Цель занятия: уточнение представления об объёме фигур.
Задачи:
- Образовательные: тренировать способность в простых случаях к практическому измерению объёма с помощью различных мерок; познакомить учащихся с общепринятыми единицами объёма - см3, дм3, м3; построить формулу объёма прямоугольного параллелепипеда.
- Развивающие: развивать пространственное мышление, совершенствовать мыслительные операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, любознательность, пытливость в процессе обучения.
Учебно - методическое обеспечение: Л.Г Петерсон Математика, учебник для 2 класса в трёх частях. Часть 3. Издательство – М. «Ювента», 2002.
Авторский продукт: (презентация)
- Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint.
- Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала.
- Технологический сценарий:
- Краткое описание содержания интерактивных учебных кадров:
- Титульный лист.
- Тема урока.
- Цель и задачи урока.
- Прочитайте выражения и найдите их значения.
- Объём.
- Окружающие предметы имеют форму прямоугольного треугольника.
- Грани прямоугольного параллелепипеда.
- Вершины прямоугольного параллелепипеда.
- Рёбра прямоугольного параллелепипеда.
- Измерения параллелепипеда.
- Куб.
- Единицы измерения объёма.
- Измерить объём тела.
- Измерить объём тела.
- Формула объёма.
- Задание на закрепление.
- Спасибо за внимание!
- Система навигации:
Смена слайдов происходит по щелчку мыши. Все объекты на слайдах, кроме слайдов №1 - 3, 11, 12, 15 анимированы, они появляются по щелчку мыши. На слайде №4 объекты «значения выражений» и «расположение их в порядке возрастания» анимированы и появляются по щелчку мыши, а буквы появляются автоматически. На слайдах №2, №10 имеются управляющие кнопки, которые работают по наведении указателя мыши, не производя щелчка.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: ноутбук с программным обеспечением Windows XP, модели прямоугольных параллелепипедов (по количеству учащихся в классе), эталоны - помощники.
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации.
1. Работа над выражениями. Слайд №4.
Учитель: - Прочитайте выражения и найдите их значения.
32 + 84 + 68 =
971 - (351 + 20) =
60 · 10 / 100 =
(700 / 100) · 10 =
(320 / 32) · 5 =
841 - (75 + 741) =
(685 + 47) - 235 =
(341 + 82) - 141 =
Учитель: - Какие правила вы использовали при нахождении значений выражений?
Дети: - Вычитание суммы из числа, вычитание числа из суммы, сочетательное свойство сложения, деление на 100 и умножение на 10.
Учитель: - Расположите значения выражений в порядке убывания и расшифруйте слово.
Дети: | 600 | 497 | 282 | 184 | 70 | 50 | 25 | 6 |
в | е | л | и | ч | и | н | а |
Учитель: - Ребята, вспомните, что мы называем величиной?
Дети: - Величина – это то, что можно измерить и результат измерения выразить числом.
Учитель: - Какие способы измерения величин вы знаете?
Дети: - На глаз, с помощью измерения.
Учитель: - Что нужно сделать, чтобы измерить величину?
Дети: - Выбрать мерку и узнать сколько раз она содержится в измеряемой величине.
Учитель: - Назовите величины, которые вы знаете, и их единицы измерения.
Дети: - Длина – см, дм, м; масса – кг; площадь - см2, дм2, м2; объём – литр.
Учитель: - Для чего используют единицу объёма – литр?
Дети: - Для измерения объёма жидкости и вместительности сосудов.
Учитель: - Как вы думаете, что значит сравнить фигуры по объёму?
Дети: - Определить больше или меньше места фигура занимает в пространстве.
2. Работа по учебнику. (стр. 60 №1)
Учитель: - Что нужно найти у фигур?
Дети: - Объём.
Слайд №5
Учитель: - Что такое объём? (Учитель обобщает ответы детей)
Учитель: - Чем можно измерять объём?
Дети: - Вёдрами, чашками, стаканчиками.
Учитель: - Чем измерен объём фигур в №1?
Дети: - Кубиками.
Учитель: - Как их называют?
Дети: - Прямоугольные параллелепипеды.
Учитель: - Приведите примеры окружающих нас предметов, имеющих форму прямоугольного параллелепипеда.
Дети: - Коробка, кубик, системный блок компьютера и т.д.
Слайд №6
3. Практическая работа с предметными моделями.
