В условиях современной школы, когда большое внимание уделяется диагностике и мониторингу знаний и умений, контролю достижения уровня обязательных результатов обучения, когда государственная итоговая аттестация проводится не только за курс средней школы в форме ЕГЭ, но и за курс основной школы в новой форме необходимо уже с начальной школы внедрять такие формы контроля, которые позволяют предусмотреть проверку:
- Во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной математической подготовки,
- Во-вторых, глубину сформированности учебных умений,
- В-третьих, умение применять полученные знания в ситуациях, отличных от обязательных результатов обучения.
Одной из таких форм контроля является тестирование.
Всем хорошо известно, какой большой по объему материал необходимо проверить по итогам каждого класса. В ходе проведения промежуточной итоговой аттестации очень удобно использовать тесты вместо контрольных работ и зачетов. Положительным в этом можно считать следующее:
- охват большего по объему материала для проверки в отличие от контрольной работы или зачета;
- быстрая проверка и даже самопроверка;
- подготовка учащихся к итоговой государственной аттестации в новой форме;
- актуальность и соответствие современным методам контроля и проверки.
В работе с одаренными детьми также использую тестирование, так как в этой же форме проводятся в настоящее время и международные конкурсы «Кенгуру», «КИТ», «Инфознайка». Ниже предлагаю Вашему вниманию образцы заданий и оформления бланков ответов математической конкурса-игры «Кенгуру».
Тем более, что в настоящее время можно выполнить задания «Кенгуру» в режиме он-лайн по адресу: http://www.kenguru.sp.ru/
Уже не первый раз учащимся 9 класса я предлагаю участвовать в «Тестировании для выпускников». Ниже также представлен один из вариантов заданий и бланк для записи ответов. После выполнения этой работы каждый ученик получает сертификат об участии в тестировании и помимо результатов рекомендации для дальнейшей работы по ликвидации пробелов и улучшению качества знаний.
Немаловажной причиной работы по этому направлению является проведение государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ (11 класс) и в новой форме (9 класс).
Принять участие в тестирование по различным предметам и отрепетировать участие в ЕГЭ сейчас позволяет широкий доступ к сети-Интернет. Предлагается много полезных ссылок и адресов, где можно в режиме он-лайн пройти тестирование по различным предметам, всех классов по выбранной теме.
Вот некоторые из них: http://www.mathtest.ru/, www.biscol.ru/abit/math_test.php, www.kokch.kts.ru/cdo/, www.dak-test.ru.
Учащимся нравится, когда при выборе ответов, они получают подтверждение правильности или неправильности выбранного варианта ответа, и дополнительных рекомендаций. Оценка их результатов становится более объективной.
Таким образом, проведение проверочных работ, контрольных срезов, итоговых аттестационных работ становится более интересным и увлекательным занятием.
Однако, считаю необходимым такие формы работы начинать проводить уже в начальной школе и не только по математике.
Как известно, процесс обучения проходит несколько этапов: сообщение новых фактов; усвоение этого материала учениками (знание); применение этих сведений для доказательства других теоретических утверждений и решения задач (умения); коррекция усвоенных знаний; дальнейшая работа по формированию основных приемов доказательства и решению задач (навыки); контроль уровня усвоения. На каждом этапе учителю требуется знать, как идет процесс обучения, какие трудности или недочеты имеются у конкретного ученика. Результаты диагностики уровня знаний учащихся на каждом этапе обучения позволяют учителю оптимально выбирать формы и методы обучения, а также формы коррекции ошибок и пробелов в усвоении учебного материала. Поиск оптимальных способов диагностики уровня обученности математике является частью общей проблемы системы оценки качества обучения и образования (СОКО). Для оперативного контроля знаний и умений по математике учеников школы традиционно используются дидактические материалы – специально подобранные и систематизированные упражнения. Сейчас выпускается очень много различной дополнительной литературы с подобными заданиями и упражнениями. Однако традиционные формы контроля – устный опрос и письменные работы (самостоятельные и контрольные) учащихся – требуют значительных временных затрат на составление работы, а также на ее проверку и систематизацию ошибок. К недостаткам проведения устного контроля (опроса) следует отнести значительные затраты урочного времени. Кроме того, текущего контроля в его традиционных формах недостаточно, поскольку он не может выполнять функцию оперативного контроля. Поэтому в последние годы в школах все чаще стала использоваться такая форма контроля, как тесты. Особенно удобно проводить тестирование стало сейчас, когда в школах широко внедряются информатизация и компьютеризация.
