Производная в физике и технике

Разделы: Математика, Физика


Цели:

Образовательные

  • Дать понятие о возможностях применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении физических процессов;
  • Отработать навыки применения производной к нахождению скорости и ускорения процессов, описываемых дифференцируемой функцией;
  • Совершенствовать навыки работы с компьютером при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
  • Показать возможности использования ЭОР .

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, память, внимание и самостоятельность;
  • Развивать познавательную активность;
  • Учить обобщать и систематизировать полученную информацию.

Воспитательные

  • Воспитывать коммуникативность;
  • Прививать культуру общения

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экран.

ХОД УРОКА

  1. Заслушиваются сообщения учащихся по примерам применения производной в физике и технике с компьютерными презентациями (определение силы тока в общем случае, в момент времени t=t0, зависимость теплоемкости воды от температуры, скорости радиоактивного распада).
  2. Учитель физики приводит пример подвижной системы координат, связанной с поездом, кабина машиниста которого (начало отсчета) движется относительно станции. На этом примере учитель математики дает механическую интерпретацию формулы Лагранжа и выводит с помощью механического смысла производной формулу

(пример № 3 по учебнику иллюстрируется опытом из диска “Открытая физика”).

  1. С целью проверки степени усвоения механического смысла производной и навыка решения задач части А и В вариантов ЕГЭ прошлых лет проводится компьютерное тестирование учащихся (смотри приложение).
  2. Итог. Результаты тестирования анализируются учителями и каждый учащийся получает индивидуальное задание к следующему уроку в качестве работы над ошибками.