Программа "Выбираем вместе"

Разделы: Работа с родителями


Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности ребенка, роль которых невозможно преувеличить. Просвещение родителей является способом, стимулирующим развитие всех субъектов образовательного процесса; с помощью просвещения мы готовим из родителей   соратников, способных руководствоваться в воспитании своих детей теми же идеями, на которые опирается педагогический коллектив.

Паспорт программы

Наименование программы

Общешкольная программа «Выбираем вместе».

Нормативно-правовые
основания
для разработки программы

Основанием для разработки Программы послужили следующие документы:

  • Закон РФ “Об образовании”,
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года,
  • Концепция профильного обучения,
  • Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Абакана».
  • Конституция РФ,
  • Конвенция о правах ребенка,
  • Семейный кодекс РФ,
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г.,
  • Конвенция правовой помощи и правовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам», ч. III ст. 31-37, 1994г.;
  • Указ президента Российской Федерации «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14.05.1996 г. № 712,.1999 г. № 564
  • Федеральный закон от 29.12.2006. 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 13.06. 2006г №465 «Об утверждении положения о департаменте медико-социальных проблем семьи, материнства и детства».
  • Постановление Правительства РФ от 21.03. 2007 г. № 172 (редакция от 14. 02 2008г о федеральной целевой программе «Дети России» на 2007-2010гг

Научным и практическим основанием для данной Программы стали идеи Е.А.Климова, Н.С.Пряжникова, Е.Ю.Пряжниковой, Г.В.Резапкиной, С.Н.Чистяковой, Э.Ф.Зеер, а также реализация идеи профильности старшей ступени общего образования и личный опыт работы школы.

Разработчик
программы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г. Абакана».  
– зам. директора по ВР, Ведерникова Г.Г.
– руководитель ШМО Кл. руководителей Долгушина И.А.
– методист по профориентации МОУ МУК Бердюгина Е.Д.

Цель программы

Повышение воспитательного потенциала семьи при активном взаимодействии семьи в образовательном пространстве.

Участники

Администрация, классные руководители, родители, уч-ся 8-11 кл, учителя, психолог, соц. педагог, библиотекарь,


Задачи
программы:

  • Изучение и формирование банка современных форм и методов работы с семьей, в частности по вопросам профориентации.
  • Внесение изменений и корректив в планы воспитательной работы с учетом запросов уч-ся и их родителей по данному вопросу.
    Привлечение родителей к активному участию в решении проблемы профориентации.
  • Использование современных форм и методов работы с семьей.
    Систематическое информирование семей о траектории развития ребенка в УВП специалистами служб сопровождения.
  • Повышение заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой.

Основные оценочные
показатели Программы

Мониторинг, анкетные данные, анализ, статистика

Объект:

Семейное воспитание.

Предмет:

Образовательные связи и комплексное взаимодействие
школа – семья.

База:

Семьи учащихся 8 – 11 кл МОУ.

Сроки
реализации программы:

2008 – 2011 гг.

Критерии:
1. Уровень информированности педколлектива о современных формах и методах работы с семьей по вопросам профориентации

Показатели:

1.1 Наличие банка современных форм и методов работы, методические рекомендации  в методическом кабинете школы:

  • тематические папки «В помощь классному руководителю в профориентационной работе с семьей»,
  • диагностический материал для проведения диагностики по выявлению профессиональной направленности.
  • Данные Центра занятости населения по рынку труда.

1.2 Повышение квалификации: семинары, консилиумы, собеседование.

2. Уровень привлечения родителей к решению воспитательных задач школы.

2.1 Использование нормативно-правовой базы при решении проблемы взаимодействия школы и семьи.
2.2 Сформированность представлений родителей об основных сферах жизнедеятельности МОУ.
2.3 Участие семей в культурно-досуговой деятельности (общешкольные и классные праздники, традиции «День матери», «День отца», «День семьи», Конкурс «Семья года», родительский всеобуч «Азбука для родителей», клуб «Семейная академия»).
2.4 Участие родителей в учебно-воспитательном процессе (дни Знаний, дни открытых дверей, система дополнительного образования детей).

3. Уровень использования современных форм и методов работы с семьей.

3.1 Преобладание интерактивных форм и методов в работе с семьей педагогическими работниками над традиционными.
3.2 Проведение и участие в  мероприятиях городского и республиканского  уровней.

