Урок литературного краеведения с применением ИКТ по теме "Что в северном краю растет? Кто в северном краю живет?". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • воспитание любви к природе родного края,
  • развитие логического мышления,
  • расширение кругозора детей,
  • развитие познавательной активности учащихся и творческих способностей,
  • формирование умения работать в парах

Оборудование:

  • солнышко-почемучка для каждого ученика,
  • карточки для дифференцированной работы,
  • ТСО (фрагмент видеофильма о тундре),
  • мультимедийный проектор,
  • слайды с изображением тундры,
  • изображения северных птиц и песца, картинки с изображением лемминга (разрезанные на части),
  • аудиозапись песни о Ямале,
  • карточки со стихотворениями, гербарии растений,
  • Красная книга ЯНАО, кроссворд, вырезанная из картона фигура оленя,
  • карточки с вопросами, изображения орнаментов и национальной одежды, шаблоны национальной одежды,
  • акварельные краски для учащихся.

Ход урока

• Орг. момент

Прозвенел звонок
Начинается урок.
Будем слушать, говорить
Край Ямальский наш любить.

• Сообщение темы, цели урока.

- Если вам интересно узнать: куда мы сегодня отправимся на уроке, поднимите солнышко-почемучку. Для того чтобы узнать, нужно выполнить задания.

Дифференцированная работа

1 ряд – расшифруйте слово, зная порядок расположения букв в алфавите:

20 21 15 5 18 1 (тундра)

2 ряд - переставьте буквы так, чтоб получилось слово: н у р т д а

3 ряд - определите по фрагменту природную зону.

Фронтальная проверка

- Какое слово получилось? Какая природная зона была показана во фрагменте? (тундра)

- Сегодня мы отправляемся в тундру, куда нас приглашает Леонид Васильевич Лапцуй в своем стихотворении «Приезжай». А прочитают нам его учащиеся (заранее подготовленные ученики):

1 ученик:

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна,-
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.

2 ученик:

Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,-
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраня,
Обогрет ты будешь без огня.

- (Приложение. Слайд 1): Тундра – это наш родной край и говорить о нем нам легко и просто, несмотря на то, что суров климат в тундре. Об этом нам расскажет ученица: Слово «тундра» пришло к нам с северо-запада, от финского «тунгури», что означает «безлесная местность». Зима в тундре длится 6-8 месяцев, часто бывают морозы, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Солнце зимой бывает скрыто за горизонтом несколько месяцев. В это время в тундре полярная ночь. В ясную погоду землю освещают вспышки северного сияния. Лето в тундре короткое и холодное. В это время в тундре полярный день. Почвы летом оттаивает в глубину от 50 см до 1 м, поэтому растения образуют низкорослые формы – карликовые растения (карликовая береза). Отсутствие деревьев способствует развитию светолюбивых мхов и лишайников.

Проверка Д/З – Выставка работ учащихся на тему «Наш край любимый и родной». Оценивание лучших работ.

Изучение нового материала

-Что в северном краю растет? Кто в северном краю живет?

Ответим на эти вопросы, разгадав наш необычный кроссворд, в котором спрятано ключевое слово (при выполнении каждого задания заполняется кроссворд).

1. Определите по описанию:

Это многолетнее травянистое растение. Плоды вначале красные, по мере созревания желтеющие. Цветет в июне-июле. Приятные на вкус плоды содержат лимонную и яблочную кислоты, витамины А и С, соли магния, калия. Ягоды употребляют в свежем виде, а также заготавливают для длительного хранения – замачивают в собственном соку, заливают холодной водой или замораживают. В народной медицине ягоды считаются мочегонным средством. Можно также перетирать ягоды с сахаром или варить приятное на вкус варенье. (морошка)

2. Работа в парах. Составьте из разрезанных частей картинку. Угадайте этого зверька (лемминг).

3.Найдите лишнее изображение на экране: песец, стерх, полярная сова (Приложение.Слайд 2 )

- Почему изображение песца является лишним?

Сообщение (заранее подготовленного) учащегося о песце.

4. – В названии этой северной рыбы исчезли буквы, обозначающие гласные звуки. Отгадайте, что это за рыба – НЛЬМ (нельма)

Работа на доске (2 человека):

– Соотнесите гербарий с названием растения. (1 -голубика, брусника, морошка; 2 – лишайник, карликовая береза, черника)

- Пока ребята соотносят названия растений северного края, мы с вами ответим на один вопрос. В легендах и песнях воспет наш Ямал (звучит фрагмент аудиозаписи). Почему композиторы, поэты, художники восхищаются нашим краем?

