Цели:
Образовательные
- Дать понятие о возможностях применения элементов дифференциального исчисления в описании и изучении физических процессов;
- Отработать навыки применения производной к нахождению скорости и ускорения процессов, описываемых дифференцируемой функцией;
- Совершенствовать навыки работы с компьютером при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ;
- Показать возможности использования ЭОР .
Развивающие
- Развивать логическое мышление, память, внимание и самостоятельность;
- Развивать познавательную активность;
- Учить обобщать и систематизировать полученную информацию.
Воспитательные
- Воспитывать коммуникативность;
- Прививать культуру общения
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран.
ХОД УРОКА
- Заслушиваются сообщения учащихся по примерам применения производной в физике и технике с компьютерными презентациями (определение силы тока в общем случае, в момент времени t=t0, зависимость теплоемкости воды от температуры, скорости радиоактивного распада).
- Учитель физики приводит пример подвижной системы координат, связанной с поездом, кабина машиниста которого (начало отсчета) движется относительно станции. На этом примере учитель математики дает механическую интерпретацию формулы Лагранжа и выводит с помощью механического смысла производной формулу
(пример № 3 по учебнику иллюстрируется опытом из диска “Открытая физика”).
- С целью проверки степени усвоения механического смысла производной и навыка решения задач части А и В вариантов ЕГЭ прошлых лет проводится компьютерное тестирование учащихся (смотри приложение).
- Итог. Результаты тестирования анализируются учителями и каждый учащийся получает индивидуальное задание к следующему уроку в качестве работы над ошибками.