Тема: «Главные и второстепенные члены предложения».
Цели:
- Обучающие:
- дать понятие о том, какую роль выполняют в предложении второстепенные члены;
- сформировать понятие о главных и второстепенных членах;
- учить приемам анализа и синтеза;
- повторить правописание безударных гласных проверяемых и не проверяемых ударением;
- закрепить умение находить в предложениях подлежащее и сказуемое;
- подвести к выводу: второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения.
- Развивающие:
- развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения; умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы; умение выделять главное, наблюдать; умения частично-поисковой деятельности, частичной постановки проблемы и ее решения;
- развитие речи: развитие лингвистического отношения к слову; обогащение словаря; уточнение словаря; активизация словаря; формирование связной речи.
- Воспитательные:
- формирование интереса к культуре и искусству своего народа;
- формирование внимательного отношения к природе, бережного отношение к ней.
- воспитание стремления к творчеству.
Форма урока: интегрированный урок.
Оборудование: аудиозапись П. И. Чайковский «Октябрь», репродукция картины И.Левитана «Золотая осень», карточки с текстом стихотворения А.С.Пушкина «Осень», карточки-настроения , учебники, тетради.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный психологический настрой.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся. |
Добрый день! Добрый осенний день. Я рада
вас видеть на занятиях. У вас на партах карточки
настроения, покажите какое у вас настроение. А вот какое у меня настроение. Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. А с теми, у кого плохое настроение. Мы попытаемся поделиться своим хорошим настроением. Сегодня мы продолжаем исследовать тему: «Главные и второстепенные члены предложения». И попытаемся ответить на вопрос: Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? |
Дети показывают карточки. |
II. Словарная работа
Цель: повторить словарные слова, подготовить к восприятию новой темы, учить видеть второстепенные члены.
Сегодня мы отправимся в путешествие. А
что нас там ожидает, и кого мы встретим, мы узнаем,
отгадав загадки. Слушайте внимательно, обратите
внимание на те слова, которые помогают
определить о ком, или о чем эта загадка. Запишите
отгадки.
А почему так вы решили? Какие слова помогли вам понять? Ребята, к каждому слову подберите однокоренное прилагательное.
А почему вы так решили? Какие слова вам помогли? А какая она летом? А зимой?
А почему вы так думаете? А еще, какая может быть это ягода?
По какому признаку вы определили, что это
дерево – осина?
А почему вы так решили? Какие слова вам помогли понять загадку? А только ли это? Внимательно посмотрите на записанные слова. Подумайте, какое слово «лишнее»? Почему? Докажите свою точку зрения. Молодцы! Хорошо! Какие слова в загадках помогли нам понять, о чем идет речь в загадках? |
Работа в тетрадях и у доски с
комментированием.
береза в сарафане белом малина ягода медвежья;
Земляника, малина, костяника, морошка и др. Красавица, румяна, нежная.
Осина. Лист робкий, лист дрожит, ветра нет. Ворона. Серенькая шапочка, нетканая жилеточка,
рябенький кафтан и др. Вороний. Нам помогли имена прилагательные и др. дополнительные слова. |
III. Письмо по памяти
Цель: развитие памяти, речи учащихся, умения слышать красоту русского языка.
Ребята, что вы можете сказать о
наступившем времени года? Верно, дети, вы все правы и сегодня на уроке мы будем описывать ее портрет. Портрет осени. Я предлагаю вам написать его по памяти. У вас на партах карточки. Прочитайте стихотворение. А кто автор данного произведения?
А.С.Пушкин. Молодцы! Обратите внимание на слова очей и багрец. Что вы знаете об этих словах? Какое значение у данных слов? О каком времени года пишет А.С.Пушкин? Почему?
Докажите свою точку зрения. Какие слова вам
помогли? Проверка. По уровням. Какие орфограммы
подчеркнули? Подберите проверочные слова.
Приведите свои примеры на данные орфограммы.
Постарайтесь запомнить текст. Вывод. Так какие слова помогли нам представить более точно и полно описание осени? Подчеркните их волнистой линией. Расскажите об этих словах. Что вы о них знаете? С какими членами предложения они связаны в тексте? А какая осень описана в стихотворении? Где эту осень мог увидеть поэт? Тогда давайте все вместе отправимся в лес. А какие правила поведения в лесу вы знаете? |
Наступила осень, середина осени, золотая осень и др. варианты.