Учитель: - У вас на партах лежат модели прямоугольных параллелепипедов. Рассмотрите их. Покажите грани параллелепипеда. Сколько их?
Дети: - 6.
Слайд №7
Учитель: - Есть ли у параллелепипеда равные грани? Покажите их на модели.
Дети: - Равные грани: нижняя и верхняя, передняя и задняя, правая и левая.
Учитель: - Какой вывод вы можете сделать?
Дети: - Противоположные грани параллелепипеда равны.
Учитель: - Покажите вершины параллелепипеда. Сколько их?
Дети: - 8.
Учитель: - Что называется вершиной параллелепипеда?
Дети: - Вершины граней называются вершинами прямоугольного параллелепипеда.
Слайд №8
Учитель: - Покажите рёбра параллелепипеда. Что называется рёбрами? Сколько их?
Дети: - Стороны граней называются рёбрами, их 12.
Учитель: - Как вы думаете, есть ли у параллелепипеда равные рёбра? Покажите. Почему они равны?
Дети: - Они являются противоположными сторонами прямоугольников – граней.
Слайд №9
Учитель: - Сколько неравных рёбер может быть у параллелепипеда? Покажите.
Дети: - Три ребра: длина, ширина, высота.
Слайд №10
Учитель: - Обратимся к №1.Какая из фигур в №1 по объёму самая большая? Какая самая маленькая? Назовите фигуры равные по объёму. Какая из фигур (б) или (г) больше по объёму? (При обсуждении вопросов №2,3 учащиеся понимают, что ответ дать нельзя, т.к. результат измерения зависит от мерки, а в данном случае мерки разные)
Учитель: - Как вы думаете, какие кубики являются общепринятыми единицами объёма? (Дети испытывают затруднение)
Учитель: - Как вы думаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? (Учитель обобщает ответы детей и просит сформулировать тему урока или объявляет её сам)
Слайд №2
III. «Открытие» нового знания.
Учитель: - Какой параллелепипед вы бы предложили выбрать как общепринятую мерку?
Дети: - Кубики, у которых рёбра равны.
Слайд 12 (Педагог сообщает единицы измерения объёма)
Учитель: - Предлагаю научиться измерять объём параллелепипеда с помощь новых мерок. Учитель предлагает выполнить задание, представленное на слайдах №13, 14.
Учитель: - Выполним в учебнике №2 на стр. 61
Учитель: - Рассмотрите модель прямоугольного параллелепипеда, составленного из кубиков. Что можно узнать?
Дети: - Длина = 5см, ширина = 2см, высота = 3см.
Учитель: - Как узнать объём прямоугольного параллелепипеда, не пересчитывая кубики?
Дети: - Сначала узнать, какое число кубиков находится в основании (длину умножить на ширину), а потом умножить на число слоёв (на высоту).
Учитель: - Чему же равен объём параллелепипеда?
Слайд №15 (Далее учащиеся выводят формулу объёма и выражают в речи получившееся равенство. Полученный вывод сопоставляется с текстом учебника, приведённым в рамке стр. 61)
IV. Первичное закрепление.
1.Учитель предлагает выполнить задание, представленное на слайде №16.
2. Работа в парах.
Учитель: - Задание на стр. 62 №3.
Учитель: - Итак, какой вывод вы можете сделать?
Дети: - Объём параллелепипеда не зависит от его положения в пространстве.
V.Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.
Учитель предлагает детям задание №4 (одно на выбор). Если кто-то из детей затрудняется в выполнении работы, им предлагается эталон-помощник [1], [2]. После выполнения задание проверяется.
VI. Решение задач на повторение.
1. Смысл умножения и деления.
стр. 62 №6
2. Решение уравнений.
стр. 62 №7
VII. Домашнее задание.
Детям предлагается найти коробку выполнить её измерения и вычислить объём.
VIII. Итог урока. Рефлексия.
Подводя итог урока, учитель предлагает определить достижение его цели и просит детей оценить свою работу, используя таблицу (Приложение 1).
Список литературы:
- Л.Г.Петерсон, М.А.Кубышева Построй свою математику. Блок-тетрадь эталонов. М., НОУ УМЦ «Школа 2000», 2007.
- Л.Г.Петерсон Эталоны-помощники учителей и учеников. Издательство – М. АПКиППРО, 2007.