Завтрашнему дню нужны специалисты предприимчивые, нравственные, образованные, то есть нужна особая профессиональная элита, отличающаяся качеством и уникальностью. Для этого необходимо сформировать у учащихся реальные ориентиры на рынке труда, а это возможно лишь при организации системы условий в образовательных учреждениях, которые способствовали бы успешной адаптации учащихся в различных сферах деятельности. Именно при таких условиях можно научить школьников осуществлять личностное и профессиональное самоопределение.
Под самоопределением, в данном случае, понимается способность привести себя к идентичности, то есть соотнести самого себя с целями и ценностями общества. Иными словами, дать самооценку «я востребован», «я удовлетворен», «у меня гармония с обществом». Конечно, «самоопределение» не бывает раз и навсегда, поэтому уместно говорить о потоках самоопределения, но и «самоопределение» не может изменяться неоднократно, так как человек не может постоянно менять свой смысл жизни, иначе происходит «полная потеря человека».
В современно обществе наблюдается сложная ситуация, когда пересекаются много культур, когда одновременно сосуществуют несколько ценностей. Главная особенность современной эпохи – постмодерн, то есть сожаление о том, что утрачено, и одновременно страх потерять то, что достигнуто.
Все эти явления неизменно отражают и в образовательной сфере. Чаще школы ориентированы на Вузы, а дети поступают туда как в школу, не понимая зачем, не зная, чем они будут заниматься в дальнейшем. Именно с этим связан кризис мотивации третьего курса, когда студент начинает понимать, каким делом он займется после окончания вуза; к сожалению, решение, которое принимается, не всегда в пользу той профессии, на которую он сориентирован. Такое образование вряд ли нужно обществу.
Одна из главных проблем – невозможность человека реально простраивать свою профессиональную жизнь. Отсюда возникает другая проблема: как воспитать интеллектуально способную молодежь, которая в будущем сможет спроектировать свою профессиональную карьеру?
Необходимы формы работы, содержание которых отличалось бы мобильностью, гибкостью, не требовало бы затрат большого количества времени, но имело бы развивающий эффект умственной рефлексии; ставило бы ученика в ситуацию размышления, а не ограничивалось бы диагностическими результатами.
Школьный психолог имеет в арсенале ряд диагностик, анкет, опросников, работающих в условиях предпрофильной подготовки, но не решающих проблем профессионального самоопределения. Поэтому необходим пакет практического материала психолого-педагогического скрининга, эффективно работающего в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения. Для реализации такого пакета необходимо решить следующие задачи:
- изучить способы нахождения связи между различными свойствами личности и профессиями;
- найти способы эффективного сотрудничества между людьми;
- скоординировать желания и интересы с возможностями личности.
Предложенный материал оформлен в виде схем, таблиц, алгоритмов и проф.карт.
Схема «Психолого-педагогического сопровождения профильного обучения» определяет цели и задачи психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки и профильного обучения, а также условия и направления, при которых оно реализуется. (Приложение 1)
Таблица «Психолого-педагогического сопровождения профильного обучения» представляет собой распределение функциональных обязанностей субъектов учебно-воспитательного процесса по направлениям предпрофильной подготовки и профильного обучения. (Приложение 2)
Профкарты«Какие профессии меня привлекают» и «Карты представления о себе в пространстве профессионального самоопределения» рекомендованы для учащихся 8-х классов. Цель – описать будущую профессию через потребности учащегося. Карты не предполагают конкретизацию профессии или специальности, а выявляют привлекательные стороны будущей деятельности, интересы, способности ученика. (Приложение 3 и Приложение 4)
«Алгоритм моего профиля», где отслеживается мотив выбора профиля или профессии, самооценка способностей, ориентация на рынке труда. Карта рассчитана на работу в 10-11 классах, а также предполагает изучение результатов вступительных экзаменов и обучение 1 семестра. (Приложение 5)
Для измерения уровня мотивации разработан психографический тест «Мотивационное поле» (Приложение 6). Первые данные, полученные в пилотажном исследовании, показали, что он обладает достаточной надежностью, его можно использовать в диагностики мотивации, стремлений, намерений. Обучающимся дается инструкция: «Представьте себе, что лист бумаги – это пространство или поле, на котором размещаются ваши стремления к учебным предметам. Укажите точкой, где находится ваше стремление к каждому учебному предмету и обозначьте стрелкой откуда оно пришло в эту точку и куда направлено». Важным показателем мотивации является вектор мотива, т.е. направленность стремления (стрелка, указывающая, куда направлен мотив) и показатель – откуда пришло в эту точку стремление. Данный тест рекомендован для 9-11 классов. Результаты анализа карты-теста помогают определить, куда направлена активность ученика: на социальную (внешнюю) или познавательную (внутреннюю) мотивацию. Во внутренней мотивации выделяется пассивная (ПМ), а во внешней мотивации выделяются активная (АП) и прагматическая (Пр.М). В нижней части карты-теста находится сектор сборника ненужных предметов. Именно он и будет являться индикатором несформированности мотивации.
Конечно, большой интерес представляют вопросы о целесообразности выбора учащимися профиля и его перспективы, психологической комфортности в профильных группах. Отправными точками решения этих вопросов стало изучение факторов, повлиявших на выбор профиля, изначальных установок школьников на профессиональные и жизненные перспективы. Этим требованиям отвечает «Карта психологической комфортности» (Приложение 7), которая запускается в 10-х классах в начале второй четверти. Карта строится на основе ранжирования факторов – побудительные, процессуальные, социальные, психологические, - что делает ее информативной и позволяет отследить влияние различных сочетаний факторов на комфортность учащихся в профильной группе.
Работа с картой по изучению психологической комфортности дает возможность обучающимся сделать самооценку факторов, повлиявших на выбор профиля, а психологу и учителю проанализировать этот выбор с точки зрения количества разновидностей и сочетаемостей и выявить закономерности. Анализ результатов исследований показал, что психологических и побудительных факторов недостаточно для правильного выбора профиля. Надо отметить, что психологические факторы, как правило, превалируют над остальными. Из социальных факторов выделяется фактор под условным названием «родители». Процессуальный факторы чаще всего слабо выражаются. А такие факторы, как «конференции» и «олимпиады» для многих вообще выпадают. Из побудительных факторов чаще отсутствует любознательность.
Вторая часть карты позволяет изучить проблемы комфортности обучения и межличностных отношений в профильных группах или всего класса, а также ситуацию повторного выбора профиля.
Такая информация позволяет всем субъектам учебно-воспитательного процесса находить эффективный способы по формированию профессионального самоопределения обучающихся.