Урок математики в 1-м классе. Тема: "Закрепление приёмов сложения и вычитания чисел…"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • отработать вычислительные навыки и умение решать простые задачи в пределах 20;
  • подготовить учащихся к решению задач в два действия;
  • развивать логическое мышление и внимание, умение сравнивать;
  • воспитывать бережное отношение к природе, экологическую ответственность.

Оборудование: герои сказки «Колобок», конверты с примерами, карточки с текстом задач, индивидуальные задания для самостоятельной работы, цветы – желтого, синего, красного цвета, грамзапись П.И. Чайковского «Подснежник».

Ход урока

I. Организационный момент

Вот мы сейчас все на уроке,
А за окном, друзья, - весна.
Там жук ползет по вашим окнам,
А вот синица у окна.
Чтоб в мир природы окунуться
Поможет нам сейчас урок.
И мы отправимся все вместе
В лес в гости на часок.

Чтобы отправиться в путешествие, нужно подготовить рабочую тетрадь. Записываем число.

Какие числа у вас прописаны в тетради? (13 и 15)

Что вы можете рассказать про эти числа?

II. Определение темы урока

В весенний лес с нами собрался и сказочный герой, отгадайте кто такой?

На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок,
Румяный бок,
Покатился … (Колобок)

Путешествие далекое, интересное, но достаточно опасное, так как на нашем пути могут встретиться препятствия. Я думаю, что мы с вами поможем Колобку преодолеть трудности. Итак, отправляемся в путь. А на пути встречается следующий герой.

Это что за зверь лесной,
Встал как столбик под сосной.
Он стоит среди травы,
Уши больше головы. (Заяц)

Дается задание в конверте – распределить данные выражения на две группы и объяснить, по какому признаку разделили. Дети работают в группах.

5 + 4; 16 – 6; 14 – 1; 6 + 2; 19 + 1; 6 – 1; 7 – 2; 10 + 2; 12 – 2.

На какие группы разделили данные выражения? (На сложение и вычитание; в пределах 10 и в пределах 20).

Какие выражения вы можете легко и быстро решить?

В каких выражениях допускаете ошибки?

Значит над чем мы будем сегодня работать и чему учить Колобка, чтобы он смог преодолеть препятствия на пути?

III. Сообщение темы урока

IV. Работа по теме урока

  1. Решение примеров с устным объяснением на доске, запись в тетради:

    10 + 2; 14 – 1; 12 – 2; 16 – 6; 19 + 1.

    Обрадовался Колобок, что научился решать такие примеры, поблагодарил учеников и покатился дальше, а на встречу ему волк – предлагает новое задание. Если справится Колобок с заданием, значит, пропустит его волк дальше, а если нет – съест.

  2. Расшифровать весеннее слово. (Ответы-карточки выставляются на наборное полотно, дети показывают ответ веером)

    Число,

    • Которое следует за числом 11 (12 - О)
    • В котором один десяток и шесть единиц (16 - Е)
    • Которое предшествует числу 19 (18 - Н)
    • В котором один десяток и столько же единиц (11 - П)
    • Первое слагаемое десять, второе – три, сумма - … (13 - Д)
    • В котором пять единиц и один десяток (15 - Н)
    • 16 увеличить на один (17 - Ж)
    • Уменьшаемое 15, вычитаемое 1, разность – (14 - С)
    • В котором два десятка (20 - К)
    • Двадцать уменьшить на один (19 - И)

    Расположите числа в порядке возрастания и получите слово:

    11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
    П О Д С Н Е Ж Н И К

    Какое слово получилось? (Подснежник). А что такое подснежники? Подснежники – цветы, которые появляются на проталинках после таяния снега. Какие ранние цветы вы еще знаете?

Учитель читает под музыку П.И. Чайковского стихотворение Г. Серова «Подснежник».

Выглянул подснежник
В полутьме лесной –
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Пусть лежат под снегом
Сонные луга,
Пусть на спящей речке
Неподвижен лёд –
Раз пришёл разведчик
И весна придёт.

Правильное название подснежника – ветреница.

Обрадовался Колобок цветам, хотел было сорвать их, но волк его остановил. Как вы думаете, почему?

Что вы можете сделать для охраны первоцветов?

V. Физкультминутка

VI. Решение задач

  1. Покатился Колобок дальше, а навстречу ему:
    Летом бродит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге
    От мороза пряча нос. (Медведь)

    Медведь предлагает решить логическую задачу: Ветреница распускается позже, чем мать-и-мачеха, но раньше, чем медуница. Какой цветок распускается раньше всех?

    Нам в хозяйстве помогает
    И охотно заселяет
    Деревянный свой дворец
    Темно-бронзовый … (Скворец)
  2. Медведь предлагает детям поработать в парах и поставить вопрос к тексту, чтобы получилась задача.

    Ученики первого класса изготовили 10 скворечников, а ученики второго класса на 8 больше.

    У: Какие вопросы к тексту поставили? (Сколько скворечников изготовил второй класс? Сколько всего скворечников изготовили?)

    Решите задачу с первым вопросом самостоятельно, запишите решение и ответ.

    Решение задачи с вопросом: «Сколько всего скворечников изготовили?» идет коллективно, при разборе задачи составляется схема. Один ученик решает у доски, другие в тетрадях.

У: Задачи в два действия называются составные. Мы будем учиться решать их на последующих уроках.

У: Как птицы помогают человеку? (Защищают человека от комаров и мошек) Что вы можете сделать вместе с родителями для встречи птиц? Поднимите руку, кто уже сделал скворечники?

VII. Проверочная работа

Выполнил все задания Колобок, благодаря вам и отправился дальше, а навстречу ему:

За деревьями, кустами
Промелькнуло будто пламя.
Промелькнуло, пробежало
Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Лисичка предлагает вам решить примеры на листочках, записываем ручкой только ответы.

10 + 1 =
12 + 3 =
14 – 2 =
10 + 6 =
10 + 3 =
10 + 7 =
15 – 1 =
19 – 1 =

Самопроверка.

На доске написаны ответы и рядом буквы.

11 12 13 14 15 16 17 18
Ц В Е Т О Ч К И

Какое слово получилось? Как вы думаете какой совет хочет дать Колобку лисичка? (Не рвите в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе и радуют вас.)

VIII. Рефлексия

Ребята, у вас на парте лежат цветочки, возьмите их. Если вы работали не допуская ошибок, то возьмите желтый цветок – молодцы! Если вы иногда ошибались, то синий – хорошо! Если вы старались, но не все получилось – красный.

IX. Итог урока