Цели:
- воспитание любви к природе родного края,
- развитие логического мышления,
- расширение кругозора детей,
- развитие познавательной активности учащихся и творческих способностей,
- формирование умения работать в парах
Оборудование:
- солнышко-почемучка для каждого ученика,
- карточки для дифференцированной работы,
- ТСО (фрагмент видеофильма о тундре),
- мультимедийный проектор,
- слайды с изображением тундры,
- изображения северных птиц и песца, картинки с изображением лемминга (разрезанные на части),
- аудиозапись песни о Ямале,
- карточки со стихотворениями, гербарии растений,
- Красная книга ЯНАО, кроссворд, вырезанная из картона фигура оленя,
- карточки с вопросами, изображения орнаментов и национальной одежды, шаблоны национальной одежды,
- акварельные краски для учащихся.
Ход урока
• Орг. момент
Прозвенел звонок
Начинается урок.
Будем слушать, говорить
Край Ямальский наш любить.
• Сообщение темы, цели урока.
- Если вам интересно узнать: куда мы сегодня отправимся на уроке, поднимите солнышко-почемучку. Для того чтобы узнать, нужно выполнить задания.
Дифференцированная работа
1 ряд – расшифруйте слово, зная порядок расположения букв в алфавите:
20 21 15 5 18 1 (тундра)
2 ряд - переставьте буквы так, чтоб получилось слово: н у р т д а
3 ряд - определите по фрагменту природную зону.
Фронтальная проверка
- Какое слово получилось? Какая природная зона была показана во фрагменте? (тундра)
- Сегодня мы отправляемся в тундру, куда нас приглашает Леонид Васильевич Лапцуй в своем стихотворении «Приезжай». А прочитают нам его учащиеся (заранее подготовленные ученики):
1 ученик:
Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит, страшна,
Словно моря Карского волна,-
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
2 ученик:
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – век двадцатый, наши дни.
Сядешь в нарты, что летят стрелой,
Или в сизокрылый самолет,-
В тундре, под Полярною звездой,
Где живет мой маленький народ.
Жар гостеприимства сохраня,
Обогрет ты будешь без огня.
- (Приложение. Слайд 1): Тундра – это наш родной край и говорить о нем нам легко и просто, несмотря на то, что суров климат в тундре. Об этом нам расскажет ученица: Слово «тундра» пришло к нам с северо-запада, от финского «тунгури», что означает «безлесная местность». Зима в тундре длится 6-8 месяцев, часто бывают морозы, сильные холодные ветры, переходящие в снежные бури. Солнце зимой бывает скрыто за горизонтом несколько месяцев. В это время в тундре полярная ночь. В ясную погоду землю освещают вспышки северного сияния. Лето в тундре короткое и холодное. В это время в тундре полярный день. Почвы летом оттаивает в глубину от 50 см до 1 м, поэтому растения образуют низкорослые формы – карликовые растения (карликовая береза). Отсутствие деревьев способствует развитию светолюбивых мхов и лишайников.
• Проверка Д/З – Выставка работ учащихся на тему «Наш край любимый и родной». Оценивание лучших работ.
• Изучение нового материала
-Что в северном краю растет? Кто в северном краю живет?
Ответим на эти вопросы, разгадав наш необычный кроссворд, в котором спрятано ключевое слово (при выполнении каждого задания заполняется кроссворд).
1. Определите по описанию:
Это многолетнее травянистое растение. Плоды вначале красные, по мере созревания желтеющие. Цветет в июне-июле. Приятные на вкус плоды содержат лимонную и яблочную кислоты, витамины А и С, соли магния, калия. Ягоды употребляют в свежем виде, а также заготавливают для длительного хранения – замачивают в собственном соку, заливают холодной водой или замораживают. В народной медицине ягоды считаются мочегонным средством. Можно также перетирать ягоды с сахаром или варить приятное на вкус варенье. (морошка)
2. Работа в парах. Составьте из разрезанных частей картинку. Угадайте этого зверька (лемминг).
3.Найдите лишнее изображение на экране: песец, стерх, полярная сова (Приложение.Слайд 2 )
- Почему изображение песца является лишним?
Сообщение (заранее подготовленного) учащегося о песце.
4. – В названии этой северной рыбы исчезли буквы, обозначающие гласные звуки. Отгадайте, что это за рыба – НЛЬМ (нельма)
Работа на доске (2 человека):
– Соотнесите гербарий с названием растения. (1 -голубика, брусника, морошка; 2 – лишайник, карликовая береза, черника)
- Пока ребята соотносят названия растений северного края, мы с вами ответим на один вопрос. В легендах и песнях воспет наш Ямал (звучит фрагмент аудиозаписи). Почему композиторы, поэты, художники восхищаются нашим краем?
