ИПМ – 1
Познавать не размышляя – бесполезно,
Размышлять не познавая, опасно.
Конфуций
1. Наименование темы
Организация работы проблемной группы педагогов общеобразовательных учреждений по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» с использованием технологии педагогических мастерских.
2. Актуальность темы
Современное школьное обучение должно ориентироваться на формирование у ребёнка способности творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Это возможно только в условиях опоры на исследовательское поведение ребёнка.
В настоящее время развитое исследовательское поведение рассматривается уже не как узкоспециальная личностная особенность, требующаяся для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме и компетентности в любой сфере культуры. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Поскольку в рамках традиционной классно-урочной системы возможно лишь достижение нормативного уровня знаний, умений и навыков, то современная система образования, интегральным результатом которой является образованность - достижение личностных компетентностей, должна предоставлять учащимся возможности развития через разнообразные формы деятельности, в том числе и научно-исследовательскую. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Качество образования, как известно, во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя.
Состояние реальной педагогической практики сегодня характеризуется активным развитием инновационных процессов, одним из результатов которых являются новые требования к деятельности и личности педагога. Требования, предъявляемые к профессиональной деятельности педагога, находят свое отражение в нормативных документах, которые включают в себя квалификационные характеристики специалиста. Необходимо учитывать и те требования, которые предъявляет государство к деятельности учителя и стандарту образования - модернизация структуры и содержания общего образования, развитие новых педагогических компетентностей. Ключевые компетентности современного педагога характеризуются как набор компетентностей, имеющих следующие признаки: многофункциональность, вариативность, интегративность, многогранность и требуют значительного интеллектуального включения.
Сложность данного процесса заключается в том, что ожидаемые компетентности не передаются «из рук в руки», они не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть буквально выращены, практически прожиты и опробованы в действии самим педагогом. Следовательно, наиболее оптимальный ход в системе профессионального совершенствования педагогов - это включение каждого в выработку собственной личностной и профессиональной позиции и последовательным прохождением всей совокупности особых профессиональных уровней: теоретико-методологического, проектного, конструкторско-методологического, профессионально-деятельностного, диагностического.
Направленность на развитие личностного потенциала работника собственными средствами, не всегда оправдано. Помочь учителю увидеть зону своего профессионального ближайшего развития - важная задача обучения, при этом сам учебный процесс приобретает развивающий, стимулирующий характер.
В наибольшей степени развивающе-преобразующий эффект с учётом индивидуального своеобразия педагога, с нашей точки зрения, имеет технология педагогических мастерских. Данная андрагогическая технология предоставляет возможность каждому учителю, опираясь на свои способности, интересы и субъективный опыт, реализовать себя в учебной деятельности. Участники на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
3. Причины, которые побудили разработать мастерскую
В 2002 году в округе и районе впервые были проведены ученические научно-исследовательские конференции, в работе которых приняло участие очень мало учащихся из ОУ Приуральского района и работы, представленные на районной конференции являлись по сути реферативными (7 работ учащихся из двух ОУ района, из них две работы вне конкурса). На окружную конференцию было представлено 4 работы учащихся, из которых только 2 работы были допущены для участия в конференции, так как остальные были выполнены в форме реферата.
Это объясняется тем, что педагоги образовательных учреждений до этого не занимались с учащимися научно-исследовательской работой.
В условиях большой удаленности школ от окружного и районного центров, особую роль играет такая форма обучения сельских учителей в тех случаях, когда необходимо поднять на более качественный уровень педагогического мастерства не отдельного педагога, а весь педагогический коллектив.
4. Цель: реализация личностно-деятельностного и андрагогического подходов к процессу обучения в системе повышения педагогического мастерства, с целью обеспечения приоритета творческого саморазвития, самообразования педагога над передачей ему знаний, умений и навыков побудила нас разработать данную мастерскую.
5. Нами была выдвинута гипотеза, что реализация личностно-деятельностного и андрагогического подходов к процессу обучения в системе повышения педагогического мастерства будет эффективным при выполнении следующих научно-методических условий осуществления образовательного процесса:
- учета личностно-деятельностного и андрагогического подходов образовательного процесса;
- разработки и включения в образовательный процесс системы педагогических мастерских;
- реализация в образовательном процессе психолого-педагогических условий проведения педагогических мастерских: развивающая, образовательная среда, учет индивидуальных особенностей участников образовательного процесса, разработка методики их применения в учебном процессе.
6. Новизна заключатся в том, что разработан алгоритм проведения занятий «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» на основе технологии педагогических мастерских и разработаны конспекты занятий, дидактические материалы и методические рекомендации, что дает возможность организовать занятия по повышению педагогического мастерства педагогов, организующих научно-исследовательской деятельности учащихся.
