"Производство" современного школьника - его парта, класс, учебные принадлежности, деятельность - учёба. Задача всего педагогического коллектива - по возможности защитить физическое и психическое здоровье ребёнка в школе от воздействия как очевидно травмирующих факторов, так и тех, эффект которых проявляется постепенно.
Двигательная активность учащихся складывается из ежедневной (утренняя гимнастика, путь в школу, подвижные перемены и паузы в режиме учебного дня) и периодической, которая может быть весьма разнообразной. В представленной ниже таблице приведены рекомендованные объемы различных видов двигательной активности для учащихся начальных классов, разработанные с учетом интенсивности и характера соответствующих видов деятельности. В целом двигательная активность школьника должна занимать не менее 1/5 общего времени (за вычетом времени сна и дневного отдыха), а ее структура несколько различается для детей разных возрастных групп. Это связано с тем, что у детей младшего возраста больше доля неорганизованной двигательной активности, но значительно меньше вклад тех ее видов, которые могут быть отнесены к трудовой деятельности. Некоторые виды двигательной активности могут рассматриваться как взаимозаменяемые. Так, например, занятия в спортивных секциях и в некоторых кружках художественной самодеятельности (в частности, танцевальных, хореографических) могут быть вполне сопоставимы по интенсивности и объему физической нагрузке.
Подвижный образ обучения позволяет увеличить двигательную активность, реально снижает утомляемость детей на уроке.
Недостаток двигательной активности - одна из наиболее распространенных причин адаптационных ресурсов организма городских школьников. Пребывание на уроках, приготовление домашних заданий, чтение книг, занятия у компьютера, настольные электронные игры, отдых у телевизора, нахождение в транспорте - все эти формы времяпрепровождения проходят в статическом состоянии. Организм человека в процессе эволюции не приспособился к такой низкой физической активности. Синдром гиподинамии является одним из условий многих недугов взрослых людей (сердечно-сосудистая патология, нарушения опорно-двигательного аппарата, обмена веществ и др.), а тем более - подростков и младших школьников Растущему организму необходимо адекватные физические нагрузки. И только единичными уроками физкультуры и краткими прогулками после уроков этот объем нагрузки не восполняется. Во всех случаях двигательная активность детей должна быть организованна так, чтобы предотвращать малую подвижность и в то же время не приводить к их переутомлению. Примерный объем двигательной активности учащихся разных классов приведен в таблице.
Классы | Ежедневный объем времени (часов) |
Культурно-оздоровительные мероприятия | |||
Гимнастика до учебных занятий (мин) |
Физкультминутка на уроках (мин) |
Подвижные перемены (мин) |
Спортивный час в продленном дне (ч) | ||
I | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
II | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
III | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
IV | 2 | 5-6 | 5 | 15-20 | 1 |
Тем не менее, существуют дети явно возбудимые и явно заторможенные, энергичные и пассивные, самоуверенные и робкие, выносливые. Любое напряжение организма в этот период всегда связано с активной перестройкой работы чуть ли не всех органов и систем, и цена адаптации к изменению внешних условий особенно велика. Младшие школьники отличаются повышенной сенситивностью к факторам среды и особо нуждаются в индивидуализации учебно-воспитательного процесса с учётом их возрастных.
Эмоционально-поведенческие проявления школьников на переменах - также важный элемент организации учебной деятельности. Возможность переключения, деятельности физического раскрепощения, двигательной и эмоциональной разрядки на переменах - условие восстановления к следующему уроку, которые школа должна создать, а ученики - использовать.
Для этого необходимо правильно использовать зоны рекреации
Проблемы создания зон рекреации
- Большое количество детей на относительно малой площади не перемене
- Разные интересы и поведенческие установки
- Помещения рекреации нельзя оборудовать стационарно
- Учителя не готовы к организации подобной деятельности, требуется разработка комплексов упражнений и игр, обучение педагогического коллектива
Задачи, решаемые зонами рекреации
- Переключение внимания
- Снятие умственного напряжения
- Активизация двигательных центров
- Дать умеренную физическую нагрузку
- Включить малозадействованные (мелкие "позные") мышцы
- Разгрузить позвоночник (статичная поза, связанная с длительным сидением)
- Использование в разных режимах
Методы организации
- Поточный метод
- Соревновательный метод
- Дети проявляют не абсолютные физические качества (только отчасти), а соревнуются в движениях на точность, ловкость, координацию по сумме многоборья
Оборудование
- Стационарное бревно
- Снаряд "Качающееся бревно"
- Рукоход разновысокий 5м
- Батуты пружинные
- Аттракцион "Баскетбольный снайпер" (2 баскетбольных щита с сетчатой конструкцией для сбора мячей)
- Ворота с отверстиями
- Мячи поролоновые разного диаметра
- Мячи для коррекции осанки
- Защитная сетка на окна
В нашей школе второй год учащиеся с огромным удовольствием активно отдыхают на перемена, получая оптимальную физическую нагрузку. (см. фотографии, представленные в презентации)
Первые результаты были заметны уже через несколько недель
- Улучшилась дисциплина на переменах
- Ученики перестали бегать на переменах
- Ученики становятся более организованными
- Уменьшилась утомляемость во время учебного процесса
Все направления здоровьсбережения дают возможность ребёнку чувствовать себя уверенно и комфортно, а самое главное сохранить физическое и психическое здоровье.