Когда чтение становится радостью

Разделы: Работа с дошкольниками


Едва ли среди вдумчивых родителей будущих первоклассников найдутся те, кто не задается вопросом: как научить малыша читать и писать без слёз, упрёков и обид? Необходимые умения и навыки, безусловно, можно сформировать в результате ежедневных занятий, в ходе которых ребёнок читает букварь, пишет крючки и палочки. К сожалению, многим мамам и папам уже известны горькие плоды подобного обучения: раздражение, скука и усталость. Выбор такого пути едва ли способствует превращению чтения и письма в школу развития эмоций и чувств, в средство познания себя, мира и окружающих. Но есть и другой путь, ведущий к тому, что чтение становится предметом устойчивого и содержательного интереса – увлекательная игра, общение и совместное творчество детей и взрослых.
Пробуждать интерес к чтению, воспитывать будущего Читателя можно по-разному. К примеру, можно отправиться в путешествие по азбучным сказкам, поиграть в увлекательную игру под названием «Вопросы – почтой» или затеять переписку с героями любимых сказок. Можно своими руками сделать книгу. А еще можно изготовить настоящую шляпу Читателя и с радостью продемонстрировать ее близким, знакомым и друзьям! Эти и многие другие способы и формы работы способствуют развитию речи ребенка, более успешному преодолению речевого нарушения, построению дифференцированной картины мира, осознанию и систематизации личного опыта малыша. И что самое главное, книга – это повод собраться всей семьей, услышать и попытаться понять друг друга. Совместное чтение, работа с книгой предполагает сотрудничество детей и взрослых, способствующее восстановлению нарушенных эмоционально-личностных связей, опыту общности с другим человеком, установлению диалогических отношений с ним.
Фестиваль читательский шляп – это определенный итог глубокой разноплановой работы по приобщению ребенка к чтению. Фестивалю предшествует продолжительный этап совместного чтения детей и родителей, в ходе которого ведется читательский дневник. Необходимо подчеркнуть, что уже на этом этапе ребенок должен быть активным участником всех происходящих событий. Для взрослого важно заметить интерес к книге и не пропустить инициативу малыша при ее выборе, поддержать желание ребенка перечитывать понравившиеся страницы и обсуждать их содержание. Не менее значимым представляется определение круга чтения ребенка, начинающего читать и накопление его читательского опыта. В решение этой проблемы помогают консультации со специалистами, ориентирующие родителей в современном книжном море, помогающие успешно справиться с возникающими проблемами. В ходе совместных встреч и обсуждений взрослые получают возможность расширить свой собственный опыт того, как поддержать интерес ребенка к самостоятельному чтению. На более поздних этапах ребенок принимает непосредственное участие в выборе модели читательской шляпы, ее изготовлении и оформлении. При оформлении шляпы дети и взрослые обращаются к тем дневниковым записям, которые велись на этапе совместного чтения. Хотелось бы предостеречь взрослых от избыточной «дидактичности»: не стоит превращать чтение в обязанность, гнаться за количественными показателями. Совместное чтение и изготовление шляпы Читателя должно стать приятным и увлекательным делом для детей и взрослых!

ФЕСТИВАЛЬ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ШЛЯП

(сценарий)

Участники: дети подготовительной к школе группе (логопедической) и их родители; герои любимых детских книг: Федора Егоровна, Винни-Пух, Золушка и Принц
Члены жюри: выпускники логопедической группы прошлых лет, родители.
Подготовительная работа:

  1. По рекомендации логопеда дети и взрослые читают  книги в семейном кругу, постепенно оформляют читательские шляпы. Шляпы изготовляются из картона, бумаги, на ней записываются названия, авторы книг. По желанию детей, шляпы украшаются рисунками. Особым образом (к примеру, цветом) выделяются книги, которые ребенок прочитал самостоятельно.
  2. Выставка книг «Мои любимые книжки» (на выставке представлены любимые книги детей, принесенные из дома.).
  3. Выставка детских рисунков «По страницам любимых книг».

Оборудование: доска, снежинки, на которых написаны буквы, дерево, на котором висят буквы, вылепленные из теста, мешок с вещами героев детских книг, магнитофон

ХОД ФЕСТИВАЛЯ

1. Открытие Фестиваля

Гости, члены жюри собираются в украшенном зале. Звучит музыка.

Ведущий: Уважаемые члены жюри и гости фестиваля! Мы рады приветствовать вас на фестивале читательских шляп! Разрешите представить Вам наших участников!

Дети в читательских шляпах входят в зал под аплодисменты, ведущий представляет каждого из них.

Ведущий: Фестиваль читательских шляп объявляется открытым! Позвольте представить членов жюри…

Ведущий: Сегодня у нас много гостей и участников, давайте познакомимся поближе.

