Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования.
Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
Учебное исследование – одна из форм учебной деятельности школьника. Ученик, приступающий к этой работе, должен проявить к такой деятельности интерес для занятия ею. К таким ученикам относятся в первую очередь одаренные, талантливые дети. В нашей школе сложилась определенная система работы с такими детьми: это и создание авторских программ, работа кружков и спецкурсов, научно-практических конференций младших школьников, олимпиад.
С целью организации исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время было создано ШНО (школьное научное общество младших школьников). Организация работы ШНО строится по следующим принципам:
- интегральности – объединение и взаимовлияние учебной и исследовательской деятельности младших школьников, когда опыт и навыки, полученные в ШНО, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости;
- непрерывности – процесс профессионально-ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся разных возрастов;
- межпредметности – рассматривание и исследование проблемы предполагает глубокое знание предмета и высокую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность – процесс длительный и сложный. Мы выделяем три этапа:
1.Учебно-исследовательская деятельность детей на уроках. Учителя начальной школы владеют исследовательским методом обучения (работа по личностно-ориентированной программе “Школа 2100”), применяя его как на уроках, так и на занятиях кружков и спецкурсов. Это - создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Доказана применимость исследовательского метода обучения на любом материале и в любом школьном возрасте. Используются различные дидактические средства создания проблемных ситуаций: исследовательская задача, проблемный вопрос, моделирование эксперимента, дискуссии. Учебные исследования выполняются и в ходе подготовки домашнего задания: проведение наблюдений, постановка опытов, проблемный анализ текста, подготовка вопросов, анкеты, творческие работы (сказки, сценарии, проекты)
2.Система работы в кружках и спецкурсах, где происходит знакомство с историей науки, методикой проведения исследований, выполняются реферативные работы.
3.Научно - исследовательская деятельность в ШНО. Деятельность регламентирована нормативными документами: Положение о ШНО, Устав ШНО. Разработаны требования к оформлению работ учащихся, критерии оценки исследовательских работ. Деятельность ШНО осуществляется через заседания методического объединения учителей начальных классов, лекции, семинары. Учащиеся могут избрать индивидуальную тему и форму работы или объединиться в творческие группы. Итоги работы ШНО подводятся на ежегодной школьной научно-практической конференции для младших школьников. Лучшие работы представляем на муниципальную научно-практическую конференцию.
Одним из главных результатов нашей работы в ШНО считаем создание атмосферы научного поиска, формирование у младших школьников нравственных ценностей. Учащиеся, уже имеющие исследовательский опыт в начальной школе, и в среднем звене активно участвуют в исследовательской и экспериментальной работе в рамках кружков, факультативов и элективных курсов.
Какими могут быть темы детских исследований?
Все разнообразие тем для исследовательской работы детей мы условно разделили на три группы:
- фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений (например, проект космического корабля, волшебная машина или прибор и т.д.);
- эмпирические – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов (например, люди, животные, явления природы и т.д.);
- теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках (это то, что можно спросить у других людей, увидеть в фильмах и т.д.)
Представляю примерный план выступления школьника-исследователя на научно-практической конференции.
- Тема исследования (актуализация проблемы)
- Цель (сфера исследования)
- Научный руководитель.
- Характеристика исследуемых явлений (сбор и обработка информации)
- В содружестве с кем проводилась работа.
- Использованные приборы, оборудование, материалы.
- Обзор полученных данных.
- Методика обработки полученных данных (анализ и обобщение)
- Результаты исследования, представленные в наглядной форме (таблицы, графики, схемы и т.д.)
- Выводы.