Цели:
- Формировать понятия «рисунок», «план», «масштаб»; научить выявлять существенные различия между рисунком и планом; познакомить обучающихся с чертёжными умениями.
- Развивать внимание.
- Воспитывать аккуратность.
Оборудование: иллюстрации предметов и сами предметы: чашка, чайник, стакан; кроссворд; листочки для самостоятельной работы; тетради для учащихся; линейка; план эвакуации для учителя.
Ход урока
I. Оргмомент
Цель: подготовить обучающихся к работе на уроке.
Повторение (раздать листочки для самостоятельной работы).
- Перед вами листочки, разделённые на 3 части. В каждой части вы будете выполнять отдельное задание. Подпишите ваши листы.
Задание 1. Отметьте на листе точку. Представьте, что вы находитесь на большой высоте и видите стоящих рядом четырёх человек. С высоты они выглядят одной точкой. Изобразите их движение, если один пошёл на север, другой – на юг, третий – на восток, а четвёртый – на запад. (см. Приложение 1).
Задание 2. Обозначьте на листе улицу, которая протянулась с северо-запада на юго-восток. (см. Приложение 2).
Задание 3. В правом верхнем углу листа поставьте точку. Представьте, что это человек. В левом нижнем углу нарисуйте ель. Определите, в каком направлении от ели находится человек. В каком направлении ель от человека. (см. Приложение 3).
- А теперь передайте ваши листочки. В конце урока вы узнаете оценки.
II. Новая тема
Цель: обеспечить восприятие, осмысление и понимание знаний.
- Прочитайте тему сегодняшнего урока, написанную на доске («Рисунок и план»)
1. Введение понятия «рисунок»
Учитель показывает рисунок с изображением чашки.
- Ребята, что я вам показываю? (Рисунок чашки).
На доске появляется слово «Рисунок».
- А что такое рисунок в вашем понимании? Как изображаются предметы на рисунках? (Ответы детей)
- Посмотрите на предмет, который я вам показываю. Что это? (Чайник)
- Что я теперь вам показываю? (Рисунок чайника).
2. Введение понятия «план»
- Посмотрите на это изображение. Что я вам показываю? (Похоже на чашку, которую мы видим сверху).
- Это план чашки. Подумайте, что же называется планом? (Изображение сверху).
На доске появляется слово «План».
- План – это чертёж, на котором все предметы изображены так, как мы их видим сверху. Но план показывает не сам предмет, а место, которое занимает предмет на листе бумаги.
- Современные строители работают по чертежам. Так, например, прежде чем построить нашу школу, составлялся план здания, каждого этажа в отдельности. По плану этажа можно мысленно «ходить», ведь на нём видно всё: где двери и окна, где коридоры и лестницы.
Посмотрите на план нашего этажа. Как выдумаете, зачем на нашем этаже висит такой план? (Ответы детей).
Такие планы висят на каждом этаже и показывают направления эвакуации в случае пожара или ещё какой-то экстренной ситуации.
А вот в Древней Руси строительство велось без планов и чертежей, «на глазок». С использованием рисунков и опыта предков первыми чертёжниками на Руси стали иконописцы.
- Кто – нибудь из вас знает, кто такие иконописцы? (Люди, которые писали иконы).
- Правильно, они научились делать чертежи, необходимые для росписи церквей и соборов.
3. Введение понятия «масштаб»
- Ребята, давайте начертим план стакана. Что для этого надо сделать? (Приложить стакан к бумаге и обвести). (Дети выполняют)
- А теперь начертим план учебника. (Дети выполняют)
- Начертим план вашего стола. Как это сделать? (Можно измерить)
- Измерьте длину и ширину вашего стола. Что получили? (Длина равна 110 см, ширина – 70 см).
Один ученик на доске чертит план стола.
- Сейчас у нас с вами есть доска, на которой мы смогли начертить лан стола. А как быть, если план надо начертить в тетради, на листе бумаги? (Ответы детей)
- Как поступить в этом случае? (Надо уменьшить изображение).
- Для изменения размеров на чертеже применяется масштаб.
На доске появляется слово «Масштаб».
- Масштаб – это число, показывающее во сколько раз расстояние и размеры предметов уменьшены (увеличены) при изображении их на бумаге, то есть на плане.
- Мы с вами решили, что размеры стола надо уменьшить. Во сколько раз мы их уменьшим? (В 10 раз).
- Это значит, что в каждом сантиметре на бумаге отложено 10 см от размера стола. Запись масштаба будет такой.
На доске: М: 1 см = 10 см
- Вычислите длину и ширину ваших столов после уменьшения размеров. (Длина равна 11 см, ширина – 7 см).
- Начертите в своих тетрадях план стола. (Дети выполняют)
- А можно ли уменьшить размеры в 100, 1000 раз? (Да).
- Правильно. Поэтому нетрудно начертить план не только стола, но и класса, дома, участка какой-нибудь местности. Только обязательно нужно выбрать правильный масштаб и записать его.
- Послушайте стихотворение М.Пожарского и скажите, о каком понятии сегодняшнего урока здесь идёт речь.
Мы с братом сели у окна
И стали рисовать.
Нарисовали стол и стул,
Диванчик и кровать.
Нарисовали двор и дом,
Дорогу и людей,
Нарисовали лес кругом,
В нём птичек и зверей.
Потом решили с братом
Весь мир нарисовать,
А чтоб в листок вошёл он,
Всё стали уменьшать.
- О каких понятиях говорится в стихотворении? (О масштабе и рисунке).
III. Практическая работа
- Что такое масштаб? (Ответы детей).
- Зная всё это, попробуем начертить план нашего класса. Вспомните, что такое план. (Ответы детей).
- Для того чтобы начертить план, в левом верхнем углу на бумаге ставят стрелку, указывающую направление с юга на север.
Откройте ваши тетради и в левом верхнем углу листа нарисуйте стрелку, показывающую направление «север – юг». Вспомните основные стороны горизонта (Север – юг – запад – восток).
- Назовите промежуточные стороны (Северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток).
- Определите, в какой стороне нашего класса находится доска (На севере).
- Отмечаем на плане. В какой стороне находятся шкафы? (На юге).
- Отмечаем и определяем местонахождения двери.(На востоке).
IV. Закрепление пройденного
Цель: обеспечить усвоение новых знаний на уровне применения их в знакомой ситуации.
- Чтобы проверить, как вы усвоили материал, я предлагаю вам решить кроссворд.
Кроссворд (см. Приложение 4)
По горизонтали:
3. Невелик, зато смышлён –
Все дороги знает он.
Если с ним пойдём в поход,
Никогда не подведёт. (Компас).
5. Какая сторона горизонта находится справа. (Восток).
6. Число, которое показывает, во сколько раз уменьшено или увеличено расстояние на чертеже.(Масштаб).
По вертикали:
1. Изображение предмета таким, каким мы его видим. (Рисунок).
2. Видимое вокруг нас пространство, которое можно охватить взглядом. (Горизонт).
4. Изображение предмета таким, каким мы видим его сверху. (План).
V. Итог
Цель: осуществить анализ и оценку успешности достижения цели.
- Молодцы, ребята! Вы хорошо работали на уроке. Спасибо за урок!
VI. Домашнее задание
Начертите план вашей комнаты.