Среди известных методов педагогической диагностики: наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование и т.д. – наиболее ценным для обучения математике является именно метод тестирования. Этот метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности (равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся), валидности (т.е. пригодности теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять) и надежности (устойчивости результатов постоянства показателей при повторном тестировании).
Что же такое тест? Психологи, технологи, инженеры, медики, педагоги используют термин «тестирование», понимая под ним испытание для выявления свойств объекта, применяемое в сочетании с определенной методикой измерения и оценкой результатов. Тесты имеют давнюю историю. Тестовая методика начала развиваться в конце ХIХ столетия в нескольких сферах жизни и деятельности человека. Впервые тест как метод измерения и сам термин «test» (задание) были введены в 90 – е годы ХIХ в. английским психологом Д.Кэттелом. В начале ХХ века специалисты – тестологи начинают разграничивать два направления в тестовой работе: тесты психологические и тесты педагогические. Психологические тесты предназначены для измерения психофизиологических и личностных характеристик человека.
К педагогическим тестам относятся тесты, по результатам которых измеряют:
- готовность ребенка к школе,
- успешность его обучения по тем или иным школьным дисциплинам,
- пригодность к профессиональному обучению.
Все перечисленные положения не потеряли актуальности и сейчас, так как подтвердили правильность выбора тестов в качестве метода измерения базовой математической подготовки учащихся.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам тестирования показывает, что вековой интерес к этой проблеме со стороны зарубежных и отечественных ученых не случаен. Актуальность введения тестирования сегодня в школьную практику вызвано тем, что оно при стандартизации образования может служить одним из составляющих методики усвоения базовой программы.
Тесты как система оценки школьной успеваемости, имеют целый ряд положительных характеристик, позволяющих:
- учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучения;
- проверить качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;
- оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;
- сэкономить учебное время, затраченное на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной работы;
- использовать тесты для компьютеризации;
- обеспечить оперативность проверки выполненной работы.
Положительные характеристики тестирования |
Отрицательные характеристики тестирования |
* проверка большого объема изученного материала малыми порциями; |
* большая вероятность выбора ответа наугад, |
Главное достоинство тестовой проверки в скорости, а традиционной проверки посредством дидактических материалов – в ее основательности.
Если правильно и умело сочетать эти виды контроля ЗУН учащихся, можно соединить эти два достоинства.Существует несколько классификаций тестов.
В школьной практике наибольшее распространение получили тестовые задания закрытой формы, когда учащимся предлагается выбрать правильный ответ на тот или иной вопрос из предлагаемых (как правило, представляется от трех до пяти ответов). При составлении ответов учитываются типичные ошибки учащихся. В основном в этих тестах проверяется готовность учащихся применять учебный материал.
Такие тесты я начинаю вводить уже в 5 классе. Так, например, при подведении итогов при изучении математики в 5 классе можно предложить следующие тесты.
Тема «Меньше или больше».
1. Из двух натуральных чисел то меньше, которое при счете называется:
- раньше;
- позже.
2. Сравните числа 2 222 222 и 11 111 111
- первое число больше второго;
- первое число меньше второго;
- числа равны.
3. Даты рождения ваших одноклассников:
- Ирина – 21.06.1999 г;
- Даша – 02.11.1998 г;
- Коля – 10.04.1999 г;
- Саша – 18.09.1998 г;
- Игорь – 19.12.1999 г..