ИПМ – 2
Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь
К. Прутков
Теоретическая интерпретация опыта
1. Сущность опыта
Разработка системы занятий проблемной группы педагогов общеобразовательных учреждений по теме «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений» в технологии педагогических мастерских.
2. Ведущая педагогическая идея
Обучение педагогов общеобразовательных учреждений, организующих ученическую научно- исследовательскую деятельность с использованием технологии педагогических мастерских.
3. Теоретическая база опыта
Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:
- Проанализировать имеющуюся по проблеме методическую литературу философского, культурологического, психолого-педагогического содержания и опыт педагогов-практиков.
- Изучить возможности применения педагогических мастерских в повышении педагогического мастерства педагогов, разработать систему педагогических мастерских и методику их реализации.
- Исследовать основные показатели профессиональной деятельности участников образовательного процесса.
- Определить научно-методический потенциал педагогических мастерских в развитии профессионального мастерства учителя.
Решение данных задач осуществлялось в русле следующих идей и методологических подходов:
- идей о человеке и о культуре как о феноменах; идей развития, становления и самоактуализации (самоосуществимости) человека в их философско-педагогических аспектах (В.И. Вернадский, Ю.А. Гагин, Г.Д. Гачев, В.П. Казначеев, О.Е. Лебедев, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев, П. Тейяр де Шарден, Г.П. Сикорская и др.);
- системно-синергетического подхода в методологии современного научного познания и в построении образовательного процесса (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, Б.М. Кедров, А.В. Лятщев, Л.М. Перминова, И. Пригожий, А.И. Субетто, Э.Г. Юдин и др.);
- полипарадигмального подхода к сущности образовательного процесса и его реализации в педагогических исследованиях (Ю.А. Гагин, Н.В. Груздева, И.А. Колесникова, О.Г. Прикот, Л.Г. Татарникова и др.);
- осмысления подходов к сущности, характеристикам и классификации современных образовательных технологий и использования технологии педагогических мастерских (М.В. Кларин, Г.К. Селевко, П.И. Третьяков, М.Г. Ермолаева, Г. Башляр, М.Б. Багге, Н.Е. Щуркова, В.Ю. Питюков, И.В. Бабурова, Н.И. Белова, А.П. Беляева, (у истоков системы обучения в форме мастерской стояли психологи Поль Ланжевен, Анри Валлон, Жан Пиаже и др. - французское педагогическое направление ЖФЭН («Новое образование»).
- изучения работ в области профессиональной компетентности учителя (А.К. Маркова, Д.С. Савельев, А.П. Акимов, Н.В. Кузьмина, В.И. Зверева, Н.В. Немова и др.).
- диагностирование инновационной деятельности и личности педагога-инноватора (В.Громыко, Е.П.Морозов, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, В.В. Тумалеев и др.)
- в области исследовательского поведения детей (Поддъяков А.Н., Савенков А.И., Леонтович А.В., Обухов А.С., Кларин М.В., Егорова Т.А.).
5. Основные положения технологии педагогическая мастерская
Суть технологии: система заданий, которые направляют работу в нужное русло, но внутри каждого задания участники мастерской абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор: выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Таким образом, участники мастерской превращаются из пассивного объекта в развивающийся субъект деятельности, который исходя из своей внутренней активности, сам организует свою учебную деятельность.
Участники мастерских на основе самостоятельной познавательной деятельности, взаимообогащения, изучаемой методической и специальной литературы разрабатывают основы собственных педагогических действий для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Участники мастерских работают индивидуально и коллективно, что позволит обогатить опыт каждого, подвергая свои идеи оценке-экспертизе своих коллег.
По временной продолжительности занятия мастерской разделяются на «одноактные» - от одного часа до 3-4 учебных часов подряд, - и мастерская длительного действия, когда работа прерывиста, и продолжалась в течение нескольких месяцев.
5.1. Общие принципы:
- открытость;
- ценностно-смысловая направленность (создание условий для понимания педагогами необходимости и важности организации работы научно-исследовательской деятельности учащихся);
- личностная деятельность (включение педагогов в деятельность по овладению знаниями).
5.2. Частные принципы:
- учет направленности личности (принципы самореализации в творчестве, готовности к ответственным действиям, самоуважения);
- учет социально-профессионального опыта (учета поведения, привычек, развитости общения, развитости профессиональных умений).
5.3. Цели:
- повысить педагогическую компетентность;
- стимулировать учителя к самостоятельному и углубленному расширению знаний, полученных в ходе педагогической мастерской.