4. Удовлетворенность родителей психолого-педагогическим, профилактическим, просветительским сопровождением.

4.1 Наличие электронной базы психолого-педагогического мониторинга семей.
4.2 Наличие методических рекомендаций для родителей  8 -11кл
4.3 Активность в посещении родителями специалистов служб сопровождения.
4.4 Реагирование семей на информирование о траектории сформированности профессионального самоопределения уч-ся.

5. Уровень заинтересованности родителей во взаимодействии их со школой.

5.1 Участие родителей в диагностике и анкетировании.
5.2 Посещение классных и общешкольных родительских собраний.
5.3 Внесение предложений родителями по взаимодействию семья-школа.

Концептуальные основы Программы

Актуальность данной программы обусловлена значительными преобразованиями системы образования, становлением и развитием новой парадигмы образования и воспитания, осознанием педагогическим коллективом необходимости внесения существенных изменений в практику взаимодействия школы и семьи, их стремлением достигнуть максимальной эффективности в образовании и самоопределении  школьников.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве одного из приоритетных направлений образовательной политики определяет создание “системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, отработки гибкой системы профилей и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования”.

Таким образом, введение профильного обучения изначально заявлено как часть реформирования школы, направленная на повышение способности будущего выпускника к самостоятельным действиям на рынке образовательных услуг, конструированию собственного образовательного маршрута.

Выбор профессии можно рассматривать как взаимодействие двух сторон: человека с его индивидуальными особенностями, которые выражены в его физическом развитии, интересах, склонностях, характере, темпераменте, и специальности с теми требованиями, которые она предъявляет к человеку. При правильном выборе это должно быть совпадение индивидуальных особенностей человека с требованиями профессии.

Следовательно, чтобы овладеть профессией, открывающей простор для развития личности и самореализации, необходимо, во-первых, ориентироваться в мире профессий и знать о требованиях, которые она предъявляет к человеку, и, во-вторых, знать себя, а именно свои индивидуальные особенности, интересы, возможности и способности.

В настоящий момент существенное влияние на молодежь при выборе профессии оказывают советы родителей и родственников. Как правило, в семье в зависимости от системы ценностей родителей происходит обсуждение и выбор будущей профессии, подготовка к тому образу жизни, который, по мнению родителей, занимает приоритетное место.

В выборе профессии для детей родители ориентируются в основном на «престижность», на возможность получения «хорошей профессии», которая обеспечит в будущем соответствующее материальное благополучие и возможность продвижения по карьерной лестнице.

По результатам опроса, наибольшей популярностью в родительской среде из 21 профессии пользуются спросом: экономист, врач, юрист, программист, инженер, бухгалтер, психолог, менеджер, энергетик, налоговый инспектор, косметолог.

Стали проявлять интерес выпускники школ к профессиям водителя, горного инженера, механика, а также воинским специальностям (в том числе и службе МВД), однако не все родители разделяют их убеждений.

Практика показывает, что многие родители не имеют достаточно ясных представлений о способностях и интересах своих детей, либо, не учитывая их интересы и увлечения, принуждают к выбору нелюбимой профессии.

По результатам опроса, группа родителей, которая считает себя ответственной за профессиональный выбор детей, или вопросы профессиональных намерений должны находиться в поле зрения родителей, составляет 31,7%; 49,2% респондентов допускают, что после профессиональной подготовки трудоустройство возможно по выбранной специальности по месту жительства; 40,1% уверены, что нет; к сожалению, 10,8% не задумываются о том, что могут возникнуть проблемы с трудоустройством.

Сложилась новая система координат жизнедеятельности человека «Профессия – семья – социально экономические условия».

Программа «Выбираем вместе» основана на принципах природосообразного, личностно ориентированного и деятельностного подходов в сотрудничестве с семьей. В основе педагогической поддержки семьи лежит союз педагогов и родителей по повышению воспитательного потенциала семьи. Родителей видим настоящими партнерами в образовательном процессе: соучастниками в управлении школой, экспертами и участниками коллективно-творческих дел, спонсорами. Только тройственный союз: школа – семья – ученик будет качественно направлен на благополучие и гармоничное развитие личности школьника.

Этапы реализации программы:

Основная деятельность

Участники

Сроки

Ответственные

1 этап – подготовительный (сентябрь 2008 г. – июнь 2009 г.)

