Урок математики в 5-м классе по теме "Квадрат числа"

Разделы: Математика


Комментарий к урок

После урока объяснения и урока решения задач следует урок общения (3 цикл).

На этом уроке каждый ученик должен отчитаться по всем основным теоретическим вопросам: рассказать правило и показать, выполняя подробные и краткие записи, как им пользоваться, записать формулы и т.п

Все ученики заранее знают, что им надо ответить на вопросы, помещенные в учебнике, в разделе «Проверь себя», и решить указанные учителем задачи, объясняя каждый шаг ссылками на теоретический материал.

Но сначала обращается особое внимание на алгоритм перевода одних квадратных единиц в другие, использование которого исключает заучивание при выражении квадратных метров в квадратных дециметрах, квадратных сантиметров в квадратных метрах и т.д.

Проверяется домашнее задание с проговариванием правил. Дети объясняют как выражали сторону квадрата в новых единицах и находили площадь полученного единичного квадрата. Вспоминали, что такое гектар, вычисление квадрата числа, как выполнять прикидку.

Далее дети продолжают проверять друг у друга теоретический материал, работая в парах по тексту:

  • что такое квадрат?
  • как вычисляется площадь квадрата со стороной m?
  • чему равно произведение двух одинаковых множителей?
  • какой отрезок называется единичным? Приведите пример.
  • что есть площадь любой фигуры?

Я в это время либо опрашиваю кого-нибудь из детей, либо подхожу к некоторым парам, прослушиваю, просматриваю записи, поправляю, может быть кого-то оцениваю.

Эффективность парной работы учащихся, включаемой в процессе обучения, на непродолжительное время (5-7минут), при проверке выполнения заданий, закреплении, совершенствовании знаний, выработке умений и навыков неоспорима. Взаимодействие двух учащихся за партой положительно сказывается на их активности, качестве выполненной работы. После взаимной проверки они оставляют неисправленных ошибок в два – три раза меньше, чем после одной самопроверки. Ученики, работающие парами, обгоняют своих товарищей в беглости и точности чтения и на уроке высказываются в 10–15 раз чаще, чем в тех классах, где не ведется парная работа.

После завершения данной работы некоторые пары заслушиваем вслух.

В качестве физминутки дети готовят свои рабочие места для проведения групповой работы. Класс разбивается на 5–6 групп по 3–4 человека, при этом учитываются некоторые требования:

  • прежде всего психологическая совместимость учащихся, при этом можно обратиться к социометрической методике, т.е. учитывается желание ученика, с кем бы он хотел работать. Ведь каждый ученик – личность. В каждом классе обнаруживаются такие учащиеся, которые схватывают все на лету, и такие, которым надо все подробнейшим образом объяснить несколько раз; увлеченные математикой, и не любящие ее; готовые много заниматься дома и не притрагивающиеся к учебнику.
  • также должны учитываться потенциальные возможности учащихся для успешной их совместной деятельности. Положительный эффект наиболее полно достигается в гетерогенных группах. В этих группах ученики, обладая разной обучаемостью, потребностями, интересами и учебной работоспособностью, дополняют друг друга. Взаимно расположенные к друг другу дети с высокими, средними и низкими учебными возможностями продуктивно работают. Сначала самостоятельно, а затем совместно анализируя материал, решая задачу, выполняя упражнение, они все достигают более высоких результатов. Сильный ученик, успешно справляясь с заданием, попутно помогает менее способному уяснить непонятное, наблюдая за его работой, предупреждает появление ошибок, в результате он сам усваивает материал глубже и основательнее. Слабым детям вторичный разбор материала позволяет выяснить все непонятное, ответить на поставленный вопрос, ведь они не всегда поспевают за ходом коллективного рассуждения, не все успевают, а иногда боятся спросить учителя.

При  групповой работе углубляются, расширяются знания одних и повторно воспроизводятся, обобщаются знания другими. При закреплении и совершенствовании знаний групповая форма работы применяется для углубления, систематизации знаний учащихся с учетом их реальных  учебных возможностей.

