Интегрирование учебных предметов как один из способов повышения эффективности урока

Разделы: Начальная школа


Мечта каждого учителя – воспитать ученика знающего, умеющего самостоятельно мыслить, задавать себе вопросы и находить на них ответы, ставить перед собой проблемы и искать способы их решения.

Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. И поэтому в настоящее время и педагогика в целом, и каждый учитель в отдельности все чаще задаются вопросами: чему учить и как учить? Какое образование нужнее: техническое или гуманитарное? Каким предметам нужно отдавать предпочтение в школьном курсе? И это всего лишь маленькая часть проблем сегодняшней школы.

Повсеместно на уроках широко используются межпредметные связи. Но они воспринимаются учениками как дополнение и расширение темы урока.

Необходимо по-новому смоделировать процесс передачи знаний, социального опыта от учителя к ученику, организовать сотворчество учителя и ученика, ученика и ученика.

Решение проблемы – в использовании инновационной технологии интегрированного урока.

Под интеграцией понимается процесс сближения и связи наук, состояние связанности отдельных частей в одно целое, а также процесс, ведущий к такому состоянию. Кроме того, интеграция рассматривается как психолого-коррекционный принцип, направленный на развитие и содержательное наполнение эмоционально-чувственной и интеллектуальной сферы ребенка.

Уровни интеграции могут быть различными. В своей практике я пыталась интегрировать и два, и три предмета, но остановилась на интегрировании двух предметов, так как считаю такой уровень интеграции наиболее доступным для начальной школы.

Интеграционные связи хорошо устанавливаются между:

  • математикой и окружающим миром,
  • русским языком и окружающим миром,
  • литературным чтением и математикой,
  • русским языком и литературным чтением,
  • литературным чтением и музыкой,
  • литературным чтением и ИЗО,
  • окружающим миром и технологией.

При интеграции содержания различных предметов один из них является главным и задаёт тему, а наряду с нею размещается и даётся материал из других учебных предметов.

Интегрированный урок в большинстве своем ограничен временными рамками одного урока, проводится в одном классе, имеет цель не только закрепить, но и решить новую учебную проблему, всегда направлен на совместное творчество учительского и ученического коллектива во время проведения урока и при подготовке к нему.

Чередование видов деятельности во время проведения интегрированных уроков снижает утомляемость отделов головного мозга, создает комфортные условия для ребенка как личности, позволяет избежать ситуации, когда тот или иной предмет попадает у школьников в разряд нелюбимых, повышает успешность обучения.

Опыт проведения таких уроков показал, что ребенку предоставляется великолепная возможность проявить себя в позиции творческого субъекта, включиться в деятельность с целью самореализации, проявить свой интерес и активность, шире развить познавательные процессы и сферы межличностного общения.

Итак, теперь можно подвести общий итог того, почему я считаю, что имеет смысл использовать интегрированные уроки как новую форму урочной деятельности.

Во-первых, потому что он выходит за рамки общепринятых норм – обучающих, развивающих и воспитывающих, как желательная форма в дополнение к привычной школьной урочной жизни.

Во-вторых, потому, что необходимость совместной реализации поставленной проблемы урока требует от учителей тонкого настроя на эмоциональную обстановку в классе, на изменяющуюся ситуацию во время урока и друг на друга. Ведь любой, даже тщательно подготовленный и методически разработанный урок в момент его проведения всегда требует от учителя гибкости и способности к импровизации.

В-третьих, задействованный в процессе урока механизм одновременно-последовательного преподавания выстраивает наряду со старой (учитель -ученик, ученик – ученик) и новую воспитательную линию общения учитель -учитель, которая, по моему мнению, ближе стоит к форме межличностного общения человек – человек.

Каждый урок имеет свою цель, система уроков обучает, многолетнее обучение дает всестороннее развитие. К какому результату может стремиться наш интегрированный курс? Он способен каждый раз расширять творческие задачи познавательной деятельности.

Проведение интегрированных уроков можно рассматривать не только как возможность в удобной форме раскрывать и объединять в целостный образ многоликости мира, но и методично формировать познавательную активность школьников.