5.4. Задачи:
- создать условия для эффективного обучения педагогических работников;
- расширить знания в части содержания деятельности педагогов по организации научно-исследовательской работы учащихся;
- сформировать у педагогических работников умения и навыки для реализации проблемы организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
5.5. Проектируемые результаты:
- в результате успешной реализации данного проекта педагогические работники ОУ будут способны применять на практике знание основ организации научно-исследовательской деятельности учащихся;
- спланируют собственную деятельность и сумеют организовать научно-исследовательскую работу учащихся.
5.6. Способы обучения.
Обучение кадров наиболее эффективно проходит в режиме самостоятельного конструирования знаний.
МАСТЕРСКАЯ – это особая форма организации учебного процесса, построенная на основе активного взаимодействия участников в ходе выполнения серии заданий, приводящих к осмыслению и «выстраиванию» нового знания.
5.7. Способ деятельности: Мастерская построения знаний.
5.8. Принципы организации мастерской:
- равенство всех участников, включая ведущего мастерской: «Все способны строить свои знания самостоятельно в совместном поиске»;
- ненасильственное привлечение к процессу деятельности;
- создание личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества. Замена этих «стимулов» самооценкой, самокоррекцией, самовоспитанием;
- чередование индивидуальной и коллективной работы;
- важность самого процесса творческого поиска, а не его результатов;
- свобода выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата.
5.9. Этапы педагогической мастерской
В начале мастерской создается проблемная ситуация. Участники сознают важность поставленной проблемы. Затем участникам предлагается сконструировать решение учебной задачи. Работа разбивается на две стадии: на первой формируется собственное видение решение проблемы, а на второй – общее обсуждение, способствующее коллективному принятию решения. Организуя в ходе обучения обсуждение, участники мастерской имеют возможность проанализировать, постичь системную природу изучаемого объекта и характер отношений в нем. Затем, анализируя полученные результаты и осознавая неполноту собственных знаний, участники мастерской добровольно организуют работу по восполнению знаний по данной проблеме.
Такая форма работы позволяет формировать у участников рефлексивное отношение к собственным способам действий.
Коллективное взаимодействие должно осуществляться не только как коммуникация, но и как столкновение противоположных позиций. В противном случае движения в освоении темы не будет: мастерская сведется к высказыванию точек зрения, вопросам и ответам и не будет взаимопонимания и рефлексии.
Основные технологические этапы мастерской представлены в таблице 1.
Таблица 1
Система действий ведущего мастерской и участников
Технологические этапы |
Действия ведущего |
Действия участников |
1. «Индукция» - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения |
Нарисуйте познавательный объект. |
- Рисуют в тетрадях познавательный объект. |
2. «Самоконструкция» - индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта. |
Запишите все, что Вы знаете об этом познавательном объекте (либо непосредственно дается задание по определению признаков того или иного понятия, проблемы и т.п.) |
Записывают все, что знают о том или ином познавательном объекте |
3. «Социоконструкция» - работа учащихся в группах по построению этих элементов. |
Организует работу в парах: «Поменяйтесь тетрадями и посмотрите, что получилось. Подумайте вместе над заданием». |
Работают в парах по заданию учителя. |
4. «Социализация» - выступление ученика в группе (сопоставление, сверка, оценка, коррекция ) |
Организует работу в группах: «Объединитесь в группы по четыре человека и поделитесь полученными результатами». |
Работают в группах с ранее рассмотренными в парах познавательными объектами. |
5. «Афиширование» - вывешивание "произведений - работ учеников (текстов, рисунков, схем, проектов) в классе, ознакомление с ними |
- Организует обсуждение полученных в групповой работе результатов. |
- Представляют результаты работы групп. |
6. «Разрыв» - внутренне осознание участником Мастерской неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому |
Фиксирует внимание учащихся на возникших познавательных противоречиях. |
- Осознают возникшие познавательные противоречия. |
7. «Рефлексия» |
Инициирует и активизирует рефлексию учащихся по поводу индивидуальной и совместной деятельности |
- Осуществляют рефлексию. |
Критериями оценки результативности технологии являются:
- Развитие способности к рефлексии.
- Развитие коммуникативной культуры участников мастерской.
Результаты:
- Развитие коммуникативной и рефлексивной культуры.
- Овладение интеллектуальными технологиями.
- Готовность к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
Ограничения:
- Увлечение либо индивидуальной работой участников мастерской, либо групповой работой.
- Недостаточный уровень сформированности общеинтеллектуальных умений.
