Электронное пособие по математике (5-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 5


Учебник.

1. Правильные и неправильные дроби.

Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью. Например, .

Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью. Например, .

Правильная дробь меньше единице, а неправильная дробь больше или равна единице.

2. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило сложения можно записать так: .

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

С помощью букв правило вычитания записывают так: .

3. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:

  1. уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
  2. записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
  3. выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
  4. поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.

4. Умножение десятичных дробей на натуральные числа.

Произведением десятичной дроби и натурального числа называют сумму слагаемых, каждое из которых равно этой дроби, а количество слагаемых равно этому натуральному числу.

Чтобы умножить десятичную дробь на натуральное число, надо;

  • умножить ее на это число, не обращая внимания на запятую;
  • в полученном произведении отделить запятой столько цифр справа, сколько из отделено запятой в десятичной дроби.

Чтобы умножить десятичную дробь на 10, 100, 1000 и т. д., надо в этой дроби перенести запятую на столько цифр вправо, сколько нулей стоит в множителе после единице.

Например,

0,065 · 1000 = 0065 = 65;
2,9 · 100 = 2,90 · 100 = 290.

5. Смешанные числа.

* Запись числа, содержащую целую и дробную части, называют смешанной.

Например, .

Конспекты уроков

Урок математики по теме “Правильные и неправильные дроби”. (1-й урок)

Цель урока: обеспечить в ходе урока овладением умением определять правильные и неправильные дроби, сравнивать их.

Содержание урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Устная работа. (Слайд 2)

4. (Слайд 3) Какая часть прямоугольника заштрихована? Что общего и чем отличаются эти дроби?

Итак, эти дроби называются правильные и неправильные. А где какие дроби узнаем, изучив тему урока (Слайд 4)

5. Изучение нового материала. (Слайд 5)

* Ученики читают дроби, и дается определение правильной и неправильной дробей.

* Сравнение дроби с единицей. ( Слайд 6)

6. Закрепление.

(Слайд 7) работа с сигнальными карточками.

7. Задание: сравнить правильную и неправильную, и сделайте вывод. (Слайд 8) – обсудить в микрогруппах.

8. № 951: Напишите:
а) все правильные дроби со знаменателем 6;
б) все неправильные дроби с числителем 5.

9. № 950: Отметьте на луче точки с координатами: За единичный отрезок примите длину 12 клеток тетради.

10. № 958: Концерт юных музыкантов вместо запланированных 3 ч продолжался этого времени, так как зрители просили повторить некоторые понравившиеся выступления. Сколько времени продолжался концерт? Сколько минут продолжалось выступление на бис?

11. Итог урока. (Слайд 9)

12. Домашнее задание: Прочитать дроби

Назвать правильные и неправильные. Числители и знаменатели дробей номера домашнего задании.

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Муз. сопровождение к приложению 3

Приложение 4

Муз. сопровождение к приложению 4

Приложение 5

Приложение 6