Родительское собрание в 5-м классе на тему "Дружим с книгой всей семьей"

Разделы: Работа с родителями


Все, чего я достиг в жизни, стало возможным только благодаря книге.
И.С. Бах

Задачи собрания:

  • формирование у учащихся устойчивой мотивации к чтению;
  • воспитание уважительного отношения к книге;
  • развитие у родителей интереса к формированию у школьников желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения собрания: семейный конкурс.

Время проведения: первая четверть.

Подготовительная работа к собранию:

  1. Накануне группа родителей и учитель выясняют читательский интерес семей ребят, знакомятся с домашней библиотекой детской литературы. (Это можно сделать, посетив некоторые семьи, проведя беседу с учащимися, предложив анкету).
  2. Снимается видеоролик о чтении книг в какой-либо семье.
  3. Учащиеся подбирают стихи, пословицы и поговорки о книге, участвуют в подготовке инсценировок.
  4. Проводится акция «Книга – другу». (Каждый дарит друг другу книгу из своей библиотеки под контролем родителей и учителя).
  5. Родители и учащиеся привлекаются к оформлению кабинета. (Портреты писателей, выставки «Моя любимая книжка», «Папа, мама, я – читающая семья», рисунки детей и родителей к понравившимся произведениям, аппликации, мягкая игрушка-герой рассказа, басни…). Грамоты и загадочный Приз зрительских симпатий.
  6. Карточки с буквами, для составления имен литературных героев.
  7. Пословицы и поговорки, написанные детьми на листочках бумаги, можно разрезать на две части и положить в конверт.
  8. Особо расставить столы в кабинете, где будет проходить мероприятие. Они сдвинуты по два, за каждым из них родители и дети. Сзади можно посадить гостей (учителя, родители, учащиеся из других классов).
  9. Жюри выбирается из родителей, учеников, учителей (не более 3-4 человек).
  10. Памятки для родителей и учащихся.
  11. За неделю и более до собрания каждая семья получает необычное приглашение, изготовленное ребятами: Буратино и Незнайка, держащие в лапках листок-приглашение. В нем указана тема собрания, дата, время его проведения и краткие комментарии по форме собрания.
  12. Перед началом собрания родители рассматривают выставки, слушают тихо звучащую музыку, занимают места за столами. На столах лежат принесенные семьями любимые книги, журналы, газеты. Можно поставить вазы с цветами или осенними листьями.

Ход родительского собрания

1. Вступительное слово классного руководителя

(Тихо звучит песня «Чему учат в школе».)

– Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек все же не может жить без чтения. Однако все мы понимаем, что последнее время теряется интерес к книге не только у детей, но и у взрослых. Чтобы подобного не произошло, необходимо уже в начале года вновь поговорить о книге, о чтении детей.

Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка детей читать. Хорошая книга – воспитатель, учитель, друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А. П. Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение». За плечами у наших ребят начальная школа. Сегодня они – пятиклассники. Впереди много новых открытий. Ребята уже почувствовали, как нелегка учеба. Надо много читать, пересказывать, записывать, а значит, общаться с книгой: художественной или учебной. А мы, взрослые, должны помочь в этом. Ваши семьи накопили немалый опыт чтения художественной литературы, сбором домашней библиотеки, могут рассказать о любви к книге своих детей. Именно такая задача стояла перед родителями, и я им передаю слово.

2. Слово родителям

(Родители или члены родительского комитета рассказывают об итогах посещения семей и бесед с учащимися, об их читательском интересе.)

3. Просмотр видеоролика

(5-7 минут) о домашней библиотеке, чтении книг какой-либо семьи. (Комментарии к фильму делают члены семьи).

4. Классный руководитель:

Это прекрасно, когда в семье уделяется большое внимание чтению. Мы увидели с вами разнообразие интересов в выборе книги, огромный пример в этом взрослых членов семьи и желание ребят не только иметь красивую книжку, но и уметь рассказать о ней своим друзьям. А теперь конкурс.

5. Конкурс «Много ли книг мы знаем?»

Глядя на портреты писателей, ученики называют их фамилии и книги, которые они написали. Жюри оценивает. При этом каждый может показать некоторые книги на выставках «Моя любимая книжка», «Папа, мама, я – читающая семья».

