Неделя математики в начальной школе

Разделы: Внеклассная работа


Косолапова Н.П., Ушахина Г.А.

Развивающие игры для 1-го класса

Математический футбол

Дидактическая задача: Закрепление приёмов  прибавления и вычитания чисел в пределах 10.

Оборудование: Рисунки мячей, на обратной стороне которых записаны примеры:

6 + 3

 

9 – 3

 

10 – 4

 

6 + 4

10 – 6

 

2 + 4

 

4 +  3

 

7 – 3

9 -  4

 

9 – 8

 

7 + 3

 

10 – 8

Слева и справа на доске – рисунки футбольных ворот.

Содержание игры: Участники игры делятся на 2 команды. Ученики  должны  правильно ударить мяч (решить пример). В  игре  участвуют  поочерёдно  игроки  каждой команды, которые загоняют мяч  то в правые, то в левые ворота. Выигрывает  та  команда, которая допустит  меньшее  число  ошибок. (Забьёт больше голов).

Волшебные цифры

Дидактическая задача: Закрепление приёмов  прибавления и вычитания чисел в пределах 10.

Содержание игры: Учащиеся находят значение выражений и составляют пословицу.

7 – 6

 

9 – 5

 

Ответ 1 – примерь

 

Ответ 4 – один

3 + 2

 

4 +2

 

Ответ 2 – семь

 

Ответ  5 – раз

10 – 9

 

9 – 6

 

Ответ 3 – отрежь

 

Ответ 6 – раз

(Семь раз примерь, один раз отрежь)

7 – 6

 

9 – 7

 

Ответ 1 – одно

 

Ответ 4 – срубишь

10 – 5

 

10 – 7

 

Ответ 2 – десять

 

Ответ 5 – дерево

8 – 4

 

 

 

Ответ 3 – посади

 

 

(Одно дерево срубишь – десять посади).

Прочитайте и отгадайте загадку

Для этого  надо использовать только те числа, которые входят в таблицу умножения.

59
о

64
ю

27
в

49
а

71
р

32
а

24
к

51
и

42
л

10
ю

69
р

72
е

45
Т

13
р

48
в

29
и

56
в

31
к

12
о

25
д

17
а

81
е

35
о

21
н

37
т

16
А

30
ж

54
и

19
л

15
в

28
е

57
г

63
т

20
н

36
е

23
р

14
т

18
к

40
л

Ответ:

В воле она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба)


Аспидова И.А.

Математическая радуга

Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем

Цель: развитие познавательной активности на уроках математики.

Задачи:

  • Способствовать формированию интереса к урокам математики;
  • Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, сложения и вычитания;
  • Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

Ход игры

Слайд 5. Перед вами игровое поле Математической радуги. Выбрав ячейку определённого цвета  и выполнив правильно задание, вы можете получить разноцветную фишку. В конце игры фишки складываются в виде радуги. Постройте свою радугу!

Рисунок 1

Вариант 1.

Дети выбирают задание на определённое количество баллов (по степени трудности) и выполняют его. Если ответ правильный, то фишка определённого цвета идёт в классную копилку.

Вариант 2.

Класс делится на команды. Игра проходит в виде соревнования. Каждая группа может построить свою радугу.

Приложение 4

Приложение 5


Шилова Е.Н.

Электронная игра «Математический лабиринт»

 

3 класс

(Презентация: приложение 3)

Цель: развитие гибкости мышления.

Правила игры: дети, выбирая игровые задания, прокладывают путь в лабиринте. Главное условие – двигаться можно только по проложенным дорожкам.

Задания:

№ слайда в презентации

Комментарий

1

Детям предлагается выполнить перестановку и расшифровать слово
СМЕКАЛКА→КАЛСМЕКА
? ← БИЛАРИНТ (Ответ: ЛАБИРИНТ)

2

Ребята знакомятся с понятием «лабиринт».

3

Учитель предлагает представить «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ»
(появляется название игры).

4

Перед ребятами открывается игровое поле. Дети прокладывают путь в лабиринте. С помощью гиперссылок учитель открывает задание и предлагает ребятам выполнить его.

ЗАДАНИЯ

«Шифровка».
Дети решают примеры и находят зашифрованное слово, подставляя к ответу соответствующую букву (ЗАЯЦ).

«Ребус».
Учащимся предлагается отгадать ребус (ОСА) и отправиться в путешествие по улицам родного города (г.Оса).

«Шарада».
Возьми число из первого десятка,
Местоимение к нему добавь.
Получишь слово, вот и вам отгадка –
И сможешь маму, папу и себя назвать. (СЕМЬЯ)
(Ребятам предлагается выступить с презентациями про свою семью).

«Прятки».
В чудо-квадрате спрятаны слова, связанные с математикой. Их необходимо отыскать за одну минуту. После ответов детей все слова открываются на слайде с помощью анимации. Появляется слово-ловушка «глагол». Ребята находят ошибку.

«Головоломка».
Как с помощью пяти единиц и одного знак действия записать число 100?
(Ответ 111 – 11 = 100)

«Волшебные палочки».
Учитель предлагает из десяти палочек составить два квадрата.


Калашникова В.Ф.

Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 4-х классов

 

«Своя игра по математике»

Цель: развитие познавательной активности, эффективного внимания

Задачи:

  • формировать интерес к предмету;
  • способствовать усвоению новых знаний по математике;
  • развивать инициативу, самостоятельность учащихся.

Описание игры:

  • Игра проводится с учащимися одного класса. (Возможен вариант проведения игры между командами нескольких классов одной параллели.)
    Все дети делятся на несколько команд с помощью жеребьёвки.
    В каждой команде выбирается капитан, определяется название команды.
  • Участники знакомятся с правилами игры (слайд № 2) и девизом игры (слайд №3)
  • На экране (доске) расположено игровое поле с категориями вопросов и оценкой в баллах каждого вопроса (от 10 баллов до 50 баллов) (слайд №4)
  • Командам по очереди предлагается выбирать категорию и вопрос (например: из истории – 50)
  • На обдумывание ответа команде даётся не более 30 секунд.
  • При неправильном ответе возможность ответить передаётся другим командам.
  • Электронная игра предоставляет ответы на предлагаемые вопросы. Дети могут сами проверить правильность своих  суждений.
  • Один из вопросов игры имеет название «Кот в мешке» и предполагает передачу выбранного вопроса команде соперников (по выбору).
  • Последнее задание «Разгадай кроссворд» даёт возможность заработать дополнительные 15 баллов. Эти очки получает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд. (Бланки с вопросами для кроссворда выдаются каждой команде)
  • Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
  • Рефлексия: мои мысли об игре… (предлагается записать на разноцветных геометрических фигурах).
  • Награждения: грамоты и сувениры.

Игровое поле

Из истории

10

20

30

40

50

Числа и величины

10

20

30

40

50

Крылатые выражения

10

20

30

40

50

Задачки

10

20

30

40

50

Головоломки

10

20

30

40

50

Загадки

10

20

30

40

50

Приложение 1

Приложение 2

Литература:

  1. Занимательная математика.  Смекай,  отгадывай, считай. (Материалы  для занятий с учащимися  1 – 4 классов. Логические  и  комбинаторные  задачи,  развивающие упражнения) / Сост. Н. И Удодова.  – Волгоград: Учитель, 2008.
  2. В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. – С. – Петербург: «Дидактика Плюс»,1997
  3. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 1993.
  4. Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль.1997.
  5. Аленков Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.
  6. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1989.