4. Запиши ребят, начиная с самого младшего и заканчивая самым старшим:
- Игорь, Ирина, Коля, Даша, Саша.
- Саша, Даша, Коля, Ирина, Игорь.
- Даша, Саша, Ирина, Игорь, Коля.
5. Меньшей называется координата, которая находится
- правее;
- левее;
- ниже.
6. А(283) и В(183) Точка А лежит :
- а) левее;
- б) совпадает;
- в) правее.
Тема: «Вычитание».
1. В выражении 53 – 17 = 36 число 36 является
А |
разностью |
Б |
уменьшаемым |
В |
вычитаемым |
2. Разность чисел 71 и 48 равна:
А |
23 |
Б |
33 |
В |
34 |
3. Разность двух чисел равна 31, уменьшаемое – 60, вычитаемое равно:
А |
19 |
Б |
29 |
В |
91 |
4. Разность двух чисел равна 13. Если вычитаемое – 19, то уменьшаемое равно:
А |
6 |
Б |
22 |
В |
32 |
5. Среди чисел найдите то, которое является значением разности 30462- 693.
А |
29769 |
Б |
30759 |
В |
1875 |
Для записи результатов работы с такого рода тестами предлагаю учащимся заполнить карточки:
Номер задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
За выполнение теста ставится оценка. Используя интервальную шкалу, можно объективно оценить работу ученика. Задания со звездочкой предлагаются в случае досрочного выполнения учеником основной части теста и для заполнения его урочного времени. Они оцениваются дополнительно, т.к. их решение, хотя и основано на базе программы, требует смекалки, выполнения более трех логических шагов. Если учащийся правильно выполнил задание со звездочкой, то он набирает дополнительно от 3 до 5 баллов и к отметке за выполнение основной части теса получает дополнительную «пятерку», т. е. Набирает наивысшее количество баллов - 22 – 23. Эти задания рассчитаны на учащихся, интересующихся математикой, и помогают учителю выявить тех школьников, которые склонны к углубленному изучению математики.
Для проверки усвоения и понимания учениками различных определений, правил и формул я использую тестовые задания открытой формы.
В таких тестах предполагается заполнение пропусков в истинных утверждениях или в правильных формулировках математических определений, правил, теорем, формул. Такие тесты относятся к тестам со свободным выбором ответа и направлены на проверку прочности овладения обязательным материалом и понимания смысла изученного на уровне воспроизведения.
Понимание изученного на продуктивном уровне, т.е. готовности учащихся рассуждать, делать выводы, подводить конкретный факт под общее положение, обосновывать правильность действий на основе общих правил проверяю тестами на установление истинности или ложности утверждений. Такие тесты относятся к серии альтернативных тестов; в них предлагается лишь два ответа для выбора: верно – неверно. Эта форма тестирования может быть как письменной, так и устной. Приведу пример использования такого теста. При изучении темы «Прямоугольный параллелепипед. Объем прямоугольного параллелепипеда» по математике в 5 классе можно предложить учащимся ответить на вопрос: согласны ли вы с утверждением:
- Любой куб является и прямоугольным параллелепипедом;
- Любой прямоугольный параллелепипед является кубом;
- Если длина прямоугольного параллелепипеда не равна его высоте, то он не может быть кубом;
- Каждая грань куба – квадрат;
- Объем куба всегда больше площади его поверхности.