Члены жюри задают участникам фестиваля вопросы. К примеру:

– Твоя любимая книжка?
– Твой любимый сказочный герой?
– С кем ты читаешь книжки?
– Какие книги тебе больше нравятся?
– Сколько книг ты прочел сам? Кому ты читаешь книжки?
– Какую книгу ты посоветовал бы прочесть своему другу?
– Книги каких авторов тебе больше нравятся? И др.

2. Основная часть

Ведущий: Итак, сегодня у нас праздник. Ребята нашей группы окончили свою первую школу совместного с родителями чтения! В честь этого важного события наши мамы испекли пирог. Но где же он? (Обнаруживается пропажа пирога).

Дети принимают решение отправиться на поиски пирога. Вбегает Федора.

Федора (плачет):

Что такое? Почему?
Ничего я не пойму!
Все я мыла, вытирала поутру,
А теперь не вижу букв я
И читать я не могу!

Ведущий: Что Федора с тобой приключилось, можем ли мы тебе помочь?

Выясняется, что Федора случайно стерла буквы с доски. Необходимо дописать буквы и прочитать слово. Дети помогают Федоре, дописывают буквы, читают слово:

Ч   И   С   Т   О   Т   А

Федора: Ой, спасибо вам, детишки, видно вы читали книжки! А почему вы такие грустные, что с вами приключилось? Дети объясняют, Федора советует им отправиться к Винни-Пуху.

Дети продолжают путь, появляется Винни-Пух. Он идет с шариком, доволен, напевает:

Мишка очень любит мед.
Почему? Кто поймет?
А еще наш милый мишка
Очень любит читать книжки!

Ведущий: Здравствуй, Винни-Пух! Ты так много читаешь, не знаешь ли ты, кто мог взять наш праздничный пирог?

Винни-Пух: Наверно, я смогу вам помочь. Но сначала давайте немного поиграем! Я начну строчку, а вы договорите словечко:

– Мышь считает дырки в сыре: три плюс два, всего …
– Знает девочка любая, что морковка…
– На болоте во весь дух громко квакает…
– Помидор большой и спелый, посмотри, какой он …
– Солнце уплывает прочь, значит, наступает …
– Много книг медведь прочел, чтоб узнать о пользе …

– Молодцы, как здорово у нас получается! Я не видел ваш пирог, но видел какие-то следы. Вот они, смотрите, кто бы это мог быть?

Дети рассматривают снежинки, догадываются, что это следы Снежной королевы. Перед ними снежинки, на каждой из которых написана буква. Необходимо расположить снежинки так, чтобы получилось слово. Дети составляют слово:

З   О   Л   У   Ш   К   А

Открывается занавес, дети видят Золушку, которая сидит под необычным деревом (на ветках дерева висят правильные и неправильные буквы из теста), плачет.

Ведущий:Здравствуй, милая Золушка! Что с тобой приключилось? Мы можем помочь твоему горю?

Золушка: Здравствуйте, дети, какие вы все нарядные и красивые! А я никак не могу отправиться на бал. Мачеха приказала оставить на дереве только правильные буквы, а у меня ничего не получается…

Ведущий:Не плачь, мы твоему горю поможем!

Дети снимают неправильные буквы с дерева. На нем остаются буквы:

Б   А   Л

Дети составляют слово БАЛ. Появляется принц:

– Милая Золушка! Дорогие дети! Как я рад видеть вас на балу юных читателей! У нас сегодня так много гостей. Правда, с некоторыми я совсем не знаком. Как вы думаете, чья это вещь?

Принц показывает вещи, принадлежащие тому или иному герою детских книг; дети называют гостя. Гость приветствует детей.

Принц (радостно): Вот и славно, со всеми познакомились! Бал юных читателей открывается!

Звучит музыка песни «Встаньте, дети, встаньте в круг!», Принц и Золушка приглашают всех гостей, участников, героев книг петь и танцевать.

Ведущий: Дорогой Принц, милая Золушка! Как у вас весело! Нам с ребятами совсем не хочется портить вам настроение. Но у нас случилась беда. Мамы и папы испекли для всех читателей праздничный пирог, а он куда-то исчез!

Принц:  Что же вы раньше не сказали! Я все знаю! Праздничный пирог ждет вас в сказочном кафе. Поспешите туда!

Дети приглашают всех гостей, героев книг на чаепитие.

3. Закрытие Фестиваля

Участники и гости рассаживаются за праздничным столом. Члены жюри подводят итог Фестиваля читательских шляп. Работа каждого ребенка отмечается в той или иной номинации. Дети получают в подарок книги. Фотографируются с любимыми героями своих книг, обмениваются впечатлениями. Прощаются с героями детских книг, которые были в гостях на Фестивале читательских шляп.

Подготовка и участие в таких образовательных событиях расширяет опыт совместных переживаний детей и родителей, создает ненасильственный контекст овладением навыком чтения, способствует тому, что чтение для малыша становится радостью!