Обращаясь к любой аудитории «Зачем нужен устный счёт?», как правило, получаешь, независимо от возраста, один и тот же ответ: «Считать деньги».
В таблице приведены данные опроса.
Считать деньги | Для строительства и прикидки результатов | Подсчёт очков | Практическое применение (поход, путешествие) |
90% | 5% | 3% | 2% |
Моя работа направлена на то, чтобы показать ребятам, что устные упражнения и устный счёт будут встречаться в их жизни достаточно часто и показать практическую направленность этих упражнений
В начальной школе устные упражнения сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название “устный счет”, хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами.
Однако устный счет как этап урока до сих пор применяется в основном в начальной школе или в 5-6 классах, имея своей главной целью отработку вычислительных навыков. Здесь ещё присутствует интерес ребят к устному счёту (элемент соревнования, скорость, оценка успешности), но чем старше становятся учащиеся, тем тяжелее заинтересовать ребят этими упражнениями.
Они воспринимают их как скучную и рутинную работу. Я просмотрела много литературы, различных сайтов, но нигде нет подобного опыта работы .
К.Д. Ушинский писал: ”что учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в учении охоту к овладению знаниями. Вместе с тем, он указывал, что нельзя всё учение свести к интересу. Учение требует и черновой работы и волевого усилия”.
В связи с этим я поставила перед собой следующие цели и задачи:
- Повышение качества устного счёта и скорости вычислений
- Пропедевтика различных тем и облегчение их последующего изучения для учащихся среднего звена
- Повторение и подготовка к ЕГЭ учащихся 10 – 11класса
- Понимание и значимость устного счёта для дальнейшей практической жизни и применение их в нестандартной жизненной ситуации
- Развитие посредством математики любознательности ребят, повышение интереса к учёбе по разным предметам школьного курса
Именно с целью – сделать устный счёт интересным и информационно привлекательным для ребят, несколько лет назад я начала вводить на своих уроках интеграцию с различными областями знаний.
Сначала это были география (высоты и глубины, максимумы и минимумы, амплитуда температуры) и история - лента летосчисления. Тогда это были: тряпка и мел и чудо - кодоскоп. Затем, устные упражнения были подкреплены видеорядом с изображением природных уникумов.
Увидев отклик учащихся, повышение их интереса, совместно с учителем географии Ворониной Светланой Вячеславовной я подготовила интегрированный урок в 6 классе «Геоматика или путешествие по маршруту Финляндия -Швеция», который был опубликован в «Открытом уроке» газеты «1 сентября». В конце урока дети сами подвели итоги: математика неотделима от других предметов и участвует во многих сферах нашей жизни.
После этого урока многие дети спрашивали: «А когда ещё будет геоматика?», «А биоматика бывает?». Эти вопросы 6-классников дали толчок следующему этапу творчества в данном направлении. Теперь устные упражнения стали подаваться в новой форме. С использованием ИКТ и обязательно были насыщен предметным содержанием. Например, вопросы по москвоведению.
(2 · 8 + 59 – 3 = ? О каком сооружении сказано: «Долгое время ни одно здание в Москве не могло сравниться с ним по высоте – все-таки 82 метра»?
91 = об Останкинской башне
72 = о колокольне Ивана Великого
80 = о Спасской башне)
Конечно, эта работа требовала много времени, велась с учётом программного содержания по другим предметам, и естественно не охватывала все темы. Но зато такой устный счёт ребята ждали, и данный вид упражнений приносил им удовольствие. Появилась заинтересованность, особенно у сильно мотивированных учащихся .
Дальше – больше. Семиклассники получили необязательное задание (по желанию) – составить 10 примеров устных упражнений, связав с другими предметами школьной программы. Поскольку 7 класс ещё недостаточно владеет компьютерными программами, то первые работы были выполнены в виде рисунков и аппликаций. Но, подрастая, ребята перешли от рисунков к мини презентациям на компьютере.
Учащимися были сделаны и представлены презентации:
- История и арифметический квадратный корень.
- Смешанное содержание. Различные темы алгебры и многообразие предметов.
- Устный счёт и мифы Древней Греции. Свойства арифметического квадратного корня.
- Кровообращение и сердце. Квадратные уравнения.
- Арктика и тайга. Неполные квадратные уравнения.
- Системы органов человека. Смешанное содержание.
Должна отметить, что желающих становится всё больше и больше,. Ведь каждому приятно, что именно его работа служит наглядным пособием на уроке.
В результате в кабинете накопилась интересная видеотека, составленная из моих и детских презентаций, которую я использую в разных классах (в 7-ом –пропедевтика тем, в 8-ом – при изучении темы, в 9-ом – при повторении, в 10-11 – при подготовке к ЕГЭ).Это не просто набор отдельных слайдов, это - система устных упражнений, в которой учтено время прохождения различных тем по математике и другим предметам.
Данный опыт обобщён мной и представлен на фестивале «Открытый урок», на окружных педагогических чтениях и должна заметить, что ряд учителей включился в подобную деятельность, ведь поле работы в этом направлении весьма велико.
Итак, чего же я добилась?
- Повышение качества устного счёта
- Повышение скорости вычислений
- Повторение математических тем и тем других предметов
- Повышение интереса к математике и другому предмету
- Развитие навыков работы в Интернете и со справочной литературой
- Пропедевтика тем 8 класса в 7 классе
- Заинтересованность младших в программе старших
- Повторение и подготовка к ЕГЭ 10 - 11класса
- Старшие – младшим
- Вывод, что математика нужна в любой науке
- Применение навыков устного счёта на практике
- Понимание значимости устных упражнений для дальнейшей практической жизни
После повторного опроса «Для чего нужен устный счёт в жизни?» только 45% взрослых отвечали: считать деньги. Ребята же стали приводить свои примеры использования устных упражнений. Вот так первоначальное убеждение, что устный счёт нужен, чтобы только считать деньги, переросло в многочисленные примеры, где же применяются устные упражнения:
- оценка и прикидка результатов
- грузоподъёмность лифта
- хворост для костра
- расчёт количества петель для вязания изделия
- расчёт обоев для оклейки комнаты
Чтобы показать детям практическую значимость устных упражнений несколько раз в течении года мы выходим на природу, где ребята могут применять свои знания на практике.
- измерение глубины снежного покрова –построение графиков – анализ результатов
- степень вытоптанности территории в %
- различные измерительные приборы, но подсчёты устные!( результаты измерений заносились в путевой лист и далее анализировался конечный результат.)
Несмотря на эти результаты, я уверена, что сделать ещё предстоит больше, чем сделано. И, конечно же, эту работу я буду продолжать
В презентации приведены фрагменты детских и моих презентаций, которые помогают на уроках в развитии межпредметных компетенций.