При групповой работе дети начинают работать одновременно. Кто первым готов поднимает сигнальную линеечку, но прежде дается какое-то время на то, чтобы дети внимательно прочитали текст, время на раздумье. К тем кто схватывает сразу, можно подойти с самого начала. После опроса одного из бригадиров, предлагаю ему опросить другого бригадира. В случае необходимости помогаю. Обращаю внимание на оговорки, неточности, пропуски в ответе. Остальные члены бригады могут слушать ответы, могут помогать бригадиру, дополнять ответы. Бригадир, получивший хорошую оценку, начинает опрашивать остальных членов бригады. Учитель по мере возможности помогает всем.

Всем детям понятно, кто и кого должен опрашивать (так как работают этими группами постоянно). И зачастую дети оказывают помощь друг другу не только на уроке общения, но и во внеурочное время.

Я с помощью бригадиров получаю достоверную информацию об усвоении каждым учеником изучаемого. Узнаю с какими трудностями встретились учащиеся и почему не сумели их преодолеть.

В ходе групповой работы дети постепенно заполняют индивидуальные листы контроля, выставляют оценки. Подводится итог урока. (Лучше заранее заготовить решения заданий или на пленку, или на доске (на крыльях доски, с обратной стороны), или на листочках, для того, чтобы дети могли сразу проверить). Оценки, поставленные учениками без проверки ставятся в журнал. Конфликтных ситуаций не возникает.

Л.С. Выготский утверждал, что Знания усваиваются только в ходе собственной работы обучаемого с этими знаниями. Из чего можно сделать важный практический вывод: главная задача преподавателя на уроке  - организовать собственную самостоятельную работу каждого ученика с подлежащим усвоению материалом. Очевидно, что чем меньше учитель говорит сам, чем больше он направляет и контролирует работу каждого из учеников класса, тем эффективнее обучение.

А.Н. Леонтьев отмечал, что для гарантии усвоения обучаемым нового материала важна не любая работа ученика с этим материалом, а лишь строго определенная, соответствующая  изучаемому материалу, адекватная ему. Считваю, что в учебнике М.Б.Воловича «Математика – 5» раздел «Проверь себя» этому соответствует.

Организация урока общения способствует:

  • более активного внедрения в практику учителем принципов индивидуализации и дифференциации обучения;
  • применение активных форм организации деятельности школьников ( а не собственной деятельности педагога);
  • организации самостоятельной работы учащихся по усвоению изучаемого материала;
  • внедрения проверенных и признанных на практике достижений в области педагогической психологии.

Цели урока:

Дидактические: продолжить формирований умений и навыков перехода от одних квадратных единиц к другим; проконтролировать степень усвоения изученного материала;

Развивающие: совершенствование умений и навыков по теме данного урока, формирование математической речи, мыслительной деятельности;

Воспитательные: продолжить формирование общеучебных навыков: вычислительных, самоконтроля и контроля, формирование качеств личности, трудолюбия, самостоятельности, культуры общения, стремления к самореализации, стремления к самореализации, ответственности за принятые решения.

Ход урока

Этапы урока и их содержание Время
(мин.)
Деятельность
учителя ученика
I.Организационный этап. 1 Организационная. Приготовили учебники, дневники, тетради, ручки, сигнальные линеечки.
II Постановка цели.
Тема урока: «Квадрат числа».

- Сегодня мы должны повторить алгоритм перехода от одних квадратных единиц к другим.

План урока:

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Теоретический материал (работа в парах).
  3. Практический материал (работа в группах).
1 Пообщает цель урока, показывает указкой на план урока, записанный на доске. Паписывают в тетрадь, внимательно слушают.
- В начальной школе вы научились переводить одни единицы длины в другие, например, метры в сантиметры, миллиметры и т.д.

