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы. |
Секретарь |
Октябрь-декабрь |
Социальный педагог |
5. Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации проекта. |
Педагоги-психологи |
Январь-апрель |
Зам. директора |
6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания в выборе жизненного пути. |
Классные руководители |
Ноябрь- |
Руководитель МО кл. руководителей |
7. Моделирование образовательных связей |
Субъекты |
Январь-апрель |
Представители |
2 этап – практический (август 2009 г. – июнь 2010 г.) |
|||
1. Реализация направлений программы. |
Педагогический |
В течение этапа |
Зам. директора ВР |
2. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта. |
Экспертный совет |
Январь-май |
Зам. директора |
3. Внедрение в практическую деятельность новых форм работы с семьей: |
Школьный коллектив, родители |
|
Кл. руководители |
Система программных мероприятий |
|||
1. Лектории по теме: |
Социальный педагог |
В течение всего |
Зам. директора |
2. Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий учащимися, элективных курсов. |
Педагог психолог |
Сентябрь |
Зам. директора |
3. Организовать встречи уч-ся с их родителями представителями различных профессий. |
Кл. руководители |
В течение всего |
Зам. директора |
4. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения. |
Педагог психолог |
Сентябрь |
Зам. директора |
5. Спланировать проведение родительских собраний (общешкольных, классных). |
Учителя курса |
Ноябрь |
Методист |
6. Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов, стендов |
Кл. руководители |
сентябрь |
Зам. директора |
7. Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации. |
психолог |
Январь |
Кл. руководители |
8. Привлечение родителей к руководству кружками по интересам. |
Кл. руководители |
В течение всего |
Зам. директора |
9. Организовать для родителей консультации специалистов «Азбука для родителей» |
Медицинский работник |
В течение всего |
Зам. директора |
10. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед. образования, информатики и права, училищ, лицеев. |
Руководитель ШМО |
февраль |
Зам. директора |
11. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта. |
Зам. директора по ВР педагог психолог, руководитель ШМО кл руководители |
Октябрь-март |
Зам. директора |
12. Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение по подготовке педагогов к переходу в инновационный режим работы по проекту. |
Зам. директора по ВР, Руководитель ШМО кл рук. |
Сентябрь-май |
Зам. директора по ВР |
13. Создание банка тематических родительских собраний по возрастным группам. |
Классные руководители |
Сентябрь-март |
Зам. директора |
14. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов. |
Администрация |
Август- |
Директор |
3 этап – обобщающий (сентябрь 2010 – май 2011 г.) |
|||
1. Обработка и интерпретация данных. |
Руководитель ШМО |
Сентябрь-декабрь |
Зам. директора |
2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами. |
Экспертный совет |
Январь |
Зам. директора |
3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта. |
Кл. руководители |
Сентябрь-февраль |
Зам. директора |
4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ. |
Кл. руководители |
март |
Зам. директора |
5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта. |
Учителя школ города |
Март- |
Администрация |
6. Издание сборника «Повышение роли родителей в профессиональном становлении личности выпускника» |
Методический кабинет |
Март- |
Директор |
7. Презентация опыта семейного воспитания в СМИ. |
Педагогический |
В течение этапа |
Зам. директора |
Литература:
- Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.
- Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.
- Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, - М.: «Сентябрь», 2001.
- Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., «Сфера», 2001
- Голубева Я.В. Проблемные классные часы 10 – 11 класс. – Волгоград, 2006.
- Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.
- Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995.
- Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
- Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002.
- Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
- Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002.
- Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
- Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное образование», 2002.
- Тряпицына А.П. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Санкт-Петербург, 2006.
- Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.
- Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. – М.: «Глобус», 2006.