Цели:
- расширить знания детей о переменной, выражениях с переменной;
- научить составлять выражения с переменной;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать логическое мышление;
- повторить преобразование именованных чисел;
- решение текстовых задач, содержащих единицы измерения времени;
- воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету;
- способствовать формированию умения работать в группе;
- воспитание взаимопомощи.
Оборудование:
- таблицы, плакаты, портрет Рене Декарта, изображения Незнайки и Знайки;
- планшеты, чёрные маркеры для доски-6 штук; красные маркеры.
- цветы из картона;
- сигнальные карточки ( « + », « - », « ? » ).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Учитель: Ребята, у нас сегодня пройдёт интересный урок. Вместе с нами будут работать и сказочные персонажи (Учитель помещает на доску изображения Незнайки и Знайки). Вы их узнали? Из какой они сказки? Кто написал это произведение?
2. Актуализация
Учитель: Мы отправляемся в Цветочный город. Кто же быстрее доберётся до города?
Начинаем игру «Парные гонки».
Цель игры: проверить знание таблицы умножения, развивать умение работать в парах.
Учащиеся получают чистый лист бумаги. По сигналу учителя первый ученик записывает выражение для своего соседа, а тот в свою очередь находит значение этого выражения и придумывает новый пример для своего напарника. Учащиеся передают листок друг другу несколько раз( 1,5 минуты). Побеждает та пара, которая за это время напишет больше примеров. За верные ответы учащиеся получают бонусы-«цветочки».
Учитель: Итак, мы прибыли в Цветочный город. Для нас Знайка приготовил задания.
На доске помещены карточки с математическими записями:
14 : 1; Х: 5 ; 14 : 2 ; 14 : 7; 8 –В ; 5 + 4 = 9; 14 :14.
Посмотрите внимательно, какая запись на доске лишняя?
Дети: 5 + 4 = 9
Учитель: Почему?
Дети: Это равенство.
Учитель: А остальные записи?
Дети: Это выражения.
Учитель: Что мы называем математическими выражениями?
Дети: Это такие математические записи, где не содержатся знаки >, <, =.
Учитель: На какие группы можно разбить эти выражения?
Дети: Частные и разности, числовые и буквенные.
Учитель передвигает карточки в соответствии со вторым разбиением.
14 : 1 Х : 5
14 : 2 8 - В
14 : 7
14 : 14
Учитель: Найдите значение выражения Х : 5, если Х = 0; 35; 70. А какие ещё значения может принимать Х ?
Х |
0 |
35 |
70 |
10 |
25 |
40 |
---|---|---|---|---|---|---|
Х : 5 |
0 |
7 |
14 |
2 |
5 |
8 |
А как бы вы назвали букву Х, которая может принимать разные значения?
В математике её называют переменной. Это тема нашего урока.
(Учитель помещает на доску плакат с названием темы урока.)
А что интересного в числовых выражениях?
Дети: Делимое одно и то же - 14. А делители увеличиваются.
Учитель: Назовите частные. Что вы замечаете?
Дети. 14; 7; 2; 1. Они уменьшаются.
Учитель: Можно было бы найти ответ на этот вопрос, не вычисляя значения частных. Как?
Дети: Здесь делимое не изменяется, а делитель увеличивается, значит частное уменьшается.
Учитель: Можно было воспользоваться свойством. А как быстрее найти ответ на вопрос: решать все примеры подряд или применить свойство?
Дети: Применить свойство.
Учитель: Попробуйте записать у себя в тетрадях все числовые выражения одним общим выражением.
3. Постановка проблемы
Учитель: Почему не получается?
Дети: Мы не знаем, как это сделать.
Учитель: В этих выражениях есть что-то общее. (Это делимое 14) А почему вы не можете записать одно выражение, раз есть одно и то же делимое? ( Меняется делитель).То есть он изменчивый! Такие величины, которые меняются, называют переменными.
Впервые в математике это понятие ввёл Рене Декарт. (К доске выходит заранее подготовленный ученик, который кратко рассказывает об этом великом учёном.)
Мы будем учиться записывать несколько выражений одним. Это цель нашего урока.
4. «Открытие» детьми нового знания.