Фронтальная проверка
- Мальчики проверяют справа соотнесение названий с гербарием, девочки – слева на доске.
5,6. – А сейчас представим себя в роли поэтов. Дополните стихотворения Андрея Тарасова, вставив недостающее название животного на карточке.
Работа в парах для каждого ряда:
1 ряд:
В рубашке пуховой густой и добротной
Рыщет неслышно белый _________________.
Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец. (песец)
2 ряд:
Важный белый __________ - ах, какая птица.
Там, где он садится, - чистая вода.
Каждою весною на Ямал стремится-
Лучше не бывает места для гнезда. ( лебедь)
3 ряд:
Запомните: «_________»! На земле их немного,
И только лишь люди им выжить помогут.
Из всех журавлей самый редкий, красивый,
Он – гордость Ямала, он - гордость России. (стерх)
Фронтальная проверка
- Какие слова в четверостишии помогли вам определить пропущенные названия животных?
- Стерх внесен в Красную книгу ЯНАО. Он немного крупнее серого журавля, размах крыльев около 210-240 см
- Какие из вставленных вами слов в стихотворениях можно объединить одним словом? (лебедь, стерх- это птицы)
- Как вы думаете, можно ли по птичьему гнезду определить, какое будет лето: жаркое или холодное?
- Оказывается, можно. Например, по гнезду воробья. Если гнездо находится глубоко в земле и повернуто в сторону юга – будет холодное лето. Если гнездо находится на поверхности земли и повернуто в сторону севера – будет жаркое лето.
Природа сама помогает человеку, словно подсказывает: «Посмотри внимательно, и узнаешь…»
- Итак, мы заполнили весь кроссворд. Какое ключевое слово спряталось среди клеток? (олень)
Физкультминутка
Вот олень – красавец стройный, Благородный и спокойный. У него рога ветвисты, |
(дети шагают, высоко поднимая ноги) (слегка согнутые в локтях руки дети поднимают над головой) |
Ноги тонки, ноги быстры. Мы играем целый день, Целый день играть не лень. |
(бег с высоким подниманием ног) (руки на поясе. Выполнить полуприседания с поворотом вправо-влево) |
- Человек в тундре не может прожить без оленя. Поэтому он относится к нему бережно, нежно, как к самому лучшему другу.
5. Обобщение имеющихся у детей знаний.
- Один олень прибежал к нам на урок и на своих рогах принес вопросы. Ответим на них.
• Для чего человеку в тундре нужен олень?
• Для чего оленю нужны рога?
• Чем питается олень?
• Когда у оленей отпадают рога?
• Когда олени линяют?
• Когда у оленей появляются детеныши?
- Молодцы! Вы сумели ответить на все вопросы.
6. Практическая работа учащихся
- Леонид Васильевич Лапцуй писал:
-Он в тундре живет с незапамятных пор,
И север представить нельзя без оленя.
Олень – он тундры пятнистый ковер….
Ее вдохновение, ее откровение… (Приложение. Слайд 3)
- Олень является пищей. На оленях кочуют, ездят, преодолевая большие расстояния. Из его шкуры шьют национальную одежду. Чем украшена традиционная одежда коренных народов Севера? (орнаментом)
-Названия орнаментов не случайные. Все орнаменты женщины высмотрели в природе! Посмотрите, какие названия имеют некоторые из них (Приложение. Слайд 4.).
-Орнаменты украшают одежду, делая ее яркой, красивой, привлекательной. (Приложение. Слайд).
- А сейчас бумажные модели одежды, которые лежат у каждого на парте, вам нужно украсить северными узорами, чтобы они стали такими же красивыми, яркими (Рисование учащихся сопровождается звучанием северной мелодии).
7. Подведение итогов урока
- Организация выставки работ учащихся – одежды, украшенной национальными орнаментами.
- Понравилось ли вам на уроке? Что понравилось?
- Находясь в тундре, надо соблюдать правила. Если их нарушать, она покажет свой суровый характер. Если человек в беде - природа поможет. Если человек обижает природу – она ему мстит. Поэтому надо любить свою землю и относиться ко всему окружающему бережно. Я закончу наш урок словами ненецкого поэта Л.В.Лапцуя:
Тундра, я тебя и на мгновение
Не могу представить без оленей,
С их извечно гордою походкой,
С их красивым бегом, как полетом.
8. Домашнее задание
-Составить памятку правил на тему «Как вести себя в тундре?»
Приложение: Слайд-шоу