Я работаю по учебникам УМК “Гармония”. С моей точки зрения, все учебники этого комплекта отвечают задачам развивающего образования, способствуют духовному, эмоциональному, интеллектуальному и, безусловно, речевому развитию ребёнка.
Весь курс русского языка нацелен на обучение школьников устному и письменному общению средствами языка (имеет коммуникативную направленность), на широкое использование детского языкового опыта, его обогащения и развития на основе деятельностного подхода к изучению языка.
На своих уроках я использую различные формы организации учебной деятельности. Хочу предложить читателям – моим уважаемым коллегам – описание урока развития речи во втором классе по теме: Словесная зарисовка “Вот и весна!”
Данному уроку предшествовала неделя подготовки. На уроках чтения и русского языка учащиеся познакомились с описанием наступления весны в художественных произведениях Г. Скребицкого, В. Бианки, А. Чехова, наблюдали над средствами художественной выразительности, которыми пользовались авторы (эпитеты, сравнения, олицетворение), сравнивали разные по стилистике тексты (деловое сообщение, словесная картинка) и учились редактировать тексты. Намечая ход работы, я ориентировалась на общий уровень класса: знание предмета, память учащихся, их эмоциональное состояние и готовность к уроку.
Написание словесной зарисовки рассчитано на два урока: на первом – подготовка учащихся, а на втором – написание зарисовки.
Цель:
- формировать умение составлять художественное описание, иллюстрировать своё настроение, вызванное картинами природы;
- формировать коммуникативно-речевые умения по сопоставлению выразительных средств, используемых в различных видах искусства (литература, музыка, живопись);
- способствовать развитию творческого воображения детей;
- обогатить словарь учащихся лексикой, помогающей передавать основную мысль произведения и своё настроение с помощью художественных текстов;
- учить воспринимать красоту природы и эмоционально на неё откликаться;
- научить писать словесные зарисовки по составленному плану и опорным словам.
Оборудование урока:
- у учителя: произведение Л. Н. Толстого “Пришла весна”, музыкальные произведения П. И. Чайковского “Времена года. Весна” и Ф. Шопена “Ноктюрн № 19 ми минор”, репродукции картин И. Левитана “март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”, карточки – опорные слова из текстов произведений, прочитанных детьми.
- у учащихся: тексты произведений: А. С. Пушкин “Гонимы вешними лучами…”, А. Толстой “Вот уж снег последний в поле тает…”, И. Бунин “Бушует полая вода…”, В. Жуковский “Жаворонок”, С. Есенин “Черёмуха”, Ф. Тютчев “Ещё земли печален вид…”; акварельные краски, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист.
- на доске: название словесной зарисовки “Вот и весна!”, репродукции картин.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Подготовка рабочего места. |
У каждого ученика акварельные краски, кисти, лист акварельной бумаги, стакан с водой, тетрадный лист. |
||
2. Подготовительный этап. |
Вступительное слово учителя: - Сегодня утром перед уроками мы обсуждали, какой сегодня удивительный весенний день. Нам так хотелось бы запечатлеть картины пробуждающейся природы, но нет фотоаппарата. |
|
3. Постановка цели урока. |
- На этом уроке мы попробуем написать словесную зарисовку картин пробуждающейся природы. Какими средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней? |
- Отношение к природе можно передать словами, как делают это поэты и писатели. |
4. Подготовительная работа. |
- Вспомните и назовите приметы весны. |
- Становится тепло, солнце светит, небо ясное, бегут ручьи, капель… |
На доске вывешиваются карточки со словами: солнце , небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение |
||
- Все эти приметы рождают у человека настроение, которое хочется выразить в стихах, музыке, прозе. |
||
Звучит музыка Шопена “Ноктюрн № 19”. Стихотворение исполняется под музыку. |
||
5. Работа над текстами произведений о весне. |
- Послушайте в исполнении Риммы Ямниковой стихотворение А. К. Толстого “Вот уж снег последний в поле тает…”, запоминайте признаки весны. |
- Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. Юный лес, в зелёный дым одетый, Тёплых гроз нетерпеливо ждёт; Всё весны дыханием согрето, Всё кругом и любит и поёт… |
