Тема: «Действия над рациональными числами».
Цель урока:
- обобщить изученный материал по теме «Действия над рациональными числами» в ходе игры «Счастливый случай»;
- проконтролировать степень усвоения знаний по теме «Рациональные числа и действия над ними»;
- развитие коммуникативных навыков и умений, снятие эмоционального напряжения.
Урок рассчитан на 45 минут, проводится в шестом классе, после изучения темы «Рациональные числа и действия над ними». Ученики занимались по УМК МПИ-проекта Э.Г. Гельфман, но может с успехом быть проведен в классе, изучающем математику по любому другому УМК.
Организация урока: урок проходит в виде игры «Счастливый случай». С помощью жеребьевки класс делится на две команды по шесть человек, остальные - болельщики. За верный ответ на вопрос команда получает два балла, если на вопрос отвечают болельщики - они приносят в копилку команды один балл. Игра состоит из четырех этапов (геймов).
ХОД УРОКА
Организационный момент (2 минуты)
Краткий инструктаж, знакомство с правилами игры.
Гейм 1 «Гонка за лидером» (10 минут)
Команды по очереди отвечают на 10 вопросов по теме, которые задает учитель-ведущий. За каждый правильный ответ на вопрос команда получает 2 балла.
Вопросы 1 команде:
- Что показывает числитель дроби ?
- Возможно ли сократить дробь ?
- Является ли дробь правильной ?
- Являются ли дроби взаимообратными 0,75 и 1?
- Выделите целую часть
- Сравните дроби
- Верно ли что 1< < 2?
- Приведите к общему знаменателю дроби
- Выполните действие .
- Является ли 0,14 рациональным числом?
Вопросы 2 команде:
- Что показывает знаменатель дроби ?
- Является ли дробь несократимой?
- Является ли дробь правильной?
- Являются ли дроби 1,2 и взаимообратными?
- Представьте в виде неправильной дроби .
- Сравните дроби
- Верно ли что 1 < <2?
- Приведите дроби к общему знаменателю
- Выполните действие
- Является ли дробь 7,2 рациональным числом?
Гейм 2. «Заморочки из бочки» (10 минут)
Команды по очереди вытаскивают из мешочка бочонки лото с номерами, которым соответствуют вопросы занимательного и творческого характера.
- Используя по одному разу, каждую из цифр 1, 2, , 4 составьте такие дроби, чтобы их сумма была равна ?
- Подберите такое натуральное число, чтобы оно являлось корнем уравнения x+=5,2
- Найдите сумму чисел
- Даны четыре дроби. Три из них перемножили и получили . Произведение каких чисел находили?
- Что больше ?
- Задумали правильную дробь, при умножении её на 2, получилось натуральное число. Какую дробь задумали?
- Даны четыре дроби . Три из них сложили и получили целое число. Какие дроби сложили и какое это число?
- Задумали дробь, у которой знаменатель двузначное число, сократили её, получили . Какую дробь задумали?
Гейм 3. «Спешите видеть» (10 минут)
Команды получают карточки с решением примера на все действия с рациональными числами, в которых некоторые цифры или знаки арифметических действий заменены ?. Ученикам необходимо за отведенное время заполнить все пропуски.
Задание 1 команде:
- ;
- ;
- ;
Задание 2 команде:
- ;
- ;
- ;
Гейм 4. «Торопитесь не спеш » (10 минут)
Каждая команда должна выполнить задание на
нахождение значения выражения, содержащего все
действия с рациональными числами.Пример написан
на доске и состоит из шести действий (по
количеству игроков в команде). Каждый участник
команды по очереди выходит к доске, выполняя по
одному действию. Каждый последующий игрок имеет
право на исправление ошибки в предыдущем
действии (если таковая имелась).
За каждое правильно выполненное действие игрок
приносит команде 2 балла, если была допущена
ошибка, и последующий игрок её исправлял, со
счета команды снимается штраф в 2 балла.
(1
Подведение итогов игры, награждение победителей
В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов они и получают главный приз. Так же могут быть награждены отдельные обучающиеся по различным номинациям: «Мистер математика», «Самый быстрый ум», «Самый знающий болельщик» и т.п.
Литература:
М.Ю. Шуба. «Занимательные задания в обучении математике». Москва, «Просвещение» 1995.