- На предыдущих уроках хорошо усвоили алгоритм перехода от одних квадратных единиц к другим, т.е. сначала выражали сторону квадрата в новых единицах, а затем находили площадь полученного единичного квадрата.
Например, площадь квадрата со стороной 1м равна 1м2. И если надо выразить 1м2 в 1дм2, то выражают сначала 1м в 10дм, а затем находят площадь квадрата.
Еще древнегреческий ученый Диофант говорил: «О квадратах хорошо известно, что они получаются от умножения некоторого числа на самого себя».
В жизни нам часто приходится сталкиваться не с единичным квадратом, а с конкретным числом, которое показывает, сколько раз единичный квадрат укладывается в данной фигуре.

1 Показывает на плакат «Алгоритм перевода одних квадратных единиц в другие».

Активизирует внимание, заинтересованность (приложение №1).
Учащиеся внимательно слушают, повторяя алгоритм перехода от одних квадратных единиц к другим.

III.Проверка домашнего задания.

- На дом вам было предложено решить № 357, № 358, № 355 (2). Посмотрим ваше решение.

- Какими правилами пользовались при выполнении домашнего задания? (приложение №4).

- Все ли согласны с решениями, которые воспроизвели ваши товарищи?

5 Показывает решение через кодоскоп (приложение №2), вызывает по желанию трех человек к доске, затем опрашивает др. учащихся по правилам. Три ученика по очереди работают у доски, объясняя как выполняли задания (приложение №3), остальные принимают активное участие в устном опросе. Дети сигнализируют линеечками.

IV. а) Проверка теоретического материала (приложение №5).

- Работаем в парах. На столах у вас лежат тексты с вопросами по теме «Квадрат числа».

- Говорим негромко, чтоб друг другу не мешать.

- Все ли опросили друг друга?

5 Объясняет, как устно проверить теоретический материал. Дети друг друга опрашивают, отмечая сбоку, около каждого вопроса «+» (верно) или «-» (неверно). Дети сигнализируют линеечками.
- А теперь проверим некоторые пары. Выборочно опрашивает некоторых детей.  
- В качестве физминутки приготовили свое рабочее место для проведения групповой работы ( класс разбит на пять групп). 1    

б) - Работаем по учебнику стр.123, раздел «Проверь себя». Задания с №371- по №374(1).
Начинаем работать одновременно. Кто первым будет готов, поднимает сигнальную линеечку. Бригадиры отчитываются мне, потом опрашивают других.

- Сначала работаем самостоятельно. Далее, если у кого-то будут затруднения при решении имеют право обратиться к бригадирам за помощью (приложение №6).

24 Объясняет детям, как работать, следит за грамотностью рассуждений и верной записью решения в тетрадях, выставляет «бригадирам» оценки, разрешает им опрашивать др. учащихся. Дети одновременно приступают к выполнению самостоятельного задания, если есть затруднения, обращаются за помощью к товарищам или учителю, поднимая сигнальные линеечки.
«Бригадиры» опрашиваю учеников
- Ребята, обратите внимание на дополнительные задания для тех, кто все сделал: № 365 и № 368 (приложение №7). Обращает внимание на дополнительные задания. Выполняют дополнительно задания.

V. Итог урока.

- Как читается произведение двух одинаковых множителей?

- Как перевести одни квадратные единицы в другие?

- В каком порядке надо выполнять вычисления в выражении, если требуется найти квадраты чисел?

- «Бригадирам» сдать мне индивидуальные листы контроля для выставления оценок в журнал и дневники.

- Сегодня на уроке все очень хорошо поработали, все получили оценки, прошу сдать мне для проверки тетради трех учащихся (для контроля «Бригадиров») и тех, кто выполнил № 365, 368.

- Молодцы, ребята! Всем Спасибо!

2 Подводит итог урока. Задает теоретические вопросы. Просит «бригадиров» сдать «листы контроля», для проверки. Берт у трех учащихся тетради с решениями для проверки «объективности» оценки «бригадирами» и тетради с дополнительными заданиями. Дети активно отвечают на поставленные вопросы, открывают дневники, выставляют оценки, за подписью подходят к учителю. Те учащиеся, кто выполнил дополнительные задания, подходят к учителю для проверки.