- Какие средства художественной выразительности использует автор, чтобы “нарисовать” словами картину весны? (вывешиваются карточки слов “эпитет”, “сравнение”) |
- эпитеты, сравнение |
|
- Что сказал автор про снег, - деревья, - настроение |
- снег последний, грязный, серый, тает - юный лес, зелёный дым - всё кругом и любит и поёт |
|
На доске появляются новые карточки слов – названий признаков весны: |
||
солнце , небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроениепоследний звенит бегут юный лес любит грязный журчат зелёный дым поёт |
||
- Послушаем стихотворение Ф. И. Тютчева “Весенние воды”. Читает Настя Батенина. |
- Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят- Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… |
|
- Какая главная примета весны? - Как названы ручьи? - Подберите к слову гонцы близкое по смыслу слово. - Почему ручьи “вестники”? - Какими ещё словами описаны действия ручейков? |
- ручьи бегут, тает снег - гонцы - вестники - они несут вести о весне - бегут, будят, блещут, гласят |
|
- Как называется этот приём? - Этот приём часто используют в стихотворениях о природе, чтобы они получились волшебно красивыми.(вывешивается карточка “олицетворение”) |
- олицетворение |
|
- Эти приметы весны мы только видим или их можно услышать? |
- слышим: птицы поют, ручьи журчат, капель звенит |
|
Все слова описания весны добавляются на доске под словами солнце , небо, снег, капель, ручьи, деревья ,настроение |
||
- Почему весной всё звучит и видится иначе? |
- этих звуков не было всю зиму, природа спала, а теперь проснулась. - Эти звуки стали заметнее после зимнего перерыва. |
|
- Послушайте, как пробуждается природа в стихотворении Ф. И. Тютчева “Ещё земли печален вид…” в исполнении Саши Лахтиковой. |
-Ещё земли печален вид, А воздух уж весною дышит, И мёртвый в поле стебель колышет, и елей ветви шевелит. Ещё природа не проснулась, Но сквозь редеющего сна Весну послышала она. И ей невольно улыбнулась… |
|
- Как о природе говорит автор? - Как вы представляете улыбку природы? - А какое оно, весеннее солнце? |
- природа проснулась, улыбнулась - лучик солнышка - ласковое, тёплое, улыбается |
|
Слова определения помещаются на доску под словами солнце, небо, снег, капель, ручьи ,деревья, настроение |
||
Работа над текстом |
Особые весенние звуки напоминают человеку о том, что долгая зима сменяется весной, что скоро будет зелено, тепло, и эти звуки рождают особое настроение. Послушайте отрывок из произведения Л. Н. Толстого “Пришла весна”. - Пришла весна. По мокрым улицам города журчали торопливые ручьи; цвета одежд, и звуки говора движущегося народа были ярки. В садиках за заборами пухнули почки деревьев, и ветви их чуть слышно покачивались от свежего ветра. Везде лились и капали прозрачные капли…, воробьи нескладно попискивали и подпархивали на деревьях, всё двигалось и блестело. Радостно, молодо было на земле и в сердце человека. |
|
- Какое настроение вызывает оно у вас? - Какие слова применил автор? |
- настроение очень радостное - всё двигалось, блестело - торопливые ручьи - пухнули почки - радостно на земле и на сердце |
|
- Послушаем несколько стихотворений, где показано настроение: Аня Полевая читает А. С. Пушкина “Гонимы вешними лучами…” |
- Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года; Синея блещут небеса Ещё прозрачные, леса Как будто пухом зеленеют… |
|
- Назовите слова, которыми А. С. Пушкин показывает пробуждение природы. |
- весенние лучи - бегут мутные ручьи - утро года (весна) - улыбкой ясной сквозь сон - леса прозрачные |
|
Володя Шмойс прочитает стихотворение И. Бунина “Бушует полая вода”. |
-Бушует полая вода, Шумит и глухо и протяжно. Грачей пролётные стада Кричат и весело и важно Меж круглых рыхлых облаков… Невинно небо голубеет, И солнце ласковое греет В затишье гумен и дворов… |
|
- Назовите слова, которые показывают движение в природе с наступлением весны. - Что сказано о небе? |
- ручьи шумят - грачи кричат - лужи блещут - небо голубеет, по нему бегут рыхлые облака - солнце ласковое греет |
|
Ваня Шевяков прочитает стихотворение В. Жуковского “Жаворонок” |
-На солнце тёмный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий… |
