"Основные классы неорганических соединений: соли, кислоты, основания. Состав, свойства"

Разделы: Химия


Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, их классификации и свойствах. Закрепить практические умения учащихся записывать уравнения реакций доказывающих химические свойства основных классов неорганических соединений: оксидов, солей, кислот, оснований.

Оборудование к уроку: На столах учащихся справочный материал по основным классам неорганических соединений, учебники. Реактивы, растворы: соляной кислоты, карбоната калия, гидроксида натрия, сульфата меди (2), хлорида бария, магний, пробирки, штативы. Плакат «Генетическая связь между классами неорганических соединений». Рисунки связанные с применением основных классов неорганических соединений. Карточки с заданиями для учащихся.

Ход урока.

Учащиеся поделены на 4 группы

Урок начинается с опроса:

  1. Какие основные классы неорганических соединений Вы знаете?
  2. Дайте определения:
    а) оксидам
    б) кислотам
    в) основаниям
    г) солям

Каждый ответ оценивается в 0.5 балла, при условии если учащиеся приводят примеры веществ количество баллов добавляется.

Затем представитель каждой группы приглашается к доске и приступает к выполнению задания:

А) учащиеся 1 группы должны выбрать из карточек формулы кислот:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла, максимально за выполнение задания учащиеся получают 2 балла ().

Б) учащиеся 2 группы должны составить формулы средних солей имея карточки:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла, максимально учащиеся получают 2 балла

().

В) учащиеся 3 группы должны составить формулы оксидов:

Каждая формула оценивается в 0.5 балла, максимально учащиеся получают 2 балла

().

 Г) учащиеся 4 группы должны определить какие пары веществ будут реагировать между собой, определить количество реакций:

 

Максимально учащиеся получают 2.5 балла.

Учащиеся оставшиеся в группах во время выполнения учащимися задания 3 выполняют лабораторный опыт.

Группа 1:

  1. Провести реакцию между магнием и раствором соляной кислоты (1 бал)
  2. Написать уравнение (1 бал)
  3. Определить тип реакции (1 бал)
  4. Расставить коэффициенты (1 бал)
  5. Назвать полученную соль (1 бал)

Максимальное количество баллов 5.

Группа 2:

  1. Провести реакцию между растворами карбоната калия и соляной кислоты (1 бал)
  2. Написать уравнение (1 бал)
  3. Определить тип реакции (1 бал)
  4. Расставить коэффициенты (1 бал)
  5. Назвать полученную соль (1 бал)

Максимальное количество баллов 5.

Группа 3:

  1. Провести реакцию между растворами сульфата меди (2) и гидроксида натрия(1 бал)
  2. Написать уравнение (1 бал)
  3. Определить тип реакции (1 бал)
  4. Расставить коэффициенты (1 бал)
  5. Назвать полученную соль (1 бал)

Максимальное количество баллов 5.

Группа 4:

  1. Провести реакцию между растворами хлорида бария и карбоната калия (1 бал)
  2. Написать уравнение (1 бал)
  3. Определить тип реакции (1 бал)
  4. Расставить коэффициенты (1 бал)
  5. Назвать одну из полученных солей (1 бал)

Максимальное количество баллов 5.

Задание 4:

Группа 1 - осуществить превращения:

Максимально 6 баллов.

Группа 2 - осуществить превращения:

Максимально 6 баллов.

Группа 3 - осуществить превращения:

Максимально 6 баллов.

Группа 4 - осуществить превращения:

Максимально 6 баллов.

Задание 5 – установить соответствие между формулой вещества и классом:

Группа 1:

1. средняя соль а)
2. осн. оксид б)
3. кислотн. оксид в)
4. одноосн. безкислородная кислота г)
5. щелочь д)
6. амфот. оксид е)

Группа 2:

1. 2-х осн. кислородсодержащая кислота  а)
2. кислотн. оксид б)
3. щелочь в)
4. амфот. оксид г)
5. средняя соль д)
6. кислая соль е)

Группа 3:

1. средняя соль а)
2. одноосн. кислород-содержащая кислота б)
3. амфот. оксид в)
4. 2-х осн. кислота г)
5. щелочь д)
6. осн. оксид е)

Группа 4:

1. нерастворимое основание а)
2. средняя соль б)
3. одноосн. кислота в)
4. осн. оксид г)
5. амфот. оксид д)
6. кислот. Оксид е)

Задание 6 – угадай вещество:

Группа 1: Вещество является кислотой одноосновной безкислородной, входит в состав желудочного сока, ее соли называются хлоридами (1 бал).

Группа 2: Почему при добавлении индикатора метилоранжа к молочной сыворотке индикатор изменяет цвет в красный. Наличием какой кислоты обусловлена данная реакция (1 бал).

Группа 3: Действие какой кислоты мы ощущаем при обжигании крапивы и укусе муравьев (1 бал).

Группа 4. Какая кислота спасает нас от боли (1 бал).

В заключении урока обращается внимание учащихся на доску с магнитными рисунками. Обсуждается вопрос применения основных классов неорганических соединений.