Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах. Закрепить практические умения учащихся записывать уравнения реакций доказывающих химические свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, солей, кислот, оснований.
Оборудование к уроку: На столах учащихся справочный материал по основным классам неорганических соединений, учебники. Реактивы, растворы: соляной кислоты, карбоната калия, гидроксида натрия, сульфата меди (2), хлорида бария, магний, пробирки, штативы. Плакат «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Рисунки связанные с применением основных классов неорганических соединений. Карточки с заданиями для учащихся.
Ход урока.
Учащиеся поделены на 4 группы
Урок начинается с опроса:
- Какие основные классы неорганических соединений Вы знаете?
- Дайте определения:
а) оксидам
б) кислотам
в) основаниям
г) солям
Каждый ответ оценивается в 0.5 балла, при условии если учащиеся приводят примеры веществ количество баллов добавляется.
Затем представитель каждой группы приглашается к доске и приступает к выполнению задания:
А) учащиеся 1 группы должны выбрать из карточек формулы кислот:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла,
максимально за выполнение задания учащиеся
получают 2 балла (
).
Б) учащиеся 2 группы должны составить формулы средних солей имея карточки:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла, максимально учащиеся получают 2 балла
(
).
В) учащиеся 3 группы должны составить формулы оксидов:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла, максимально учащиеся получают 2 балла
(
).
Г) учащиеся 4 группы должны определить какие пары веществ будут реагировать между собой, определить количество реакций:

Максимально учащиеся получают 2.5 балла.
Учащиеся оставшиеся в группах во время выполнения учащимися задания 3 выполняют лабораторный опыт.
Группа 1:
- Провести реакцию между магнием и раствором соляной кислоты (1 бал)
- Написать уравнение (1 бал)
- Определить тип реакции (1 бал)
- Расставить коэффициенты (1 бал)
- Назвать полученную соль (1 бал)
Максимальное количество баллов 5.
Группа 2:
- Провести реакцию между растворами карбоната калия и соляной кислоты (1 бал)
- Написать уравнение (1 бал)
- Определить тип реакции (1 бал)
- Расставить коэффициенты (1 бал)
- Назвать полученную соль (1 бал)
Максимальное количество баллов 5.
Группа 3:
- Провести реакцию между растворами сульфата меди (2) и гидроксида натрия(1 бал)
- Написать уравнение (1 бал)
- Определить тип реакции (1 бал)
- Расставить коэффициенты (1 бал)
- Назвать полученную соль (1 бал)
Максимальное количество баллов 5.
Группа 4:
- Провести реакцию между растворами хлорида бария и карбоната калия (1 бал)
- Написать уравнение (1 бал)
- Определить тип реакции (1 бал)
- Расставить коэффициенты (1 бал)
- Назвать одну из полученных солей (1 бал)
Максимальное количество баллов 5.
Задание 4:
Группа 1 - осуществить превращения:
![]()
Максимально 6 баллов.
Группа 2 - осуществить превращения:
![]()
Максимально 6 баллов.
Группа 3 - осуществить превращения:

Максимально 6 баллов.
Группа 4 - осуществить превращения:
![]()
Максимально 6 баллов.
Задание 5 – установить соответствие между формулой вещества и классом:
Группа 1:
| 1. средняя соль | а) |
| 2. осн. оксид | б) |
| 3. кислотн. оксид | в) |
| 4. одноосн. безкислородная кислота | г) |
| 5. щелочь | д) |
| 6. амфот. оксид | е) |
Группа 2:
| 1. 2-х осн. кислородсодержащая кислота | а) |
| 2. кислотн. оксид | б) |
| 3. щелочь | в) |
| 4. амфот. оксид | г) |
| 5. средняя соль | д) |
| 6. кислая соль | е) |
Группа 3:
| 1. средняя соль | а) |
| 2. одноосн. кислород-содержащая кислота | б) |
| 3. амфот. оксид | в) |
| 4. 2-х осн. кислота | г) |
| 5. щелочь | д) |
| 6. осн. оксид | е) |
Группа 4:
| 1. нерастворимое основание | а) |
| 2. средняя соль | б) |
| 3. одноосн. кислота | в) |
| 4. осн. оксид | г) |
| 5. амфот. оксид | д) |
| 6. кислот. Оксид | е) |
Задание 6 – угадай вещество:
Группа 1: Вещество является кислотой одноосновной безкислородной, входит в состав желудочного сока, ее соли называются хлоридами (1 бал).
Группа 2: Почему при добавлении индикатора метилоранжа к молочной сыворотке индикатор изменяет цвет в красный. Наличием какой кислоты обусловлена данная реакция (1 бал).
Группа 3: Действие какой кислоты мы ощущаем при обжигании крапивы и укусе муравьев (1 бал).
Группа 4. Какая кислота спасает нас от боли (1 бал).
В заключении урока обращается внимание учащихся на доску с магнитными рисунками. Обсуждается вопрос применения основных классов неорганических соединений.