Фронтальная проверка

- Мальчики проверяют справа соотнесение названий с гербарием, девочки – слева на доске.

5,6. – А сейчас представим себя в роли поэтов. Дополните стихотворения Андрея Тарасова, вставив недостающее название животного на карточке.

Работа в парах для каждого ряда:

1 ряд:

В рубашке пуховой густой и добротной
Рыщет неслышно белый _________________.
Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец. (песец)

2 ряд:

Важный белый __________ - ах, какая птица.
Там, где он садится, - чистая вода.
Каждою весною на Ямал стремится-
Лучше не бывает места для гнезда. ( лебедь)

3 ряд:

Запомните: «_________»! На земле их немного,
И только лишь люди им выжить помогут.
Из всех журавлей самый редкий, красивый,
Он – гордость Ямала, он - гордость России. (стерх)

Фронтальная проверка

- Какие слова в четверостишии помогли вам определить пропущенные названия животных?

- Стерх внесен в Красную книгу ЯНАО. Он немного крупнее серого журавля, размах крыльев около 210-240 см

- Какие из вставленных вами слов в стихотворениях можно объединить одним словом? (лебедь, стерх- это птицы)

- Как вы думаете, можно ли по птичьему гнезду определить, какое будет лето: жаркое или холодное?

- Оказывается, можно. Например, по гнезду воробья. Если гнездо находится глубоко в земле и повернуто в сторону юга – будет холодное лето. Если гнездо находится на поверхности земли и повернуто в сторону севера – будет жаркое лето.
Природа сама помогает человеку, словно подсказывает: «Посмотри внимательно, и узнаешь…»

- Итак, мы заполнили весь кроссворд. Какое ключевое слово спряталось среди клеток? (олень)

Физкультминутка

Вот олень – красавец стройный,
Благородный и спокойный.
У него рога ветвисты,
(дети шагают, высоко поднимая ноги)
(слегка согнутые в локтях руки дети поднимают над головой)
Ноги тонки, ноги быстры.
Мы играем целый день,
Целый день играть не лень.

(бег с высоким подниманием ног)
(руки на поясе. Выполнить полуприседания с поворотом вправо-влево)

- Человек в тундре не может прожить без оленя. Поэтому он относится к нему бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

5. Обобщение имеющихся у детей знаний.

- Один олень прибежал к нам на урок и на своих рогах принес вопросы. Ответим на них.

• Для чего человеку в тундре нужен олень?
• Для чего оленю нужны рога?
• Чем питается олень?
• Когда у оленей отпадают рога?
• Когда олени линяют?
• Когда у оленей появляются детеныши?

- Молодцы! Вы сумели ответить на все вопросы.

6. Практическая работа учащихся

- Леонид Васильевич Лапцуй писал:
-Он в тундре живет с незапамятных пор,
И север представить нельзя без оленя.
Олень – он тундры пятнистый ковер….
Ее вдохновение, ее откровение… (Приложение. Слайд 3)

- Олень является пищей. На оленях кочуют, ездят, преодолевая большие расстояния. Из его шкуры шьют национальную одежду. Чем украшена традиционная одежда коренных народов Севера? (орнаментом)

-Названия орнаментов не случайные. Все орнаменты женщины высмотрели в природе! Посмотрите, какие названия имеют некоторые из них (Приложение. Слайд 4.).

-Орнаменты украшают одежду, делая ее яркой, красивой, привлекательной. (Приложение. Слайд).

- А сейчас бумажные модели одежды, которые лежат у каждого на парте, вам нужно украсить северными узорами, чтобы они стали такими же красивыми, яркими (Рисование учащихся сопровождается звучанием северной мелодии).

7. Подведение итогов урока

- Организация выставки работ учащихся – одежды, украшенной национальными орнаментами.

- Понравилось ли вам на уроке? Что понравилось?

- Находясь в тундре, надо соблюдать правила. Если их нарушать, она покажет свой суровый характер. Если человек в беде - природа поможет. Если человек обижает природу – она ему мстит. Поэтому надо любить свою землю и относиться ко всему окружающему бережно. Я закончу наш урок словами ненецкого поэта Л.В.Лапцуя:

Тундра, я тебя и на мгновение
Не могу представить без оленей,
С их извечно гордою походкой,
С их красивым бегом, как полетом.

8. Домашнее задание

-Составить памятку правил на тему «Как вести себя в тундре?»

Приложение: Слайд-шоу