Косолапова Н.П., Ушахина Г.А.
Развивающие игры для 1-го класса
Математический футбол
Дидактическая задача: Закрепление приёмов прибавления и вычитания чисел в пределах 10.
Оборудование: Рисунки мячей, на обратной стороне которых записаны примеры:
6 + 3 |
|
9 – 3 |
|
10 – 4 |
|
6 + 4 |
10 – 6 |
|
2 + 4 |
|
4 + 3 |
|
7 – 3 |
9 - 4 |
|
9 – 8 |
|
7 + 3 |
|
10 – 8 |
Слева и справа на доске – рисунки футбольных ворот.
Содержание игры: Участники игры делятся на 2 команды. Ученики должны правильно ударить мяч (решить пример). В игре участвуют поочерёдно игроки каждой команды, которые загоняют мяч то в правые, то в левые ворота. Выигрывает та команда, которая допустит меньшее число ошибок. (Забьёт больше голов).
Волшебные цифры
Дидактическая задача: Закрепление приёмов прибавления и вычитания чисел в пределах 10.
Содержание игры: Учащиеся находят значение выражений и составляют пословицу.
7 – 6 |
|
9 – 5 |
|
Ответ 1 – примерь |
|
Ответ 4 – один |
3 + 2 |
|
4 +2 |
|
Ответ 2 – семь |
|
Ответ 5 – раз |
10 – 9 |
|
9 – 6 |
|
Ответ 3 – отрежь |
|
Ответ 6 – раз |
(Семь раз примерь, один раз отрежь)
7 – 6 |
|
9 – 7 |
|
Ответ 1 – одно |
|
Ответ 4 – срубишь |
10 – 5 |
|
10 – 7 |
|
Ответ 2 – десять |
|
Ответ 5 – дерево |
8 – 4 |
|
|
|
Ответ 3 – посади |
|
|
(Одно дерево срубишь – десять посади).
Прочитайте и отгадайте загадку
Для этого надо использовать только те числа, которые входят в таблицу умножения.
59 |
64 |
27 |
49 |
71 |
32 |
24 |
51 |
42 |
10 |
69 |
72 |
45 |
13 |
48 |
29 |
56 |
31 |
12 |
25 |
17 |
81 |
35 |
21 |
37 |
16 |
30 |
54 |
19 |
15 |
28 |
57 |
63 |
20 |
36 |
23 |
14 |
18 |
40 |
Ответ:
В воле она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
(Рыба)
Аспидова И.А.
Математическая радуга
Мы, играя, проверяем,
Что умеем и что знаем
Цель: развитие познавательной активности на уроках математики.
Задачи:
- Способствовать формированию интереса к урокам математики;
- Закреплять знания математических терминов, умения выполнять вычислительные действия на изученные случаи умножения, деления, сложения и вычитания;
- Развивать логическое мышление, речь, память, внимание.
Ход игры
Слайд 5. Перед вами игровое поле Математической радуги. Выбрав ячейку определённого цвета и выполнив правильно задание, вы можете получить разноцветную фишку. В конце игры фишки складываются в виде радуги. Постройте свою радугу!
Рисунок 1
Вариант 1.
Дети выбирают задание на определённое количество баллов (по степени трудности) и выполняют его. Если ответ правильный, то фишка определённого цвета идёт в классную копилку.
Вариант 2.
Класс делится на команды. Игра проходит в виде соревнования. Каждая группа может построить свою радугу.
Шилова Е.Н.
Электронная игра «Математический лабиринт»
3 класс
(Презентация: приложение 3)
Цель: развитие гибкости мышления.
Правила игры: дети, выбирая игровые задания, прокладывают путь в лабиринте. Главное условие – двигаться можно только по проложенным дорожкам.
Задания:
№ слайда в презентации |
Комментарий |
1 |
Детям предлагается выполнить перестановку и расшифровать слово |
2 |
Ребята знакомятся с понятием «лабиринт». |
3 |
Учитель предлагает представить «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЛАБИРИНТ» |
4 |
Перед ребятами открывается игровое поле. Дети прокладывают путь в лабиринте. С помощью гиперссылок учитель открывает задание и предлагает ребятам выполнить его. |
ЗАДАНИЯ |
|
«Шифровка». |
|
«Ребус». |
|
«Шарада». |
|
«Прятки». |
|
«Головоломка». |
|
«Волшебные палочки». |
Калашникова В.Ф.
Интеллектуально-познавательная игра для учащихся 4-х классов
«Своя игра по математике»
Цель: развитие познавательной активности, эффективного внимания
Задачи:
- формировать интерес к предмету;
- способствовать усвоению новых знаний по математике;
- развивать инициативу, самостоятельность учащихся.
Описание игры:
- Игра проводится с учащимися одного класса. (Возможен вариант проведения игры между командами нескольких классов одной параллели.)
Все дети делятся на несколько команд с помощью жеребьёвки.
В каждой команде выбирается капитан, определяется название команды. - Участники знакомятся с правилами игры (слайд № 2) и девизом игры (слайд №3)
- На экране (доске) расположено игровое поле с категориями вопросов и оценкой в баллах каждого вопроса (от 10 баллов до 50 баллов) (слайд №4)
- Командам по очереди предлагается выбирать категорию и вопрос (например: из истории – 50)
- На обдумывание ответа команде даётся не более 30 секунд.
- При неправильном ответе возможность ответить передаётся другим командам.
- Электронная игра предоставляет ответы на предлагаемые вопросы. Дети могут сами проверить правильность своих суждений.
- Один из вопросов игры имеет название «Кот в мешке» и предполагает передачу выбранного вопроса команде соперников (по выбору).
- Последнее задание «Разгадай кроссворд» даёт возможность заработать дополнительные 15 баллов. Эти очки получает та команда, которая быстрее и правильнее разгадает кроссворд. (Бланки с вопросами для кроссворда выдаются каждой команде)
- Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
- Рефлексия: мои мысли об игре… (предлагается записать на разноцветных геометрических фигурах).
- Награждения: грамоты и сувениры.
Игровое поле
Из истории |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Числа и величины |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Крылатые выражения |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Задачки |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Головоломки |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Загадки |
10 |
20 |
30 |
40 |
50 |
Литература:
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. (Материалы для занятий с учащимися 1 – 4 классов. Логические и комбинаторные задачи, развивающие упражнения) / Сост. Н. И Удодова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. – С. – Петербург: «Дидактика Плюс»,1997
- Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. Пособие для учителя: пер. с болг. – М.: Просвещение, 1993.
- Тонких А.П. Логические игры и задачи на уроках математики. Ярославль.1997.
- Аленков Ю.А. 650 головоломок и задач на сообразительность. М., 2003.
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания для 1 класса четырёхлетней начальной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение. 1989.