- Большие трудовые и временные затраты учителя в процессе подготовки карточек, схем, таблиц, справочного материала для учащихся (см. Образовательные системы: сущность, содержание, управление. Электронный учебный курс//http://sdo.bsu.edu.ru/EDU/Default.html).
5.10. Рефлексивный характер обучения:
- создание условий для включения каждого участника мастерской в деятельность: работа с алгоритмами, тестами, проведение тренингов, деловых игр, работа над проектами;
- оценка участников мастерской своих возможностей и результатов учения;
- выбора участия или неучастия в обсуждении проблем, в работе тренингов, деловых и ролевых играх.
5.11. Алгоритмы педагогических мастерских
Но в то же время не нужно догматически следовать предложенного порядка действий. Педагогическая мастерская может иметь несколько вариантов алгоритма действия.
Пример алгоритма (он разделён на три малых занятия – алгоритма, рассчитанных на 1-2 часа).
Алгоритм А-1.
Панель (этап актуализации знаний в данной области) – выделение проблем – работа с литературой – обсуждение в парах – обсуждение в группах – постановка вопросов в группах – представление вопросов классу – выбор проблемы для исследования.
Алгоритм А-2.
Представление проблем – объединение в группы для решения проблем – каждый представляет группе свое понимание проблемы – каждый формулирует гипотезу решения проблемы – выбор в группе наиболее вероятной гипотезы – планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы – формулирование выводов.
Алгоритм А-3.
Представление результатов работы групп – составление и обмен вопросами по представленным результатам – ответы на вопросы и корректировка результатов – составление группами серии заданий на применение результатов их поиска – обмен заданиями между группами – знакомство групп с представленными другой группой решениями их заданий (см.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, С.162).
6. Этапы реализации
Внедрение технологии педагогических мастерских в процесс повышения педагогического мастерства педагогов ОУ района проводилось в три этапа.
Первый, подготовительный, этап включал в себя ознакомление с теоретическими и практическими работами по вопросам изучения исследовательского поведения детей, осмысления подходов к сущности, характеристикам и классификации современных образовательных технологий, изучение опыта педагогов-практиков, разрабатывающих и внедряющих педагогические мастерские по различным образовательным областям. На этом этапе осуществлялась апробация разработанной системы педагогических мастерских.
Основное содержание второго этапа – апробация разработанной системы занятий на базе общеобразовательных учреждений района (Белоярская ШИС(П)ОО, Катравожская ШИС(П)ОО) в 2003 году, затем в 2004-2005гг. была организована работа проблемной группы для педагогов, решивших заниматься научно-исследовательской деятельностью с учащимися). Определялись условия эффективности проведения педагогических мастерских.
В ходе третьего этапа осуществлялась обработка, обобщение и систематизация полученных материалов, отслеживалась эффективность деятельности педагогов, прошедших обучение в данной технологии. Уточнялись теоретические положения и выводы.
7. Продуктивность опыта
В процессе практической деятельности получены определенные научные и практические результаты.
- Выявлены возможности педагогических мастерских как формы организации образовательного процесса педагогов;
- Определены основные педагогические и методические условия построения образовательного процесса с использованием педагогических мастерских;
- Предложено рассмотрение системы педагогических мастерских как формы повышения квалификации педагогов.
- Обучение строится с опорой на личностно ориентированные технологии, что позволяет существенно повысить его эффективность. Личностно ориентированные технологии повышения квалификации опираются на такие положения:
- признание слушателей главной действующей фигурой повышения квалификации;
- ориентация на субъективный опыт и психологические особенности слушателей;
- опора на два равноправных источника повышения квалификации: обучения и самообразования.
Организованное таким образом обучение является, по сути, приращением и преобразованием профессиональных знаний и умений, реализацией творческого потенциала учителя, а, следовательно, действенным источником профессионального развития.
8. Практическая значимость
- Разработана система педагогических мастерских, направленных на развитие профессиональных компетентностей педагогов.
- Разработаны методические рекомендации для педагогов по применению педагогических мастерских в практике работы по организации ученической научно-исследовательской деятельности
- Педагоги, посещавшие занятия проблемной группы, конечно, не научились враз и окончательно данным умениям, но это дало толчок к самостоятельной работе по саморазвитию и самосовершенствованию педагогического мастерства.
- Опыт проведения занятий в форме педагогических мастерских показал, что результативность обучения возрастает. Участие учителей в мастерской обеспечивает высокий уровень их мотивации к профессиональному саморазвитию.
- По отзывам самих участников, они охотно переносили технологии групповой работы в школьный учебный процесс.
Практика мастерских подтверждает:
- мастерская учит педагогов мыслить проблемно, аргументировать свой ответ;
- педагоги учатся работать в группе, ранжировать информацию по степени новизны и значимости, творчески интерпретировать ее;
- изучаемый материал четко структурирован и хорошо усваивается.
