Цель урока: Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки предметов, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие? и их ролью в нашей речи.
Задачи урока:
- Расширять представления о роли в нашем языке слов – имен прилагательных
- Продолжить работу по развитию орфографической зоркости и слуха.
- Формировать умение ставить к слову вопрос.
- Развивать умения распознавать слова, обозначающие предметы и признаки предметов, находить их в тексте.
- Развивать мышление, внимание, речь учащихся.
- Развивать внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- Продолжать формировать умение работать в парах.
- Развивать действия самоконтроля.
- Продолжать работу по осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода.
- Совершенствовать умения в оформлении письменных работ, отрабатывать каллиграфический навык.
- Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок-
Начинаем наш урок.
Начинается урок –
Он пойдет ребятам впрок.
II. Минутка чистописания.
- Начинаем урок как всегда с чистописания.
- Какие буквы спрятались в узоре? А какое слово из этих букв можно составить?
(учитель записывает слово рядом с узором). Запишите на первой строчке узор, чередуя его со словом речь.
- На следующей строке будут слова, в которых встречаются эти буквы.
ребята кричать колючий
- Прочитайте эти слова. Какие орфограммы встретились в этих словах?
- безударная непроверяемая гласная.
- безударная проверяемая гласная.
- сочетание ча-ща.
- Ь показатель мягкости.
Пишем эти слова в тетради, как на доске.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, а неспроста у нас сегодня зашифровано слово речь. Мы сегодня продолжим путешествие по стране речи, продолжим знакомство с частями речи.
(на доске карта страны РЕЧЬ и насколько городов : ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ и ГЛАГОЛ)
- С какими частями речи мы уже знакомы?
- Что такое имя существительное?
- Что такое глагол?
Какие главные признаки каждой части речи выделяли?
(что обозначает и на какие вопросы отвечает)
(вывешивается табличка ОБОЗНАЧАЕТ и ВОПРОСЫ)
- А по научному главные признаки называют КРИТЕРИИ.
(вывешивается табличка с этим словом)
- Давайте вернемся к словам. Определите, какой частью речи является каждое слово.
Ребята – имя существительное, т.к. …
Кричать – глагол, т.к. ...
Колючий - ????
- В какой город поселим?
- Сегодня наша с вами задача познакомиться с новой частью речи.
IV. Работа по теме урока.
1. Создание проблемной ситуации.
- А помогут нам в этом различные звери.
- Возьмите лист бумаги и нарисуйте одного из них под мою диктовку.
У НЕГО УШИ, ХВОСТ, ШЕРСТЬ.
- Покажите рисунки. Что за зверь? Почему они такие разные?
- Давайте ещё раз попробуем.
У НЕГО ДЛИННЫЕ УШИ, КОРОТКИЙ, МАЛЕНЬКИЙ, КРУГЛЫЙ ХВОСТ. ЛЕТОМ ШЕРСТЬ СЕРАЯ, А ЗИМОЙ БЕЛАЯ.
- Покажите рисунки. Что за зверь теперь получился? А теперь ваши звери похожи? Почему?
2. Работа по учебнику.
- Найдем этот текст в учебнике. Упр. 268.
(работа по заданию упражнения).
- Давайте по критериям и попробуем дать характеристику новым словам, новой части речи.
ОБОЗНАЧАЕТ: признак предмета (вывешивается табличка)
ВОПРОСЫ: Какие? Какой? Какая? (добавляю какое? Вывешивается табличка с вопросами).
А называется новая часть речи: ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
- Кто попробует сам дать определение новой части речи?
Повторяем хором.
- Найдем правило в учебнике. Прочитайте правило сами, обозначьте цифрами по каким признакам будем определять имя прилагательное.
- А для чего же в речи нужны имена прилагательные?
(чтобы речь была более точной, полной, яркой, выразительной, образной)
(На карте открываем ещё один город)
V. Физпауза.
VI. Закрепление изученного материала.
- Упражнения в подборе прилагательных к существительным.
- Продолжаем знакомство с именем прилагательным. Какие ещё звери нас с вами ожидают? Приложение 1.
- Подберите к каждому имени существительному подходящее по смыслу имя прилагательное.
- Запишем в тетради получившийся ряд слов и словосочетаний вместе с вопросом.
- Какие орфограммы встретились в словах?
Медведь (какой?) бурый, большой.
Лисица (какая?) рыжая, хитрая.
Ежи (какие?) серые, колючие.
- Упражнения в определении признаков имен прилагательных.
- Мы сказали, что имя прилаг. обозначает признак предметов. А какие это могут быть признаки, нам поможет определить следующее задание.
(Дети работаю на карточках в парах).
К ряду имен прилагательных выберите подходящее по смыслу имя существительное. Приложение 1.
Кислое, сладкое, сочное | карандаши. |
Зеленая, желтая, розовая | коробка. |
Деревянный, железный, пластмассовый | мама. |
Квадратная, круглая, прямоугольная | яблоко. |
Маленькие, короткие, длинные | лента. |
Добрая, ласковая, нежная | стул. |
- Какие признаки обозначает каждая группа имен прилагательных.
(вывешиваются таблички)
- Установление зависимости прилагательного от существительного.
- Ребята! А как вы думаете, почему имя прилагательное так называется?
Уже в самом имени содержится намек на то , что оно должно к чему-то «прилагаться», присоединяться.
Выполняя сегодня на уроке задания, мы увидели, что чтобы узнать предмет, надо знать его свойства, признаки. Такие слова прилагаются к существительному. А также зависят от него.
Вывешивается табличка ЗАВИСИТ ОТ ИМЕНИ СУЩ.
Упр. 270 (разбор для домашнего задания)
VII. Итог урока.
- Давайте вернемся к началу нашего урока . у нас осталось слово , которое мы так не поселили? Почему это имя прилагательное?
- Мы познакомились с новой часть речи – именем прилагательным.
Какие слова называются именами прилагательными?
Что ещё узнали о прилагательном?
- Спасибо всем за работу. Урок закончен.
Задания в зависимости от времени
1. Давайте поиграем в игру «Отгадай предмет».
Я вызываю к доске ученика, незаметно для вас показываю ему какой-то предмет. Он должен подобрать к нему несколько прилагательных, назвать их, а вы должны отгадать этот предмет.
(картинки: волк, арбуз)
2. Подберите к имени прилагательному имена существительные.
СВЕЖИЙ – хлеб, ветер, воздух
ЗОЛОТЫЕ – украшения, руки
БУМАЖНАЯ – открытка, папка, салфетка
ВЕСЕЛОЕ – настроение, гуляние, поведение, кино.