6. Классный руководитель:

У каждого из нас есть любимый писатель или поэт. Я больше всего люблю поэзию А. С. Пушкина. Он сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства, пленяет душу чудесными сказкам и стихами. В юности Пушкин пробуждает в нас стремление к прекрасному, формирует нравственный мир. А позже, мы вновь обращаемся к Пушкину по велению ума и сердца. (Читает наизусть стихи поэта).

7. Конкурс «Стихи живые сами говорят…»

(Ребята, представители семей, пишут по памяти отрывки из своих любимых стихотворений. За правильное письмо каждый получает по 5 баллов. Жюри оценивает).

8. Раздается стук в дверь

Входят Незнайка и Буратино, здороваются с присутствующими.

Буратино: Незнайка, хочешь научиться читать выразительно, бегло? Тогда слушай: Во-первых, когда садишься читать, книгу надо поднести ближе к носу, чтобы лучше видеть. Правда, ребята? (Дети высказывают своё мнение.) Во-вторых, сидеть можешь, как захочешь, даже лёжа читать можно. (Ребята поправляют Буратино.)

Незнайка: Все шалишь, Буратино. А ты вот лучше почитай-ка ребятам что-нибудь. (Буратино читает, запинаясь, тихо, невнятно.) Ребята! Вам понравилось такое чтение? (Незнайка вывешивает плакат с текстом. Ребятам можно хором повторять за Незнайкой.)

Правила для читателя
  1. Старайтесь читать вслух.
  2. Никогда не торопитесь.
  3. Глубже вникайте в смысл прочитанного.
  4. Уберите со стола отвлекающие предметы.
  5. Обрати внимание на героев книг.
  6. Учитесь у них только хорошему.
  7. Закрывая книгу, вложите в неё закладку.
  8. Умейте беречь книгу.

Буратино: Не буду читать! Я и так все понять могу. У меня есть волшебная палочка.

Незнайка: Для чего она тебе?

Буратино: Я взмахну волшебной палочкой, и ребята забудут, как надо читать. А еще я буду неправильно ставить в словах ударение, а ребята тоже допустят ошибки. Сейчас проверим, как действует моя волшебная палочка. Читаю: магазин, красивее, мусоропровод, шофер, звонит. (Ребята исправляют.) Не действует моя волшебная палочка. Тогда я буду буквы в словах уничтожать, и вы ни за что не отгадаете, какие это слова. Смотрите (доска или плакат): ..ом; ва..; ..бо; ..га (Н-р: дом, ваза, небо, книга).

Незнайка: Что ты ещё придумаешь, Буратино!

Буратино: – А если я все буквы в словах съем, тогда уж у ребят точно ничего не получится. (Буквы вставляются в клеточки.) Отгадайте загадку: Кто говорит молча? (Книга)

                   

Незнайка: Видишь, Буратино, какие ребята умные. Вот и тебе надо больше читать, тогда сможешь все делать сам. (Незнайка и Буратино уходят.)

1-й ученик: Русская народная пословица гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это правильно. Книги рассказывают нам о космосе, о нашей Родине, о природе, о путешествиях…

2-й ученик: Книги помогают понять окружающую нас жизнь, учат уважать старших, ценить дружбу, говорить всегда правду, быть смелыми, защищать младших…

9. Инсценировка по стихотворению

М. Ильина «Две книжки». (Две девочки)

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
– Ну, как идут твои делишки? –
Одна спросила у другой.
– Ох, милая, мне стыдно перед классом
.Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки…Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Т огда лететь придется в облака!
Но этого не очень бы хотела я.(авт.)

10. Классный руководитель:

Ребята! Скажите, пожалуйста, как надо относиться к книгам? (Учащиеся дают советы бережного отношения к книгам, родители могут дополнять).

3-й ученик:

В каждом доме, в каждой хате,
В городах и на селе
Начинающий читатель
Держит книгу на столе.
Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы б не знали ничего!

1-й ученик:

Хорошая книга – мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг,
Мы время отлично проводим вдвоём
И наш разговор потихоньку ведем.
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет.
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

2-й ученик:

Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!