Учитель: Рассмотрите числовые выражения и попробуйте с помощью переменной записать их одним выражением. (К доске выходят учащиеся, которые предлагают свои варианты ответов. Выявляется общий признак всех выражений: делимое 14, а делитель меняется.)
14 : а
Важно указать каждое значение , которое принимает а .
На доске появляется плакат с алгоритмом составления выражений с переменной:
1. Сначала записать не меняющуюся часть, а переменную обозначить буквой.
2. Затем записать множество значений переменной.
Работа с учебником
Чтение правила по учебнику-с. 65.
5. Физкультминутка
Учитель: Теперь немного отдохнем. Ребята, художник Цветик приготовил для вас картинки и задания к ним. Мы будем внимательно смотреть и слушать, выполнять задания.
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. ( 3 )
Сколько ёлочек зелёных,
Столько сделаем наклонов. (4 )
Приседаем столько раз,
Сколько бабочек у нас. (2)
Сколько чёрточек до точки,
Столько встанем на носочки. (6 )
Упражнения для глаз:
- внимательно смотрим на картинки – «движемся» по окружности;
- смотрим на цветок, помещённый на оконном стекле, затем смотрим вдаль.
6. Первичное закрепление. Работа в группах
Весь класс делится на 6 команд (команда выбирает своего капитана).
Каждая команда выполняет по одному заданию. Члены команды обсуждают варианты ответов на заданный вопрос и выбирают правильный ответ, который озвучивается капитаном команды. Заданиями для пяти команд являются №№ 1-5 из учебника, шестая команда получает задание на карточке:
Найдите множество значений переменной Х. «Пончик и Сиропчик на обед съели Х».
Проверка по алгоритму.
7. Включение в систему знаний. Повторение
Умножение круглых чисел.
а)Учащиеся выполняют № 10.
Учитель: У меня в руках две карточки с решенными примерами - их решал Незнайка.
Верно ли ? А как бы решил Знайка? (Учащиеся исправляют ошибки красным маркером.)
Что мы должны помнить при умножении круглых чисел? Как записывается такое умножение? ( Вспоминаем алгоритм. На доске появляется плакат с алгоритмом.)
б) Учащиеся выполняют № 11.
Трое учащихся поочерёдно решают это задание на доске.
в) Работа в группах.
Каждая команда получает по одному планшету, где маркером записывается решение примера. Затем планшеты вывешиваются на доске и проверяются учениками, которые используют для этого сигнальные карточки.
Решение задачи. № 13. (Главными героями задачи становятся Незнайка и Знайка!)
Выполняется чтение текста задачи. Учащиеся отвечают на вопросы:
- По какой программе действовали Незнайка и Знайка? (Плыли на катере, гуляли по парку, обедали, шли домой пешком .)
- Во сколько вернулись домой? (В 5 часов вечера.)
- Как сказать по-другому? (В 17 часов.)
- Как узнали? (5 + 12 = 17 ч)
- Что требуется узнать? (В котором часу они вышли из дома.)
- Найдите начало события. Что для этого нужно сделать? (Ряд обратных операций.)
На доске появляется схема задачи. Учащиеся рассматривают её.
Учитель: Когда они шли, то время увеличивалось ? Прибавлялось.
А какая обратная операция?
Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
(Оформление решения производится командами на планшетах : первая команда выполняет схему задачи, вторая команда выполняет первое действие, третья команда – второе действие, четвёртая команда- третье действие, пятая команда – ответ и шестая команда – проверяет решение.)
8. Рефлексия
Учитель: Какую тему мы изучали на уроке? Что называем переменной? Какую задачу перед собой ставили? Как оцениваете свою работу?
На доске начерчена «Лесенка знаний», состоящая из трех ступенек:«-«, «?», «+». Учащиеся сами оценивают свою работу на уроке и своё отношение к уроку, используя сигнальные карточки. Учитель подводит результаты совместной работы.
Используемая литература
1. Л. Г. Петерсон Математика 3 класс, часть 2.М: Издательство «Ювента»,2004 .
2. Л. Г. Петерсон Математика 3 класс: Методические рекомендации для учителей. М.: Издательство «Ювента»,2004.