1. Формирование психологической готовности к положительному восприятию данного проекта.

Экспертный совет

Сентябрь

Директор,
зам. директора
по ВР,
педагог психолог,
кл. руководители
8 – 11 кл.

2. Изучение научно-методической литературы, опыта инновационных учебных заведений по взаимодействию школы и семьи.

Педагогический
коллектив

Сентябрь -октябрь

Библиотекарь
Руководитель ШМО кл. руководителей

3. Разработка концепции Программы и плана мероприятий по реализации программы на 2-3 этапах.

Экспертный совет

Сентябрь -
ноябрь

Директор,
зам. директора
по ВР,
Руководитель ШМО кл. руководителей

4. Создание инициативной группы для разработки проекта по работе с семьей профориентационной направленности: обучение и просвещение родителей.

Педагогический
коллектив

Сентябрь -январь

Зам. директора
по ВР,
кл. руководители
8 – 11 кл.

5. Изучение практики работы педагогических работников по данной проблеме в школе.

 экспертный совет

Сентябрь -март

Зам. директора
по ВР,
педагог психолог,
кл. руководители
8 – 11 кл.

6. Создание научно-методического обеспечения для успешной реализации проекта, экспертиза.

классные руководители

Февраль -
май

Зам. директора
по ВР,
Руководитель ШМО кл. руководителей

8. Анализ эффективности сложившейся системы работы педагогов с семьей по вопросам профориентации.

Педагогический
коллектив

Апрель- июнь

Зам. директора по  ВР,
Руководитель ШМО кл. руководителей

Практическая деятельность классных руководителей

1. Анализ воспитательного потенциала семей школьников МОУ.

Классные руководители, педагоги-психологи, социальный педагог

декабрь

Зам. директора
по ВР

2. Заполнение «Профориентационной карты».

Психолог,
классные руководители

Сентябрь-октябрь

Зам. директора
по ВР

3. Мониторинг работы педагогов с семьей.

Социальный педагог

Ноябрь-
март

Зам. директора
по ВР

4. Создание компьютерной базы данных по семьям учащихся школы.

Секретарь

Октябрь-декабрь

Социальный педагог

5. Создание банка методик психолого-педагогической диагностики и мониторинга реализации проекта.

Педагоги-психологи

Январь-апрель

Зам. директора
по  ВР

6. Изучение позитивного опыта семейного воспитания в выборе жизненного пути.

Классные руководители

Ноябрь-
март

Руководитель МО кл. руководителей

7. Моделирование образовательных связей
семья-школа субъектов педагогического социума (учитель, классный руководитель) с представителями служб ЦЗ, отдела по работе с молодежью, представители учебных заведений.

Субъекты
педагогического
социума

Январь-апрель

Представители

2 этап – практический (август 2009 г. – июнь 2010 г.)

1. Реализация направлений программы.

Педагогический
коллектив

В течение этапа

Зам. директора  ВР

2. Изучение и анализ инновационной практики педагогических работников в реализации проекта.

Экспертный совет

Январь-май
2010 г.

Зам. директора
по ВР
Руководитель ШМО кл.  руководителей

3. Внедрение в практическую деятельность новых форм работы с семьей:

Школьный коллектив, родители

 

Кл. руководители

Система программных мероприятий

1. Лектории по теме:
"Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении".
"Роль родителей в трудовом воспитании детей".
   "Человек и его работа".
   "Социальная   и   профессиональная структура общества".
 "Правильный  и  ошибочный выбор  профессии".

 

Социальный педагог
Кл. руководители

В течение всего
этапа

Зам. директора
по ВР

2. Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу  выбора профессий учащимися, элективных курсов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”.

Педагог психолог

Сентябрь
апрель

Зам. директора
по ВР

3. Организовать встречи уч-ся с их родителями представителями различных профессий.

Кл. руководители

В течение всего
этапа

Зам. директора
по ВР

4. Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий уч-ся на предприятия и учебные заведения.

Педагог психолог

Сентябрь
апрель

Зам. директора
по ВР

5. Спланировать проведение родительских  собраний  (общешкольных,  классных).
“Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
    «Психофизиологические   особенности подростка и выбор профессии».
    «Волевые качества личности и выбор профессии».
   “Медицинские аспекты при выборе профессии”
    «Социальная   и   профессиональная структура общества».

