Программа коррекционных занятий с 1 по 4 классы включает в себя следующие разделы:
- Развитие различных видов чувствительности
- Развитие памяти
- Развитие мышления
- Развитие речи
- Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребёнка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; о применении системного подхода к изучению аномального ребёнка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной программы.
Программа нацелена на максимальную коррекцию имеющихся у младших школьников недостатков развития и имеет свою цель: создание оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
Материал, предлагаемый учащимся, расположен в порядке усложнения и увеличения объёма сведений. Структура занятий различна. В большинстве своём они проводятся в игровой занимательной форме /особенно в 1 – 2 классах/ при этом используются различные виды работы: упражнения на коррекцию ВПФ, штриховка, дорисовывание, складывание, раскрашивание, составление рассказов, кроссворды, загадки и т.д. Обязательно на всех занятиях использование наглядности.
Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти ребёнка с психическим недоразвитием затрудняют его знакомство с окружающими миром.
В ходе ознакомления с окружающим миром необходимо научить детей выделять в предметах и явлениях существенные признаки, сравнивать, объединять предметы и явления по различным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и заключения, расширять наполняемость родовых, видовых и обобщающих понятий.
Развитие пространственно-временных представлений включает в себя способность различать и выделять пространственные и временные признаки в окружающих объектах и явлениях, в отношениях к другу и субъекту; использовать имеющиеся знания о пространстве и времени. А также усвоение словесных обозначений пространственных и временных отношений, их понимание и включение в экспрессивную речь.
Основой для формирования элементарных математических представлений являются развитие операций сравнения и группировки предметов по определенному признаку, накопление представлений о количестве, величине, геометрической форме, проведение измерений с помощью условной мерки и на глаз, развитие глазомера.
Основной целью коррекционно – развивающего воздействия на речевые нарушения является формирование всей системы полноценной речевой деятельности: развитие пассивного и активного словаря, формирование грамматического строя речи и связных высказываний, улучшение произносительной стороны речи. Очень важно развитие у детей полноценного речевого общения.
Работая над программой за основу были взяты:
- Программа специальной /коррекционной/ школы VIII вида г. Нижнего Новгорода
- Программа школ г. Санкт-Петербурга
- Методические рекомендации к урокам по развитию речи Е.Д. Худенко, Д.И. Борышниковой
- Публикации журнала «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития»
Для успешного выполнения заданий дети сначала получают точную инструкцию выполнения задания или образец. Им предоставляется возможность активно участвовать в занятии, что позволяет его сделать динамичным, включать игры, различные практические действия. Проводя работу систематически, учитывая индивидуальные возможности каждого ребёнка, можно добиться желаемых результатов. Такие занятия воздействуют на эмоциональное состояние детей: у расторможенных учащихся позволяют сформировать способность концентрации. Детей с рассеянным вниманием учат сосредоточиться, что полезно для ребят с двигательными и речевыми нарушениями.
Обязательным условием этих занятий является проведение 2-3 физпауз, включающих упражнения для глаз и для дыхания, гимнастические упражнения, направленные на улучшение работы того или иного органа.
На коррекционных занятиях школьники должны научиться:
- Ориентироваться на сенсорные эталоны;
- Узнавать предметы по заданным признакам;
- Классифицировать предметы по форме, цвету, функциональному назначению;
- Составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- Практически выделять признаки и свойства и явлений;
- Давать полное описание объектов и явлений;
- Различать противоположно направленные действия и явления;
- Видеть временные рамки своей действительности;
- Определять последовательность событий;
- Ориентироваться в пространстве;
- Целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- Самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- Опосредовать свою деятельность речью;
- Критически относиться к своей внешности;
- Различать положительные и отрицательные действия к своему здоровью;
- Знать правила поведения в обществе;
- Замечать и исправлять недостатки собственного поведения.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ:
- Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- Развитие навыков каллиграфии;
- Развитие артикуляционной моторики.
- Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания;
- Развитие зрительной памяти и внимания;
- Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- Развитие пространственных представлений и ориентации;
- Развитие представлений о времени;
- Развитие слухового внимания и памяти;
- Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
- Развитие основных мыслительных операций:
- Формирование навыков соотносительного анализа;
- Развитие навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- Формирование умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- Формирование умения планировать свою деятельность;
- Развитие комбинаторных способностей.
- Развитие различных видов мышления:
- Развитие наглядно-образного мышления;
- Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
- Релаксационные упражнения для мимики лица;
- Драматизация;
- Чтение по ролям.
- Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
- Развитие речи. Владение техникой речи.
- Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.