Цель:
- отработать вычислительные навыки и умение решать простые задачи в пределах 20;
- подготовить учащихся к решению задач в два действия;
- развивать логическое мышление и внимание, умение сравнивать;
- воспитывать бережное отношение к природе, экологическую ответственность.
Оборудование: герои сказки «Колобок», конверты с примерами, карточки с текстом задач, индивидуальные задания для самостоятельной работы, цветы – желтого, синего, красного цвета, грамзапись П.И. Чайковского «Подснежник».
Ход урока
I. Организационный момент
Вот мы сейчас все на уроке,
А за окном, друзья, - весна.
Там жук ползет по вашим окнам,
А вот синица у окна.
Чтоб в мир природы окунуться
Поможет нам сейчас урок.
И мы отправимся все вместе
В лес в гости на часок.
Чтобы отправиться в путешествие, нужно подготовить рабочую тетрадь. Записываем число.
Какие числа у вас прописаны в тетради? (13 и 15)
Что вы можете рассказать про эти числа?
II. Определение темы урока
В весенний лес с нами собрался и сказочный герой, отгадайте кто такой?
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок)
Путешествие далекое, интересное, но достаточно опасное, так как на нашем пути могут встретиться препятствия. Я думаю, что мы с вами поможем Колобку преодолеть трудности. Итак, отправляемся в путь. А на пути встречается следующий герой.
Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной.
Он стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)
Дается задание в конверте – распределить данные выражения на две группы и объяснить, по какому признаку разделили. Дети работают в группах.
5 + 4; 16 – 6; 14 – 1; 6 + 2; 19 + 1; 6 – 1; 7 – 2; 10 + 2; 12 – 2.
На какие группы разделили данные выражения? (На сложение и вычитание; в пределах 10 и в пределах 20).
Какие выражения вы можете легко и быстро решить?
В каких выражениях допускаете ошибки?
Значит над чем мы будем сегодня работать и чему учить Колобка, чтобы он смог преодолеть препятствия на пути?
III. Сообщение темы урока
IV. Работа по теме урока
- Решение примеров с устным объяснением на доске, запись в тетради:
10 + 2; 14 – 1; 12 – 2; 16 – 6; 19 + 1.
Обрадовался Колобок, что научился решать такие примеры, поблагодарил учеников и покатился дальше, а на встречу ему волк – предлагает новое задание. Если справится Колобок с заданием, значит, пропустит его волк дальше, а если нет – съест.
- Расшифровать весеннее слово. (Ответы-карточки выставляются на наборное полотно, дети показывают ответ веером)
Число,
- Которое следует за числом 11 (12 - О)
- В котором один десяток и шесть единиц (16 - Е)
- Которое предшествует числу 19 (18 - Н)
- В котором один десяток и столько же единиц (11 - П)
- Первое слагаемое десять, второе – три, сумма - … (13 - Д)
- В котором пять единиц и один десяток (15 - Н)
- 16 увеличить на один (17 - Ж)
- Уменьшаемое 15, вычитаемое 1, разность – (14 - С)
- В котором два десятка (20 - К)
- Двадцать уменьшить на один (19 - И)
Расположите числа в порядке возрастания и получите слово:
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 П О Д С Н Е Ж Н И К Какое слово получилось? (Подснежник). А что такое подснежники? Подснежники – цветы, которые появляются на проталинках после таяния снега. Какие ранние цветы вы еще знаете?
Учитель читает под музыку П.И. Чайковского стихотворение Г. Серова «Подснежник».
Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд –
Раз пришёл разведчик
И весна придёт.
Правильное название подснежника – ветреница.
Обрадовался Колобок цветам, хотел было сорвать их, но волк его остановил. Как вы думаете, почему?
Что вы можете сделать для охраны первоцветов?
V. Физкультминутка
VI. Решение задач
- Покатился Колобок дальше, а навстречу ему:
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза пряча нос. (Медведь)Медведь предлагает решить логическую задачу: Ветреница распускается позже, чем мать-и-мачеха, но раньше, чем медуница. Какой цветок распускается раньше всех?
Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый … (Скворец) - Медведь предлагает детям поработать в парах и поставить вопрос к тексту, чтобы получилась задача.
Ученики первого класса изготовили 10 скворечников, а ученики второго класса на 8 больше.
У: Какие вопросы к тексту поставили? (Сколько скворечников изготовил второй класс? Сколько всего скворечников изготовили?)
Решите задачу с первым вопросом самостоятельно, запишите решение и ответ.
Решение задачи с вопросом: «Сколько всего скворечников изготовили?» идет коллективно, при разборе задачи составляется схема. Один ученик решает у доски, другие в тетрадях.
У: Задачи в два действия называются составные. Мы будем учиться решать их на последующих уроках.
У: Как птицы помогают человеку? (Защищают человека от комаров и мошек) Что вы можете сделать вместе с родителями для встречи птиц? Поднимите руку, кто уже сделал скворечники?
VII. Проверочная работа
Выполнил все задания Колобок, благодаря вам и отправился дальше, а навстречу ему:
За деревьями, кустамиПромелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)
Лисичка предлагает вам решить примеры на листочках, записываем ручкой только ответы.
10 + 1 =
12 + 3 =
14 – 2 =
10 + 6 =
10 + 3 =
10 + 7 =
15 – 1 =
19 – 1 =
Самопроверка.
На доске написаны ответы и рядом буквы.
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Ц | В | Е | Т | О | Ч | К | И |
Какое слово получилось? Как вы думаете какой совет хочет дать Колобку лисичка? (Не рвите в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе и радуют вас.)
VIII. Рефлексия
Ребята, у вас на парте лежат цветочки, возьмите их. Если вы работали не допуская ошибок, то возьмите желтый цветок – молодцы! Если вы иногда ошибались, то синий – хорошо! Если вы старались, но не все получилось – красный.