(За это время жюри проставляет баллы на доске за письмо по памяти).

11. Викторина «Чьё это произведение и кто его автор?»

(Играют все – родители и дети.)

Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкою столбовою?

Было потехи у баб, ребятишек,
Как прокатил я деревней зайчишек!

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой!

А вот этот огурец, что я съел, как будет считаться, - украл я его или нет?
– Гм, - сказал дед, - вот ещё какая задача! Ну, чего там, пусть не украл! Считай, что я тебе его подарил.
– Спасибо, дедушка! Я пойду.

Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

Подошла баба к возу: ни воротника, ни рыбы.

12. Конкурс загадок о книгах

(Участвуют семьи.)

Например:

Снаружи смотреть – дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй, отгадай. (Библиотека)

Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а говорит. (Книга)

(Далее семьи загадывают подготовленные дома загадки.)

13. Конкурс «Самый, самый…знающий»

Кто больше напишет фамилий детских писателей и поэтов за одну минуту. Пишут родители, а ребята им подсказывают.

14. Маленький концерт

Художественное чтение. Сначала читают выученные наизусть стихи ребята, потом их родители. Награждение Грамотами проводит потом жюри, учитывая выразительность чтения, количество членов семей, принявших в нем участие.

15. Конкурс «Кто быстрее»

Необходимо собрать пословицу в одно предложение. Участники получают конверты с разрезанными пословицами. (Принимают участие по одному родителю и одному ученику из семьи).

16. Игра-соревнование между ребятами: «Кто лучше знает литературного героя?»

Буквы высыпаются на стол. Они разного цвета. Игра проводится в 3-4 парах. Пары быстро выбирают свои буквы и составляют имя литературного героя. При спорных моментах называют произведение и его автора.

Завершается открытое родительское собрание выступлением жюри, награждениями:

  • самые активные родители;
  • самая читающая семья;
  • самый… (и т. д.).

При подготовке к конкурсу было объявлено об акции «Книга – другу». Родители и ребята обмениваются книгами или дарят их друг другу.

Специальный Приз зрительских симпатий. Он красиво упакован, лежит на столе или висит над доской. Зрители, гости, присутствующие на мероприятии, получают маленькие листочки с фамилиями семей, выбирают семью и опускают листочек в шкатулку. Затем подсчитываются голоса, вручается приз.

17. Заключительное слово классного руководителя:

Ребята! Давайте познакомимся с замечательными книгами, которые я хочу рекомендовать вам для чтения. Но прежде отгадайте полное название книги и обратите внимание, что везде употреблены различные оттенки цветов. (Книга показывается после того, как дали её полное название. Родители могут помогать.)

  • Сказка Ш. Перро «Красная…» (шапочка)
  • Сказка Ш. Перро Синяя…» (борода)
  • Сказка М. Матерлинка «Синяя…» (птица)
  • Рассказ В. Осеевой «Синие…» (листья)
  • Повесть А. Погорельского «Черная…» (курица)
  • Рассказ А. Куприна «Белый…» (пудель)
  • Рассказ Д. Мамина Сибиряка «Серая…» (шейка)
  • Повесть А. Волкова «Желтый…» (туман)
  • Рассказ В. Бианки «Оранжевое…» (горлышко) и т. д.

Вот и подошло к концу наше открытое родительское собрание. Я благодарю всех, кто принимал участие в его подготовке и проведении. Хочу отметить, что сегодня видна заинтересованность в чтении книг, в желании сделать её спутником жизни во многих семьях. Это уже хороший пример для других. Пусть книга остается всегда вашим другом, берегите её, читайте с интересом, учитесь у героев всему хорошему. А вам, дорогие родители пятиклассников, я хочу подарить Памятку, которая поможет контролировать чтение ваших учеников, вести их по жизни рядом с книгой, умело приобщать детей к чтению. Школьникам – Памятку, которая сделает их активными читателями, настоящими друзьями книги. И помните слова немецкого композитора и пианиста И. С. Баха «Все, чего я достиг в жизни, стало возможным только благодаря книге».

Спасибо всем!

Анкеты и памятки Приложение 1.