По мере приобретения опыта педагог становится субъектом собственной деятельности, ставит и реализует цели в практике работы, затем выходит на уровень систематизации и самостоятельного анализа собственной деятельности, проектируя ее в дальнейшем на более высоком уровне, повышая свою компетентность.
Ещё одним из показателей продуктивности данного опыта является то, что резко возросло количество учащихся, принимающих участие в районных и окружных научно-исследовательских конференциях. Выросло и качество представленных работ.
Стабильно высокие результаты участия в районных и окружных конференциях показывают учащиеся педагогов, прошедших обучение на занятиях проблемной группы «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся образовательных учреждений» с использованием технологии педагогических мастерских.
Если на первых районных конференциях принимало участие по шесть-семь учащихся, то в III районной научно-исследовательская конференции «Ступень в будущее» (2004 г.) приняло участие 26 учащихся, которые представили 21 работу.
На IV районную научно-исследовательскую конференцию «Ступень в будущее» (2005 г.) поступило 26 работ от 24 учащихся школ района.
Очень удачно выступили учащиеся ОУ района на IV окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2006году (г. Новый Уренгой):
- Вторые места Марков Дмитрий (МОУ ДОД Центр детского творчества п. Аксарка; Попова Анфиса (МОШИ «Аксарковская ШИС(П)ОО» в номинации «Математика. Информационные технологии»;
- Третье место Канева Евдокия (МОШИ «Белоярская ШИС(П)ОО» в номинации «История, этнология и этнография Ямала».
В этом же году победители и участники районной конференции (20 учащихся образовательных учреждений района) участвовали в окружных, всероссийских, международных научно-исследовательских конференциях.
Весной 2006 года воспитанники МОУ ДОД Центр детского творчества приняли участие в XXI Российской открытой конференции учащихся «Юность. Наука. Культура» (г. Коряжма Архангельской области) и заняли призовые места в различных номинациях:
- первые места Марков Дмитрий в номинации «Математика»; Романова Мария в номинации «История»;
- третьи места Крамаренко Александр в номинации «История»; Салиндер Екатерина в номинации «Социально-гуманитарные науки»; Полякова Ирина в номинации «Социально-гуманитарные науки»; Валитова Татьяна в номинации «История».
На V районную научно-исследовательскую конференцию «Ступень в будущее» (2006г.) поступило 27 работ от 29 учащихся школ района.
На V окружной научно-исследовательской конференции «Ступень в будущее» в 2007г. шесть учащихся ОУ района заняли призовые места.
9. Трудоемкость опыта заключается в том, что методист должен:
- знать методику организации ученической научно-исследовательской работы;
- знать методику проведения дискуссии, деловой и ролевой игры;
- уметь устанавливать доверительные отношения с педагогами, без которых невозможно проводить занятия в данной форме;
- обладать коммуникативными умениями;
- уметь вовлекать всех педагогов в совместные обсуждения и выполнение заданий ведущего мастерских;
- уметь применять разнообразные приемы педагогического воздействия.
Для разработки методических рекомендаций, дидактических материалов, памяток, тестов, инструкций требуется материально – техническая база и время.
10. Возможность внедрения
Опыт может быть использован методистом при условии:
- наличия желания работать по данной технологии;
- теоретического и практического освоения педагогической технологии педагогических мастерских;
- умения устанавливать доверительные отношения с педагогами.
- методический и дидактический материал для проведения занятий;
- улучшение материальной и методической базы;
- отслеживание сформированности умений с помощью диагностического материала и результатов деятельности учащихся, занимающихся научно-исследовательской деятельностью.
Мы считаем, что технология педагогических мастерских в наибольшей степени соответствует принципам личностно ориентированного образования в системе повышения квалификации. Опыт использования этой технологии позволяет сделать вывод: педагогическая мастерская предоставляет каждому участнику, с опорой на его способности, интересы и субъектный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности.
Опыт организации работы проблемной группы опубликован в педагогической прессе: Шушарина Н.П. Наша педагогическая мастерская. // Педагогическая мастерская. – 2005 - №1. – С. 24-30
ИПМ – 3
Не Шекспир главное, а примечания к нему.
А.П. Чехов Из записной книжки.
Система работы
1. Подготовительный этап
1.1. Включает в себя анализ состояния данного направления в ОУ района.
Любое новое дело начинается с анализа или диагностики, затем определяются цели и прогнозируются будущее развитие событий, с учётом вероятных проблем, а затем определяются пути и средства их решения.
