Действия над рациональными числами

Разделы: Математика


Тема: «Действия над рациональными числами».

Цель урока:

  • обобщить изученный материал по теме «Действия над рациональными числами» в ходе игры «Счастливый случай»;
  • проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Рациональные числа и действия над ними»;
  • развитие коммуникативных навыков и умений, снятие эмоционального напряжения.

Урок рассчитан на 45 минут, проводится в шестом классе, после изучения темы «Рациональные числа и действия над ними». Ученики занимались по УМК МПИ-проекта Э.Г. Гельфман, но может с успехом быть проведен в классе, изучающем математику по любому другому УМК.

Организация урока: урок проходит в виде игры «Счастливый случай». С помощью жеребьевки класс делится на две команды по шесть человек, остальные - болельщики. За верный ответ на вопрос команда получает два балла, если на вопрос отвечают болельщики - они приносят в копилку команды один балл. Игра состоит из четырех этапов (геймов).

ХОД УРОКА

Организационный момент (2 минуты)

Краткий инструктаж, знакомство с правилами игры.

Гейм 1 «Гонка за лидером» (10 минут)

Команды по очереди отвечают на 10 вопросов по теме, которые задает учитель-ведущий. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 2 балла.

Вопросы 1 команде:

  1. Что показывает числитель дроби ?
  2. Возможно ли сократить дробь ?
  3. Является ли дробь правильной ?
  4. Являются ли дроби взаимообратными 0,75 и 1?
  5. Выделите целую часть
  6. Сравните дроби
  7. Верно ли что 1< < 2?
  8. Приведите к общему знаменателю дроби
  9. Выполните действие .
  10. Является ли 0,14 рациональным числом?

Вопросы 2 команде:

  1. Что показывает знаменатель дроби ?
  2. Является ли дробь несократимой?
  3. Является ли дробь правильной?
  4. Являются ли дроби 1,2 и взаимообратными?
  5. Представьте в виде неправильной дроби .
  6. Сравните дроби
  7. Верно ли что 1 < <2?
  8. Приведите дроби к общему знаменателю
  9. Выполните действие
  10. Является ли дробь 7,2 рациональным числом?

Гейм 2. «Заморочки из бочки» (10 минут)

Команды по очереди вытаскивают из мешочка бочонки лото с номерами, которым соответствуют вопросы занимательного и творческого характера.

  1. Используя по одному разу, каждую из цифр 1, 2, , 4 составьте такие дроби, чтобы их сумма была равна ?
  2. Подберите такое натуральное число, чтобы оно являлось корнем уравнения x+=5,2
  3. Найдите сумму чисел
  4. Даны четыре дроби. Три из них перемножили и получили . Произведение каких чисел находили?
  5. Что больше ?
  6. Задумали правильную дробь, при умножении её на 2, получилось натуральное число. Какую дробь задумали?
  7. Даны четыре дроби . Три из них сложили и получили целое число. Какие дроби сложили и какое это число?
  8. Задумали дробь, у которой знаменатель двузначное число, сократили её, получили . Какую дробь задумали?

Гейм 3. «Спешите видеть» (10 минут)

Команды получают карточки с решением примера на все действия с рациональными числами, в которых некоторые цифры или знаки арифметических действий заменены ?. Ученикам необходимо за отведенное время заполнить все пропуски.

Задание 1 команде:

  1. ;
  2. ;
  3. ;

Задание 2 команде:

  1. ;
  2. ;
  3. ;

Гейм 4. «Торопитесь не спеш » (10 минут)

Каждая команда должна выполнить задание на нахождение значения выражения, содержащего все действия с рациональными числами.Пример написан на доске и состоит из шести действий (по количеству игроков в команде). Каждый участник команды по очереди выходит к доске, выполняя по одному действию. Каждый последующий игрок имеет право на исправление ошибки в предыдущем действии (если таковая имелась).
За каждое правильно выполненное действие игрок приносит команде 2 балла, если была допущена ошибка, и последующий игрок её исправлял, со счета команды снимается штраф в 2 балла.

(1

Подведение итогов игры, награждение победителей

В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов они и получают главный приз. Так же могут быть награждены отдельные обучающиеся по различным номинациям: «Мистер математика», «Самый быстрый ум», «Самый знающий болельщик» и т.п.

Литература:

М.Ю. Шуба. «Занимательные задания в обучении математике». Москва, «Просвещение» 1995.