Программа "Развитие коррекционно-развивающей среды на уроках коррекции"

Разделы: Начальная школа


Программа коррекционных занятий с 1 по 4 классы включает в себя следующие разделы:

  • Развитие различных видов чувствительности
  • Развитие памяти
  • Развитие мышления
  • Развитие речи
  • Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков

 Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной программы.
Программа нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и имеет свою цель:  создание оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Материал, предлагаемый учащимся, расположен в порядке усложнения и увеличения объёма сведений. Структура занятий различна. В большинстве своём они проводятся в игровой занимательной форме /особенно в 1 – 2 классах/ при этом используются различные виды работы: упражнения на коррекцию ВПФ, штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание, составление рассказов, кроссворды, загадки и т.д. Обязательно на всех занятиях использование наглядности.

   Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти ребёнка с психическим недоразвитием затрудняют его знакомство с окружающими миром.
В ходе ознакомления с окружающим миром необходимо научить детей выделять в предметах и явлениях существенные признаки, сравнивать, объединять предметы и явления по различным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, расширять наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий.
Развитие пространственно-временных представлений включает в себя способность различать и выделять пространственные и временные признаки в окружающих объектах и явлениях, в отношениях к другу и субъекту; использовать имеющиеся знания о пространстве и времени. А также усвоение словесных обозначений пространственных и временных отношений, их понимание и включение в экспрессивную речь.

   Основой для формирования элементарных математических представлений являются развитие операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, проведение измерений с помощью условной мерки и на глаз, развитие глазомера.
Основной целью коррекционно – развивающего воздействия на речевые нарушения является формирование всей системы полноценной речевой деятельности: развитие пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи и связных высказываний, улучшение произносительной стороны речи. Очень важно развитие у детей полноценного речевого общения.

   Работая над программой за основу были взяты:

  • Программа специальной /коррекционной/ школы VIII вида г. Нижнего Новгорода
  • Программа школ г. Санкт-Петербурга
  • Методические рекомендации к урокам по развитию речи Е.Д. Худенко, Д.И. Борышниковой
  • Публикации журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»

Приложение1Приложение2.

Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию выполнения задания или образец. Им предоставляется возможность активно участвовать в занятии, что позволяет его сделать динамичным, включать игры, различные практические действия. Проводя работу систематически, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, можно добиться желаемых результатов. Такие занятия воздействуют на эмоциональное состояние детей: у расторможенных учащихся позволяют сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием учат сосредоточиться, что полезно для ребят с двигательными и речевыми нарушениями.

   Обязательным условием этих занятий является проведение 2-3 физпауз, включающих упражнения для глаз и для дыхания, гимнастические упражнения, направленные на улучшение работы того или иного органа.

   На коррекционных занятиях школьники должны научиться:

  1. Ориентироваться на сенсорные эталоны;
  2. Узнавать предметы по заданным признакам;
  3. Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
  4. Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
  5. Практически выделять признаки и свойства и явлений;
  6. Давать полное описание объектов и явлений;
  7. Различать противоположно направленные действия и явления;
  8. Видеть временные рамки своей действительности;
  9. Определять последовательность событий;
  10. Ориентироваться в пространстве;
  11. Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
  12. Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
  13. Опосредовать свою деятельность речью;
  14. Критически относиться к своей внешности;
  15. Различать положительные и отрицательные действия к своему здоровью;
  16. Знать правила поведения в обществе;
  17. Замечать и исправлять недостатки собственного поведения.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:

  1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  2. Развитие навыков каллиграфии;
  3. Развитие артикуляционной моторики.
  1. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  2. Развитие зрительной памяти и внимания;
  3. Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  4. Развитие пространственных представлений и ориентации;
  5. Развитие представлений о времени;
  6. Развитие слухового внимания и памяти;
  7. Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
  1. Развитие основных мыслительных операций:
  1. Формирование навыков соотносительного анализа;
  2. Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  3. Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  4. Формирование умения планировать свою деятельность;
  5. Развитие комбинаторных способностей.
  1. Развитие различных видов мышления:
  1. Развитие наглядно-образного мышления;
  2. Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
  1. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
  1. Релаксационные упражнения для мимики лица;
  2. Драматизация;
  3. Чтение по ролям.
  1. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
  2. Развитие речи. Владение техникой речи.
  3. Коррекция индивидуальных пробелов  в знаниях.