Из этого вытекает конструирование содержания и основных направлений деятельности, выстраивается общение с учетом возрастных и психологических особенностей участников педагогического процесса. Необходимо стремиться создавать атмосферу доверия и творческого сотрудничества, что способствует положительной мотивации и стимулирует всех участников на более высокий результат.
1.2. Структурирование учебного материала и планирование работы по формированию и отработке умений и навыков организации научно-исследовательской деятельности школьников:
- тематическое планирование (алгоритм) проведения педагогической мастерской с методическими рекомендациями по их проведению;
- создание методических и дидактических материалов, позволяющие ведущему мастерской управлять учебной деятельностью педагогов.
2. Диагностика профессиональной деятельности учителя
Педагогическую диагностику учёные рассматривают как механизм выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности. С помощью педагогической диагностики анализируется учебный процесс и определяются результаты деятельности как ученика, так и учителя. Для достижения целей в ходе диагностических процедур устанавливается предпосылки к обучению; определяются условия, необходимые для организации планомерного процесса обучения.
В последнее время педагогическая диагностика становится всё более полифункциональной и включает в себя следующие функции:
- аналитическую – выявляет причинно-следственные связи в образовательно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения;
- собственно диагностическое – способствует изучению уровня обученности, а также уровня профессиональной компетентности учителя;
- оценочную – предполагает качественную и количественную оценку деятельности участников педагогического процесса;
- коррекционную – направлена на исправление (изменение) действий учителя и ученика с целью устранения негативных последствий обучения;
- ориентационную – предусматривает профилактику негативных последствий обучения и определение новых целей;
- информационную – нацелена на постоянное информирование участников педагогического процесса о позитивных результатах педагогической диагностики.
Методики диагностики профессиональной деятельности учителя.
- Исследование педагогической деятельности учителя
Анкета «Умеете ли вы учиться?»/Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992, с. 181-185.
Анкета «Барьеры педагогической деятельности»/Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.225-228. - Активность как показатель профессионализма учителя
Тест «Лидер» /Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.231-251.
Тест дифференцированной самооценки функционального состояния /Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.251-257. - Мотивационные побуждения
Орлов Ю.М. Тест-опросник для измерения потребности в достижениях/Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.263-267.
Вопросник для анализа учителем мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении/ Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992, с. 188-190.
Методика незаконченных предложений для определения ценностных ориентаций учителя/Гимназические стандарты Петербурга. – СПб., 1992, с. 20-21 - Профессиональные особенности мышления учителя
Тесты интеллектуальной энергии/ Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.133-158.
Опросник «Стиль мышления»/ Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, с.159-170.
Опросник развития субъективного контроля (интеллектуальности)/Лукьянова М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя. – Ульяновск, 1995. с. 43-45
3. Состав участников мастерской: учителя-предметники, педагоги дополнительного образования ОУ Приуральского района ЯНАО Тюменской области
4. Организация занятий проблемной группы
Первоначально занятия в технологии педагогическая мастерская проводились на базе общеобразовательных учреждений района со всем педагогическим коллективом с целью ознакомления педагогов с основами организации ученической научно-исследовательской работой как одной из форм организации работы с одарёнными детьми.
Затем была организована работа проблемной группы, занятия которой посещали педагоги школ, заинтересовавшиеся данным направлением работы с одарёнными детьми.
Занятия проблемной группы были организованы по данному алгоритму:
Алгоритм проведения педагогической мастерской «Организация научно-исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных учреждений»
Цели:
- Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что они смогут, если захотят, организовать научно-исследовательскую деятельность учащихся.
- Познакомить участников мастерской с основными принципами организации научно-исследовательской деятельности учащихся, содержанием и методами работы, с основными требованиями к содержанию исследовательской работы школьников.
Занятие № 1. Диагностика профессиональной деятельности учителя
Цели:
- Оптимизировать процесс обучения.
- Определение результатов деятельности участников педагогического процесса.
- Свести к минимуму ошибки, которые могут быть допущены в процессе обучения.
Занятие № 2. Тема: Компетентность
Цели:
- Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что компетентность является необходимым условием успешности личности в жизни.
- Познакомить участников мастерской с приоритетными направлениями обновления системы школьного образования.
Занятие № 3. Тема: Компетентностный подход в обучении
Цель: Создать условия для того, чтобы участники педагогической мастерской осознали, что в основу модернизации основного среднего образования должен быть положен компетентностный подход в обучении.
Занятие № 4. Тема: Исследовательская деятельность школьников
Цель: осознание участниками педагогической мастерской того, что научно-исследовательская деятельность детей - один из способов формирования компетенций учащихся и форма работы с одарёнными детьми.
