Цели:
Оформление доски: портрет Я.И. Перельмана, девиз урока "Творческим считается любое действие, которое : вызывает удивление" (Дж. Брунер).
Ход урока
1. Орг. момент: В декабре этого года исполнилось 126 лет со дня рождения великого популяризатора науки Я.И. Перельмана, с задачами которого мы уже с вами знакомы. Они необычны, интересны, поучительны. Ученицы нашего класса Гавриленко А. и Агалакова А. подготовили небольшую презентацию о жизни и творчестве Якова Перельмана.
2. Объяснение нового материала:
Учитель: Однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: "Я буду ежедневно в течение 30 дней приносить тебе по 100 000 руб. А ты мне в первый день за 100 000 руб. дашь 1 копейку, а во второй день за 100 000 руб.- 2 копейки, и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в два раза. Если тебе выгодна сделка, то с завтрашнего дня начнем".
Купец обрадовался такой удаче. Он подсчитал, что за 30 дней получит от незнакомца
3 000 000 руб. На следующий день пошли к нотариусу и узаконили сделку.
Вопрос: Кто в этой сделке проиграл: купец или незнакомец?
Учащиеся предлагают записать геометрическую прогрессию и найти сумму 30-ти первых ее членов.
(bn): 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, :,где b1= 1, g = 2, n = 30.
Вопрос: Можно ли решить эту задачу более рациональным способом?
Ответ учащегося: Да, если будем знать формулу суммы членов конечной геометрической прогрессии.
Объявляется тема урока и его цели.
Вывод формулы суммы членов конечной геометрической прогрессии проводился по учебнику "Алгебра" А.Г. Мордковича.
Учитель: вернемся к нашей задаче
= 1073741823 (коп.) = 10 737 418,23 (руб.).
Ответ очевиден.
3. Закрепление изученного материала на задачах из "Занимательной алгебры"
Я.И. Перельмана.
Задача: "Покупка лошади"
В старинной арифметике Магницкого мы находим следующую забавную задачу, которую привожу здесь, не сохраняя языка подлинника:
Некто продал лошадь за 156 руб. Но покупатель, приобретя лошадь, раздумал ее покупать и возвратил продавцу, говоря:
- Нет мне расчета, покупать за эту цену лошадь, которая таких денег не стоит.
Тогда продавец предложил другие условия:
- Если по - твоему цена лошади высока, то купи только ее подковные гвозди, лошадь же получишь тогда в придачу бесплатно. Гвоздей в каждой подкове 6. За первый гвоздь дай мне всего 0,25 коп., за второй - 0,5 коп., за третий - 1 коп. и т.д.
Покупатель, соблазненный низкой ценой и желая даром получить лошадь, принял условия продавца, рассчитывая, что за гвозди придется уплатить не более 10 руб.
На сколько покупатель проторговался?
Решение: рассмотрим геометрическую прогрессию bn, где b1= 0,25 , g= 2, n = 24. Воспользуемся формулой нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии
Сумма эта равна
т.е. около 42 тыс. руб.
При таких условиях не обидно дать и лошадь в придачу.
Задача: "Вознаграждение воина"
Из другого старинного русского учебника математики, носящего пространное заглавие:
"Полный курс чистой математики, сочиненный Артиллерии Штык - Юнкером и Математики партикулярным Учителем Ефимом Войтяховским в пользу в пользу и употребление юношества и упражняющихся в Математике" (1795), заимствую следующую задачу:
"Служившему воину дано вознаграждение за первую рану 1 копейка, за другую - 2 копейки, за третью - 4 копейки и т.д. По исчислению нашлось, что воин получил всего вознаграждения 655 руб. 35 коп. Спрашивается число его ран".
Решение:
Рассмотрим геометрическую прогрессию (bn): 1, 2, 4, :, где b1= 1, g= 2, Sn = 65535
Воспользуемся формулой нахождения суммы n первых членов геометрической прогрессии
Составим уравнение
65 535 = 2х - 1
х = 16
При столь великодушной системе вознаграждения воин должен получить 16 ран и остаться при этом в живых, чтобы удостоиться награды в 655 руб. 35 коп.
4. Итог урока: Что дают задачи Я.И. Перельмана для жизненного опыта? Напишите на обратной стороне буквы (лежат на столах учащихся) свои мысли.
(после зачитывания мнений учащихся на доске появляется надпись - Живая математика)
5. Домашнее задание:
- При каком русском царе изучали математику в России по "Арифметике" Магницкого?
- Что означали в XVIII веке звания Артиллерии Штык - Юнкер и Математики партикулярный Учитель?