Учителя курса
«Твоя
профессиональная
карьера»
МОУ МУК
Медицинский работник

Ноябрь
март

Методист
по
профориентации

6.  Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, кабинетов, стендов

Кл. руководители

сентябрь

Зам. директора
по ВР

7.  Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

психолог

Январь
май

Кл. руководители

8.  Привлечение родителей к руководству кружками по интересам.

Кл. руководители

В течение всего
этапа

Зам. директора
по ВР

9.  Организовать для родителей консультации специалистов «Азбука для родителей»

Медицинский работник
Психолог
Соц. педагог

В течение всего
этапа

Зам. директора
по ВР

10. Круглый стол “ Выбираем свой путь” для учащихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей экономики и права, пед. образования, информатики и права, училищ, лицеев.

Руководитель ШМО
кл. руководителей

февраль

Зам. директора
по ВР

11. Организация постоянно действующих научно-практических, методических, проблемных, психолого-педагогических семинаров, направленных на качественную реализацию проекта.

Зам. директора по ВР педагог психолог, руководитель ШМО кл руководители

Октябрь-март

Зам. директора
по ВР
Методист по профориентации МОУ «МУК»

12. Информационно-консультативное научно-методическое обеспечение по подготовке педагогов к переходу в инновационный режим работы по проекту.

Зам. директора по ВР, Руководитель ШМО кл рук.

Сентябрь-май

Зам. директора по ВР
Методист по профориентации МОУ «МУК»

13. Создание банка тематических родительских собраний по возрастным группам.

Классные руководители

Сентябрь-март

Зам. директора
по ВР

14. Внесение изменений и корректив в нормативно-правовую базу МОУ, разработка новых локальных актов.

Администрация

Август-
май

Директор

3 этап – обобщающий (сентябрь 2010 – май 2011 г.)

1. Обработка и интерпретация данных.

Руководитель ШМО
кл  рук.

Сентябрь-декабрь

Зам. директора
по ВР

2. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целями и задачами.

Экспертный совет

Январь

Зам. директора
по  ВР
Методист МОУ «МУК»

3. Обобщение опыта работы педагогических работников по реализации проекта.

Кл. руководители

Сентябрь-февраль

Зам. директора
по ВР

4. Разработка методических рекомендаций по внедрению инновационного опыта в другие ОУ.

Кл. руководители
Методист МОУ «МУК»
Руководитель ШМО
кл.  руководителей

март

Зам. директора
по ВР

5. Проведение научно-практического семинара по обобщению опыта.

Учителя школ города

Март-
апрель

Администрация

6. Издание сборника «Повышение роли родителей в профессиональном становлении личности выпускника»

Методический кабинет

Март-
май

Директор

7. Презентация опыта семейного воспитания в СМИ.

Педагогический
коллектив

В течение этапа

Зам. директора
по  ВР

Литература:

  1. Арнольдов А.И. Концепция социальной работы. – М., 1993.
  2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе. – Ярославль, 1997.
  3. Библиотека журнала «Директор школы». Выпуск № 3, 2001. Директору школы о сотрудничестве с родителями, - М.: «Сентябрь», 2001.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. /Под ред. Степанова Е.Н./ – М., «Сфера», 2001
  5. Голубева  Я.В. Проблемные классные часы 10 – 11 класс. – Волгоград, 2006.
  6. Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. – Л., 1988.
  7. Гуманизация воспитания в современных условиях. /Под ред. Газмана О.С., Костенчука И.А./ – М., 1995.
  8. Игошев К.Е., Миньковский Г.М. Семья, дети, школа. – М., 1989.
  9. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе – М.: «Академия», 2002.
  10. Молчанова Т.К., Виноградова Н.К. Составление образовательных программ. – М., 2001.
  11. Новикова Л.И. Школа и среда. – М., 1985.
  12. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Диментьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.: «Академия», 2002.
  13. Павлова Т.Л. Профориентация старшеклассников. Москва, 2005 г.
  14. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., «ЦГЛ», «Народное образование», 2002.
  15. Тряпицына А.П. Диагностические методики предпрофильной подготовки. Санкт-Петербург, 2006.
  16. Чепурных Е.Е. Информация об организации работы с родительской общественностью по проблемам воспитания детей и молодежи в регионах Российской Федерации: Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации № 28 – 51 – 565/16 от 18.07.2003.
  17. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. – М.: «Глобус», 2006.