У игрушек есть еще одна функция — радовать детей,
воздействовать на их еще неосознанное эстетическое чувство
и укореняться в их памяти на долгие годы,
окрашивая воспоминания о детстве.
Б.А. Рыбаков
Цель: Формирование художественного вкуса, изготовление игрушки-дерева.
Задачи:
- Образовательные:
- формирование понятия о народной глиняной игрушке, ее видах, традициях формы и росписи;
-формирование навыков работы с пластическим материалом и художественной росписью.
- Развивающие:
- развитие творческой и познавательной активности, художественной фантазии и вкуса.
- Воспитательные:
- воспитание любви и интереса к традициям народной русской культуры.
Оборудование урока.
Зрительный ряд:
Презентация с изображениями хлудневских глиняных игрушек-деревьев. Наглядный демонстрационный материал - детские работы прошлых лет.
Музыкальный ряд:
Народная музыка.
Материалы:
- Пластилин или глина, стеки,
- набор гуашевых красок,
- кисти (большая, средняя, тонкая),
- тряпочка для обсушивания кистей,
- грунтовка,
- баночка.
Формы работы:
- фронтальная,
- индивидуальная.
Методы работы:
- объяснительно-иллюстративный (изложение материала);
- практический (работа над созданием образа дерева).
Ход урока.
I.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
Заслуженной славой пользуются игрушки, сработанные в деревне Дымково (Вятская обл.), Филимоново (Тульская обл.), Абашево (Пензенская обл.) и другие. С ними учащиеся знакомы с 3-его класса (Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского).
Искусство художественных промыслов дорого нам современникам, как часть народной художественной культуры, развивающейся в нашей стране на протяжении столетий. Оно созвучно задачам нашего времени, значительностью накопленного опыта.
Из глубины веков это искусство донесло до нас яркие образы, отражающие эстетические идеалы народа. Неразрывно связанное с историей народа, его трудом и бытом, оно в каждую эпоху было глубоко традиционным и постоянно изменяющимся новым, молодым.
Изучая произведения народного искусства, созданные в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах и орнаменте живую связь с многовековой национальной культурой.
Народное декоративное творчество живет вечно изменяющейся жизнью. Одни формы и мотивы исчезают, другие появляются вновь; традиционные элементы получают новое осмысление.
III. Изучение нового материала. Беседа. Показ презентации.
Первым сюжетом русского народного искусства по времени его появления, безусловно, является — дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно - и жилище, оно - и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу.
Оно же и древо жизни, и древо познания, и мировое древо. Мы говорим — корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим — древо рода, родословное древо. Дерево участвует в нашем бытии, мировоззрении, являя собой некий законченный и совершенный образ.
Первый человек был собирателем, охотником за плодами. Такая охота не требовала специального оружия, достаточно было рук, чтобы получить эти плоды, причем плоды появлялись без усилий и труда, и участия в их выращивании человека.
Первый человек обязан дереву жизнью. И жизнь человека на протяжении всей его истории и до сегодняшнего дня связана с деревом. Дерево вошло в обиход, сознание, фольклор.
Каждая из трех частей дерева - корни, ствол и крона, несут в себе определенные знаки. Корни — это знак подземного мира, стволу — соответствует наземный мир. А кроне — небо.
Одновременно этим трем частям дерева соответствуют представители живой природы. Корни могут быть обозначены изображениями, рисованными или скульптурными: лягушки, змеи, крота. Все это знаки подземного мира.
Стволу соответствуют изображения коней, оленей, людей.
Кроне соответствуют изображения птиц.
Сохранилось много праздников, связанных с образом дерева.
На троицу обряжали березу, кто в лоскутки, кто в женскую одежду и ставили в дом. Вокруг пели песни и водили малый хоровод, обычно это делали в горнице.
Еще в конце сороковых годов на Троицу в Нерехтинском районе девушки отправлялись в березовую рощу, выбирали дерево, обряжали его, целовались через ветви, потом плели венки, пускали их по воде и гадали о своей судьбе. Дерево здесь было всемогущим божеством, которое помогало в угадывании будущего.
Также много свидетельств одушевления дерева. Доброго молодца или красну девицу превращают в дерево. Дерево дарит и плоды — молодильные яблоки, которые возвращают человеку молодость или дарят бессмертие.
Конечно же, изображения дерева остались и до сегодняшнего дня одним из важных сюжетов глиняной и деревянной скульптуры. Его использовали вятские мастера в прошлом веке и каргопольские сегодня. Также многие сюжеты богородской игрушки включают в свою композицию дерево, как, например, в игрушке "Хозяйство" — фигура женщины на фоне дерева, в окружении двух мужских фигур. Олень из Абашева скорее несет на своей голове стилизованное дерево, чем рога.
Изготовление калужской глиняной игрушки, которая известна более как хлудневская игрушка, по этнографическим материалам связывается с праздничными гуляньями – "ярилками". Они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии, и неотъемлемой принадлежностью этих гуляний были традиционные "свистульки", "гудухи", "сопелки", "грематухи" в виде конька, козы, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской. Согласно одному из местных преданий, край деревни Хлуднево, называемый Бобровка, был заселен в XIX веке несколькими семьями крестьян, выигранных помещиком в карты. Они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло и искусство изготовления игрушки. Наиболее традиционный по происхождению слой хлудневской игрушки составляют свистульки , лаконичная пластика которых, совместившая образную выразительность с функциональностью, свидетельствует в пользу того, что подобные произведения являются традиционным типом хлудневской игрушки, отработанным не одним поколением мастером. С 1970-х годов хлудневские мастерицы - Трифонова А.Ф. , Трифонова К.П. , Студницкая А.В. , Самошенкова М.В. , Тасенкова К.А. – создают игрушки-скульптуры, с поразительной смелостью соединяя в таких фигурках различные пластические элементы. Их формы и композиции тяготеют к трехмерности объемов, подвижности и декоративности силуэтов, обилию лепных деталей. Безудержная фантазия народных мастериц создает образ "Древа жизни" – собирательный образ природы, дающей жизнь всему живому. Этот мотив особый, хлудневский, не имеющий аналогий в игрушке других регионов. И если исходить из положения о том, что каждое изделие народных промыслов – своего рода символ местной народной культуры, то таким художественно-выразительным символом народного искусства Калужского края хочется видеть "Древо жизни", вечно процветающее и обновляющееся.
IV. Практическая работа.
Учитель предлагает начать создавать из пластилина или глины дерево-образ, параллельно рассказывая об этапах работы:
- лепке;
- грунтовке;
- росписи по собственной фантазии и воображению.
Свои игрушки можно сделать похожими на хлудневские.
V. Итог урока. Эстетическая оценка работы.
Выставка деревьев, выполненных детьми.
-Какие разные и красивые деревья получились!
- Как удалось передать вам свое отношение к красоте окружающего мира?
- Кому вы подарите свое дерево-сувенир?
Самооценка учащихся:
-за активную работу;
-за композиционное и цветовое решение.
VI. Домашнее задание.
Список литературы:
- Л. Латынин. «Основные сюжеты русского народного искусства» Москва, Глас, 2006, 144 ст., илл.
- Н.А. Горяева “Декоративно-прикладное искусство в жизни человека”.
- Светлана Личенко.Статья «Народное искусство калужского края».
- А.Е.Клиентов. «Народные промыслы», Москва, Белый город, 2003
- Интернет ресурсы: http://bukvitsa.com