Занятие № 5. Тема: Научно-исследовательская деятельность: цели, задачи специфика.
Цель: дать основные сведения о специфике, целях и задачах научно-исследовательской деятельности.
Занятие № 6. Основные компоненты исследовательской деятельности.
Цель: дать первоначальное представление об основных составляющих исследовательской деятельности.
Занятие № 7. Тема: Методы развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.
Цель: познакомить с основными методами развития общих исследовательских умений и навыков у школьников.
Занятие № 8. Тема: Формы организации занятий со школьниками
Цель: познакомить с методикой проведения педагогической мастерской.
Занятие № 9. Тема: Требования к оформлению исследовательской работы. Критерии оценки ученической исследовательской работы.
Цель: разработать критерии оценки ученической исследовательской работы.
Занятие №10. Тема: Особенности публичного выступления. Требования к устному сообщению.
Цель: познакомить с основными требованиями к предоставлению результатов исследовательской деятельности
Занятие № 11. Тема: Итоговое занятие
Цель: изучение уровня обученности, а также уровня профессиональной компетентности учителя.
Библиография
- Аверина И.С., Щебланова Е.И. Вербальный тест творческого мышления, «необычное использование» (пособие для школьных психологов). – М., 1996.
- Айзенк Г.Ю. Узнай свой собственный коэффициент интеллекта. – Кострома, 1993.
- Бабанский Ю.К. Розов В.К. и др. Введение в научное исследование по педагогике: Учебное пособие для студентов пединститутов. - М., 1988.
- Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одарённости//Современные концепции одарённости и творчества. Под ред. Богоявленской Д.Б.. – М., 1997.
- Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях). - М., 1973.
- Белова И.Н., Наумова Н.Н. Экология в мастерских: Методическое пособие. (Серия "Педагогическая мастерская"). - СПб.: Паритет, 2004. - 224 с.
- Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников. // Народное образование. - № 9. - 2000. - С. 188 – 191
- Введение в теорию и практику исследовательской деятельности. – Магнитогорск, 1993.
- Введенский В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения. – Салехард: ЯНОИУУ, 1999.
- Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников// Дополнительное образование. - 2000. - № 9. - С. 9 – 11.
- Волкова Н. Лагерь – экспедиция.//Народное образование. - № 5.- 1999. - С.111-118.
- Гаев П.А. и др. Научно-исследовательская деятельность школьников. Сборник статей и материалов. - Пенза. 2001.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука/Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. - М.; Воронеж, 1998.
- Гин А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2001. - 88 с.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта//Психология мышления. Под ред. Матюшкина А.М.. – М.,1965. – С. 433-456.
- Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 1983.
- Григорян С.Д. Ванюков И.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся в условиях школы-гимназии //Образование в современной школе. - № 9. - 2000. - С.71-72
- Де Боно Э. Латеральное мышление. – СПб., 1997.
- Демин В.А. Профессиональная компетентность специалиста: понятие и виды//В.А. Демин. Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000. - №4. - С.34-42.
- 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования. / Под ред. В.С. Леднева, Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. – М.: ИОСО РАО, 1999.
- Зверева В.И. Диагностика педагогической деятельности учителя. – М., Новая школа, 1995.
- Иванов Г. Готовим юных исследователей//Народное образование. - № 6. - 1999. - С. 69 -71.
- Интернет – портал «Исследовательская деятельность школьников»
- Исследовательская работа школьников. - № 1-4. – 2004, 2005.
- Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М., 1968.
- Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: «Флинта», 1998 – 192 с.: ил.
- Ковалева Г.С., Краснянская К.А. Результаты третьего международного исследования по оценке качества математического и естественнонаучного образования в России: Краткий отчет. - М., 2000.
- Компетентность учителя: инструментарий оценки и самооценкиТ. Казарницкая, И. Голованова, Л. Канлич и др.//Директор школы.- 2002.-№4. – С.16-24.
- Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Издательство «Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одарённость, талант учителя. – Л., 1985.-64с.
- Криволапова Н.А., Войткевич Н.И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся /ИПКиПРО Курганской области. – Курган, 2004. – 79с.
- Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии //Народное образование. - № 10. – 1999. – С. 152-158.
- Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательской работы //Завуч. - № 1. - 2001. - С. 93-119.
- Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе //Психологический журнал. - № 5. – том 21. – 2000. – С. 106-111.
- Лукьянова М.И. Диагностика профессионально значимых личностных качеств учителя.(Тесты и методические рекомендации по их использованию) – Ульяновск, 1995.- 90с.
- Макеев А.Ф. Примерная тематика научных исследований учащихся по краеведению. Салехард: ЯНОИУУ, 1999.