Работа с карточками. Автор произведения А.С.Пушкин.
Подготовленные дети объясняют Л.З. слов багрец
и очей.
Работа в тетрадях. Дети записывают текст. Осень золотая, поздняя и др. варианты. Видеть
мог в лесу, возле дома, в парке и др. варианты. |
IV. Основная часть урока
Цель: выяснить, какую роль в предложении
выполняют второстепенные члены.
Садитесь удобнее, закройте глаза и вслушайтесь.
Помните, музыка рождается в тишине.
РЕЛАКСАЦИЯ.
1. Прослушивание музыкального произведения П.И.Чайковский» Октябрь».
Цель: учить слушать музыку, понимать ее, уметь передавать словами свои чувства и мысли.
Какие чувства вы испытывали, когда
слушали музыку? Где побывали? Что вы представили
себе? Кто знает, как называется это произведение? Кто написал ее? |
Музыка понравилась. Тихая, спокойная,
задумчивая и др. варианты. Осень, листопад, ветер наклоняет деревья и др. варианты. Эта пьеса называется «Октябрь». Написал ее П.И.Чайковский. Весь цикл пьес называется « Времена года». |
2. Работа над репродукцией картины И. Левитана «Золотая осень».
Цель: учить видеть красоту природы, уметь передавать свои чувства словами, сравнивать.
Посмотрите на репродукцию картины. Она вам нравится? Почему? Что вас в ней привлекло? Кто знает, как она называется? Кто автор этого
полотна? Наступила \ранняя, долгожданная, золотая \
осень. Березки надели \золотые, пестрые,
разноцветные \ платья. Листья клена \
разрумянились, покраснели \. \Пестрый, золотой,
сказочный, \ ковер листьев шуршит под ногами.
\Чистая, хрустальная \ вода потемнела в реке. Какой текст более полно и точно передал ваши
впечатления? Спишите текст. Вставьте понравившиеся вам
слова, которые, по вашему мнению, передают
настроение картины. Подчеркните их волнистой
линией. Прочитайте, что у вас получилось. Подчеркните в
тексте главные члены предложения. Так как мы их можем назвать? Молодцы! Откройте учебник на странице 19. Прочитайте
правило. Обратите внимание на то, что
второстепенный член поясняет не только
подлежащее и сказуемое, но и другой
второстепенный член предложения. Умницы! Вы меня порадовали. |
Дети рассматривают репродукцию
картины. Она теплая, красивая, краски яркие, насыщенные и др. варианты. Картину написал И.Левитан. «Золотая осень». Чтение текстов с доски.
В первом тексте предложения не
распространенные. Работа в тетрадях. Запись текста под музыку. В каждом предложении нельзя повторять одно и тоже слово, его нужно заменить другим, близким по смыслу. Чтение текста. Второстепенные члены уточняют главные, делают
текст лучше, красивее. Второстепенными членами называются все члены предложения, кроме подлежащего и сказуемого. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены предложения. |
V. Закрепление
Цель: закрепить понятие второстепенные члены через выполнение упражнения учебника.
Давайте, применим наши знания на
практике. Посмотрите упражнение 26. Прочитайте
задание 1 и 2. Что необходимо сделать в этом
упражнении. Какие правила списывания мы должны помнить? Что еще нам предлагают сделать авторы учебника? Как вы справитесь с этим заданием? Кто готов приступить к работе над упражнением? Приступайте, будьте внимательны. Индивидуальная помощь детям. Проверка выполнения упражнения. |
Читают упражнение 26.
Нам нужно списать текст. Главные члены это подлежащее отвечает на
вопросы кто или что. Сказуемое – что сделать? что
делать? И др. варианты. Показ рукой. Самостоятельная работа. Списать предложения.
Найти главные и второстепенные члены,
подчеркнуть их в тексте. |
VI. Итог урока
Цель: подвести итог работы, узнать, как усвоили дети новый материал.
Наш урок подходит к концу. Что узнали
нового? О чем вспомнили? Что непонятно было в
уроке? Какую роль в предложении выполняют второстепенные члены? Что понравилось на уроке? Как вы оцениваете свою работу? Покажите, какое у вас настроение после завершения урока? А вот, мое настроение. Спасибо за урок. Вы все хорошо работали. Оценки за урок. |
Ответы детей. Работа с карточками настроения. |