На первых и на заключительных уроках математики, алгебры и геометрии в каждом классе провожу входной контроль (тест). Этот тест позволяет провести оперативную проверку знаний учащихся на уровне обязательных результатов обучения и получить прогнозируемую оценку успешности обучения в основной школе как всего класса, так и каждого ученика. Это позволит, в свою очередь, оценить готовность класса к изучению дальнейшего курса, организовать дифференцированное обучение. Кроме того, анализ входного теста позволяет выявить возможные пробелы в знаниях как отдельного ученика, так и класса в целом, и тем самым в процессе изучения первой темы скорректировать знания учащихся. Каждый тест рассчитан на конкретное время. Выполнение теста оценивается одной из оценок «зачет» или «незачет». Оценка «зачет» ставится за выполнение не менее 65% задания. Задание теста считается выполненным верно, если:
- в избирательном тесте с многовариантным ответом ученик выбрал и отметил верный ответ (желательно обвести кружком букву, соответствующую верному ответу);
- в избирательном тесте с альтернативным ответом ученик ответил верно «Да» или «Нет»;
- в свободном тесте ученик записал верный ответ в специально отведенном для этого месте.
Для подведения итогов тестирования по классу в целом удобно заполнить схему анализа. Каждому ученику присваивается номер, который записывается на титульном листе его работы. Результаты выполнения теста учеником заносятся в столбик, соответствующий его номеру. При заполнении таблицы удобно использовать следующие обозначения: « +» - задание выполнено верно; : « - » - задание выполнено неверно; «0» - ответ к заданию отсутствует. Схема анализа теста:
- № задания
- Номер ученика
- Число знаков + в строке
- Число +в одной строке
Некоторые тесты и ответы на них размещены на моем персональном сайте: http://www.suchaschiova.ucoz.ru. В дальнейшем я планирую периодически пополнять страницу «В помощь учителю математики».
Приложение 1 и приложение 2 – итоговые тесты в 4 и 6 классах.
Результативность в процессе обучения во многом зависит от тщательно отработанной методики контроля знаний. От того, как организован текущий контроль, обеспечивающий обратную связь «учитель – ученик – учитель», зависит результат учебной деятельности учащихся, воспитание у них правильной самооценки и чувства ответственности. В настоящее время известно много видов текущего контроля, которые побуждают к творческой деятельности На протяжении трех лет я наряду с традиционными формами использую тестовый контроль и могу сказать, что он позволяет активизировать учебный процесс. Тестовые задания вызывают интерес у абсолютного большинства детей, следовательно оказывают стимулирующее действие. Этот метод контроля результатов обучения требует от детей различного поворота мысли, быстрого переключения с одной задачи на другую, обдумывания, самостоятельности, а это значительно повышает умственную деятельность и активизирует познавательный интерес, вырабатывает внимательность, заставляет систематически готовиться к учебным занятиям. Как следствие улучшается качество ЗУН учащихся.
Кроме того, адаптация школьников к процедуре тестирования – необходимое условие успешной сдачи ими единого государственного экзамена в 11 классе, малого ЕГЭ в 9 классе и других экзаменов в тестовой форме.
Таким образом, используя различные приемы тестового контроля в сочетании с традиционными формами текущего контроля, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников. Постепенно увеличивается объем работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей, усиливается стремление к творческой активности. Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат в классе: учащиеся не боятся ошибок, анализируют их и стремятся исправить, что побуждает их к активной деятельности и самоконтролю.
В сфере образования идет поиск нового содержания и новых форм обучения, создаются новые образовательные технологии, расширяется использование личностно-ориентированных методов - таких, как дистанционное образование, метод проектов и анализа ситуаций, адаптивное тестирование и тестовый контроль. Всё перечисленное основано на преимущественном использовании тестов.
Различают и признают множество ролей, которые тесты могут играть в образовательном процессе. При оценке уровня знаний и достигнутой компетентности стандартизованные тесты обладают преимуществами объективности, единообразия и оперативности. Если они правильно сконструированы, то обладают и другими достоинствами, такими, как полнота охвата содержания и ослабление действия посторонних и случайных факторов при подсчете показателей.
Как отмечает А. Анастази "Для всех типов учащихся периодическое проведение хорошо сконструированных и правильно подобранных тестов может существенно облегчить процесс учения. Такие тесты выявляют недостатки прошлого обучения, задают направление последующего и мотивируют ученика».