|
- Назовите звуки весны, которые услышали. - “В лазури” это где? |
- песня жаворонка - голосисто поёт - в голубом прозрачном небе |
|
Глеб Юдин прочитает стихотворение С. Есенина “Черёмуха”. Постарайтесь почувствовать настроение поэта. |
- Черёмуха душистая С весною расцвела И ветви золотистые, Что кудри завила. А рядом, у проталинки, в траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей… |
|
- Назовите слова, которые пробуждают у вас ощущение весны. |
- душистая черёмуха, расцвела - ветви золотистые -проталинки - струится серебряный ручей |
|
- А если бы вам предложили изобразить это стихотворение в цвете, какие краски вы бы взяли? |
-голубые, белые, зелёные, светлые |
|
Слова определения помещаются на доску под словами солнце, небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроение |
||
6. Обобщение |
- Прозвучали стихотворения и о ранней весне и о весне, набравшей полную силу. Самые разные приметы весны привлекали внимание поэтов, писателей. Весну в их произведениях можно не только увидеть, но и услышать. |
|
7. Эмоциональный настрой учащихся (работа с репродукциями картин и музыкальными произведениями) |
- Какими ещё средствами можно передать картины природы, своё отношение к ней и настроение? |
- красками |
Рассматривание репродукций картин художников И. Левитана “Март” и А. Саврасова “Грачи прилетели”. - На этих картинах художники изобразили начало весны, март. Но в чём вы видите различие? Какие краски использовал Левитан, а какие – Саврасов? -Одинаковое ли настроение они передают? Каждый художник с помощью цвета по-своему изобразил наступление весны и своё настроение. |
- на одной картине краски яркие, голубое небо, а на другой – серые, а небо тёмное. - на одной весёлое, а на другой грустное. |
|
- А ещё картины весенней природы можно “нарисовать” звуками музыки. Это делают композиторы. Послушайте произведение П. Чайковского “Времена года. Весна”. Попробуйте передать с помощью красок ваше ощущение весны. |
Учащиеся на листе акварельной бумаги (слева) закрашивают в виде цветовых полос. Работают под музыку. |
|
Учитель записывает на доске предложение, с которого начнётся словесная зарисовка С каждым днём мы чувствуем весну всё сильнее и сильнее. |
||
Заканчивается первая часть занятия. Учащиеся убирают краски, моют кисти, отдыхают, слушают музыку. |
||
8. Подготовка к составлению словесной зарисовки. |
-Мы разобрали несколько произведений и выделили главные слова. Почувствовали настроение весны и изобразили его красками. А теперь пора записать то, что мы узнали, запомнили, ощутили. А ещё мы составили с вами план зарисовки в виде опорных слов. Весь урок мы выбирали слова, которые показывают, что происходит в природе весной. Давайте прочитаем, что мы выделили самое главное. |
|
солнце , небо, снег, капель, ручьи, деревья, настроениеласковое голубое последний звенит бегут юный лес любит тёплое лазурное серый поёт гонцы зелень золотистая поёт солнышко светлое рыхлый весёлая будят прозрачный лес радостно греет облака тёмный шумная вестники тёмный лес улыбнулась синеет грязный журчат зелёный дым блещет тает торопливые набухли почки проталины |
||
9. Творческая работа. |
- Запишите тему урока “Вот и весна”. Это и будет заголовок вашей зарисовки. Спишите предложение с доски, оно раскрывает главную мысль вашего текста и является началом вашей работы над зарисовкой. |
Вот и весна. С каждым днём мы чувствуем весну всё сильнее и сильнее. |
- следующие предложения вы составите сами, используя опорные слова. Эти опорные слова будут служить вам планом работы. План в работе нужен для того, чтобы содержание было полным, раскрывало тему работы. Постарайтесь при написании зарисовки придерживаться этого плана. |
Солнце… Небо… Снег… Капель… Ручьи… Деревья… Настроение… |
|
10. Проверка. |
- После написания зарисовки не забудьте прочитать её как редактор и как корректор (проверить ошибки) |
|
11. Итог урока. Выставка работ. |
- Прошу прочитать свою зарисовку о весне и показать, как выразили своё настроение. |
Учащиеся читают свои зарисовки. Работы выставляются на стенд. |
12. Заключение. |
- Благодарю всех за отличный урок, за то настроение, которое вы передали мне своими работами. |
Аплодисменты. |
См. приложение.