- Макеев А.Ф. Поисково-краеведческая деятельность в школах Севера. Методическое пособие. Салехард, ЯНОИУУ, 2001. - 79с.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.-192с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. - 310с.
- Материалы по организации научных обществ учащихся. Салехард, Управление образования, 1998.
- Менеджмент в управлении школой. Под ред. Т.И. Шамовой – М., 1992.
- Неволин И. Ф. Психодиагностика понимания: разработка оперативных методов//Психосемиотика познавательной деятельности и общения. – М.: Минпрос РСФСР, 1990.
- Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. - М., 1991.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - № 10. - 1999. – С. 158-162.
- Образовательные системы: сущность, содержание, управление. Электронный учебный курс//http://sdo.bsu.edu.ru/EDU/Default.html
- Обухов А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся (методический сборник). М.: Народное образование. 2001.
- Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры // Школьные технологии. - № 5. - 2001. - С.26
- Обухов А.С. Программа учебно-исследовательской специализации «Социокультурная психология» // Школьные технологии. - № 4. - 2002. - С.179
- Окунев Н. Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы. – СП б: Питер, 1996. – 444с.
- Петрова В.Н. Дидактические материалы: тесты, упражнения, творческие задания. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2005. – 336с.
- Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. – М., 2000.
- Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. Шадрикова В.Д. –М.,1990.
- Пичугина И.Н. Технология педагогических (французских) мастерских на уроках географии. // География праблемы выкладання. – 2005. - №3. – с.12-16
- Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В. – М., 1997.
- Приказ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования//Официальные документы в образовании. - № 25. – 2004.- С.1-168
- Психология подростка. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. /Под ред А.А. Реана. – СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 128с.
- Развитие творческой активности школьников/Под ред. А.М. Матюшкина – М.: Педагогика, 1991. – 160с.: ил.
- Ревтович Е.А. Использование методики французских мастерских на уроках русской литературы. // Народная асвета. – 2004. - №3. – с.16-17
- Ривкин Е.Ю. Методические рекомендации по организации и проведению ученических краеведческих исследований//Образование в современной школе. - № 2. - 2004. - С.36-39
- Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-на-Дону, Феникс, 1996, - 360с.
- Саввичев А. Модель предметного содержания юношеской исследовательской экспедиции //Народное образование. - №10. - 1999. - С. 158-162.
- Савенков А.И. Исследовательская практика детей // Детское творчество. - № 5-6. - 1998. - № 1,3. – 1999.
- Савенков А.И. Одаренный ребёнок в массовой школе. – М.: Сентябрь, 2001. – 208с.
- Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: Сентябрь, 2003. – 204с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. – М.: «Ось-89», 2006. – 480с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998, С.162
- Слободчиков В.И. Профессиональное развитие педагога как научная проблема. // Инновации в образовании. 2003. № 5, с. 5 - 11.
- Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность: учебное пособие для преподавателей/Отв. ред. Ю.А. Кудрявцев. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 102с.
- Смолкин А.М. Методы активного обучения: научно-методическое пособие. – М.: Высшая школа, 1991 – 187с.
- Соловей Л. Первые шаги в науку //Учитель. - № 3. - 2000. - С.12.
- Соловьева Н.Н. Семь шагов к началу исследовательской деятельности // Учитель. - № 6. - 2003. - С.60 –63
- Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении. Учебно-методическое пособие для учителей/Под ред. А.П. Тряпицыной – СПб.: КАРО, 2005. – 96с.
- Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. / Под ред. А.А. Пинского. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – С.10, 15-18, 17-19, 20-21
- Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. - Л., 1990.
- Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М., 1998.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
- Теоретические основы содержания общего образования. / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М.: Педагогика, 1983.
- Туник Е.Е. Диагностика творческого мышления : креативные тесты. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 5(11)).
- Усыскин Г. Свидание с Клио //Детское творчество. - № 1-3. -1997. - С. 28-29
- Ученые будущего. Педагогические проблемы // Аничковский вестник. – СПб, 2001.
- Харитонов Н. Экспедиция как форма образовательной деятельности // Народное образование. - № 4-5. - 2000. - С. 208-217.
- Хуторский А. Выход из капкана: эвристическое обучение как реальность // Народное образование. - № 9. - 1999. - С. 120-127.
- Человек в истории. Россия XX век. Сборник методических материалов для внеклассной работы/редактор – составитель И.Л. Щербакова - М.: Общество «Мемориал», 2003. – 80с.
- Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. – 140с.
- Шиян О.А. Как читать научные тексты //Перемены. - № 1.- 2001. - С. 132 -146.