Тема: виды алгоритмов.
Цели урока:- сформировать способность к определению вида алгоритма;
- сформировать способность выполнять действия согласно
алгоритмам
разного вида.
- тренировать вычислительный навык и навык решения простых и составных задач.
- Самоопределение к деятельности и актуализация знаний.
-
отгадайте загадку, которая "пришла" к нам с прошлого урока:
Я – по правилам живу:
Всё умею, всё могу.
Навожу порядок строгий,
Планы действий я люблю! -
что такое алгоритм? (Определённый порядок действий, последовательность действий, план).
-
Создание проблемной ситуации и постановка учебной задачи.
Работа по рядам – командам. Каждому ряду-команде предлагается выполнить действия по алгоритму соответствующего вида (это задание берётся из учебника - с.32 зад. 1)
Обратить внимание детей на геометрические фигуры, в которых указаны объект и результат операции (овалы), сами операции (прямоугольники) и вопросы (ромбики). После выполнения задания капитаны команд выходят к доске для проверки и выяснения места затруднения.
- скажите: все команды выполняли задание, следуя
алгоритму одного и
того же вида? (Нет).
- попробуйте сформулировать
тему урока.
- чему мы должны научиться?
(Определять вид
алгоритма и пользоваться им).
- скажите: все команды выполняли задание, следуя
алгоритму одного и
того же вида? (Нет).
-
"Открытие" нового знания.
Какой из алгоритмов можно назвать линейным, разветвляющимся, циклическим? Почему?
(На доске под соответствующим алгоритмом появляются слова: линейный, разветвляющийся, циклический).
По ходу вывешивания этих слов задаются вопросы:
-
От какого слова образовано слово "линейный"? (Линия)
-
А слово "разветвляющийся"? (Ветка)
-
А слово "циклический"?(Цикл)
-
Где (на каком уроке) мы впервые встречались с этими словами? (На уроке "Информатика").
-
- Первичное закрепление.
а) На доске вы видите алгоритм дальнейших ваших действий:
-
Открыть тетрадь.
-
Записать сегодняшнее число.
-
Записать число, в котором 90 десятков.
- Уменьшить каждое
следующее число на 40
и записать результаты в
строчку через клетку.
-
Дать характеристику последнему числу.
- Сейчас вы пользовались
алгоритмом какого вида? (Линейным).
б) С.32 зад. 2 - закончить составление алгоритма сложения двузначных чисел в столбик.
слагаемых в столбик – записываем в тетради: 25+32+14.
-
-
А если бы сумма была меньше 10?, то "иду" по стрелочке "да" и в первом пустом
прямоугольнике записываю операцию: … "Записать единицы под единицами".
-
А если выполняем сложение без перехода через разряд? Тогда просто складываем десятки.
Поэтому во втором пустом прямоугольнике запишем операцию: … "Сложить десятки".
-
А в нашем примере сумма в разряде десятков меньше 10? (Да).
Записываем в третьем прямоугольнике: "Записать десятки под десятками".
-
Какого вида этот алгоритм? (Разветвляющийся).
-
Самостоятельное применение знаний.
С.33 зад. 4 – работа в паре (стоя):
Рассмотрите алгоритм наполнения банки подсолнечным маслом и определите его вид.
(Циклический).
-
Физминутка.
Ритмический счёт через 6.
Дети стоят парами лицом друг к другу.
На счёт "один" (считать про себя) - правая рука на пояс, на счёт "два" (про себя) - левая рука на пояс, на счёт "три" (про себя) - правая рука – на правое плечо, на счёт "четыре" (про себя) - левая рука на левое плечо, на счёт "пять" (про себя) - хлопок в ладоши, на счёт "шесть" (громко вслух) - хлопок развёрнутыми ладошами, касаясь своего партнёра. Далее аналогично выполнять движения, считая при этом про себя, за исключением чисел кратных шести.
-
Повторение изученного.
Индивидуальные карточки "Схемы задач":
Вы помните алгоритм решения задач? Какого вида данный алгоритм? (Линейный).
а) С.34 зад. 7 (первые три задачи) – "Блиц-турнир":
- первую задачу читают девочки, показывают схему
мальчикам, записывают
выражение и находят
его значение:1) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше.
Сколько воды во втором ведре? (8 – 2 = 6(л))
- вторую задачу читают мальчики, показывают схему
девочкам, записывают
выражение и находят
его значение:2) В одном ведре 8 л воды. Это на 2 л меньше, чем во втором ведре.
Сколько воды во втором ведре? (8 + 2 = 10(л))
- третью задачу – все вместе: читаем,
показываем
схему, комментируем выражение и находим
его значение:3) В одном ведре 8 л воды, а в другом – на 2 л меньше.
Сколько воды в двух ведрах?(8 + (8 + 2) = 18(л))
б) С.34 зад. 8 – самостоятельно с последующей самопроверкой:
-
Определить порядок действий в буквенных выражениях;
a) a + (b – c) + (d + m) + k в) a + с – d + b – m + n б) (m – k) + (x – y) + (a – c) г) m – (a + b – c) + (d + k) ( 4 ученика в целях проверки выражения запишут на доске.)
- первую задачу читают девочки, показывают схему
мальчикам, записывают
выражение и находят
- Рефлексия урока.
-
Как часто в жизни мы пользуемся алгоритмами?
Почему в школьной программе изучается тема: "Виды алгоритмов"?
-
Оцените свою работу на уроке:
"отл" - поднять руки вверх;
"хор" - руки на поясе;
"удовл." - присесть на корточки.
-
Спасибо за работу!
Дом. зад.: с.34 зад. 9(а), 10 (1,2); 11, 12 – по желанию.
-
25 | 43 |
+32 | +34 |
14 | 70 |
71 | 147 |
По ходу составления алгоритма
задаются вопросы: