Статья «Развитие смысловой памяти младших школьников при изучение темы "Падежи"»

Разделы: Начальная школа


Вопрос изучения падежей занимает ключевое место в курсе русского языка.

Усвоение данной темы способствует решению многих дидактических задач:

  • орфографическая: правильный выбор гласной буквы в окончании имён существительных и прилагательных в безударном положении;
  • речевая: установление связи между словами, составление словосочетаний и предложений с изученными падежными формами;
  • коммуникативная: развитие умения точно употреблять учениками слова в связной речи;
  • интеллектуальная: анализ слов в предложении, сравнение падежных форм и предлогов, наблюдение над значением отдельных падежей, усвоение алгоритма последовательности действий в определении падежа.

Приёмы:

  1. «Расположите по порядку». (Падежи)
  2. «Соотнесите». (Падежи и вопросы к ним)
  3. «Найдите смысловую пару». (Падеж и вспомогательное слово)
  4. «Узнайте по описанию». (О каком падеже идёт речь?)
    Например: «В этом падеже слова отвечают на вопросы КТО? ЧТО? В предложении они употребляются без предлога и выполняют роль подлежащего».
  5. «Расскажите, используя круги Эйлера» (сравниваются именительный и винительный падежи или винительный и родительный).
  6. «Верите ли вы?»
    Например: «Слова в предложном падеже всегда употребляются с предлогом» — истинное высказывание: «В творительном падеже предлоги — К, ПО» — ложное высказывание.
  7. «Составьте рассказ по опорным словам». (В данном случае опорными словами будут выступать предлоги).
  8. «Восстановите предложение, вставив пропущенные слова».
    Например: «Чтобы отличить существительные винительного падежа от существительных родительного падежа, надо подставить слово «ЛИСА», если окончание …., то существительное стоит в ….. падеже, если окончание …., то это ….. падеж».

Кроме того, учащимся целесообразно предложить выполнить творческую работу — оформить альбом, каждая страница которого посвящена одному из падежей.

В качестве материала можно использовать произведения устного народного творчества. К каждому падежу учащиеся выписывают пословицы, загадки, потешки. Выполняют рисунки.

На странице родительного падежа — рассказ, который содержит предлоги этого падежа. На странице о предложном падеже учащиеся подписывают на рисунке слова с предлогами этого падежа.

Например: «НА ДЕРЕВЕ, В ДУПЛЕ, О ПТИЦЕ, ОБ ОСИНЕ, НА КАРТИНЕ…» или творительный падеж: «ЗА ТУЧЕЙ, ПОД ДОЖДЁМ, ПОД ЗОНТИКОМ, С СОБАЧКОЙ…». Работу можно организовать индивидуальную и групповую.

Такая деятельность учащихся, бесспорно, способствует развитию их познавательно-творческой активности, внимательному наблюдению над употреблением слова в речи, сокращает время запоминания младшими школьниками данной темы.

Литература: Соловьёва Т.А. Дидактические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе: Теоретико-экспериментальное исследование. - Псков, 1999