Не следует злоупотреблять проведением интегрированных уроков, так как слишком частое использование данной формы урока может привести к обратному результату – снижению познавательной активности обучающихся к изучаемым предметам.

Интегрированный урок (окружающий мир + математика) в 3-м классе
(программа “2100”)

Тема: “Пётр 1”, “Трёхзначные числа”.

Оборудование: магнитная доска, река времени Российской истории на ватмане, карточки с заданиями для групповой и парной работы; компьютер с проектором, диск с презентацией, у детей – заранее заготовленные картонные фигурки.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Психологический настрой. (Приложение 1)

– Что вас удивляет в жизни? Удивление встречает нас часто. А моё удивление вызывает солнце. Оказывается, оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться. Протяните руки к солнцу. Щедрые солнечные лучи, как нежные руки мамы, обнимают, гладят, согревают нас своим теплом. В душе наступает покой и благодать. Нам хочется смеяться и радоваться новому дню. Волшебное солнце растопило все обиды, болезни, грусть и печаль. Оно наполнило сердце добротой и любовью.

ВСЕ:

Свет солнца в ладони возьму
И к сердцу я приложу.
И станет вокруг всё добрее,
Нежнее, светлее, милее.

Вот с таким настроением мы и начнём урок. На уроке вас ждут открытия. Какими они будут: большими или маленькими? У каждого они будут свои.

Сегодняшний урок математики необычный. Это путешествие по реке времени Российской истории. А значит это еще и какой урок? (окружающего мира)

Работать будем под девизом “Никто не знает так много, как все мы вместе”

Проведём историческую разминку, посчитаем.

III. Устный счёт.

– 900 уменьшить в 100 раз.

– Чему равно произведение чисел 22 и 4.

Дата 988. Что она значит в истории России? Кто повелел всем жителям России принять христианство.

– Частное чисел 100 и 10 увеличить на 2.

– 420 уменьшить в 10 раз.

Дата 1242. Какое событие относится к этой дате? Какой князь командовал русским войсками в битве?

– Делимое 65, делитель 5. Чему равно частное?

– Найдите разность чисел 100 и 20.

Дата 1380. О каком событии поведала вам эта дата? Как после битвы на Куликовом поле был прозван князь Дмитрий Иванович?

– Частное чисел 800 и 100 увеличить в 2 раза.

– Произведение 40 и 2 увеличить на 2.

Дата 1682. Говорит ли вам о чём-нибудь эта дата, с какой исторической личностью мы её связываем?

Какое число лишнее? Почему? Дайте характеристику этого числа.

Найдите в Галерее исторических личностей новое для вас имя.

Итак, тема нашего урока окружающего мира “Пётр 1”, а математики – “Трёхзначные числа”.

IV. Постановка проблемной ситуации (схема “реки времени“ на экране)

Давайте найдем имя этого царя “на реке времени”

Что произошло с течением “реки времени” в годы правления Петра I? (Река ударилась о скалу и изменила свое направление). На этом уроке нам нужно узнать, почему река времени сделала поворот, и какие события определили начало нового времени в истории России.

Работа в группах (Приложение 2)

Поработайте в группах, вспомните устав групповой работы. Ответьте на вопрос: Какие изменения произошли в России во время правления Петра 1? Для ответа воспользуйтесь иллюстрацией учебника на странице 28.

– Новое летоисчисление.

– Создание армии.

– Создание флота.

– Открытие новых школ, издание газет. Создание академии наук.

– Строительство заводов.

– Новая столица России – Санкт-Петербург.

Чтение детьми стихотворения

А.С.Пушкин. Отрывок из поэмы “Медный всадник”.

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел. Пред ним широко
Река неслася, бедный челн
Под ней стремился одиноко.
По мшистым, топким берегам
Чернели избы здесь и там,
Приют убогого чухонца;
И лес, неведомый лучам
В тумане спрятанного солнца,
Кругом шумел. И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги будут в гости к нам,
И запируем на просторе.

VI. Физминутка.

VII. Работа над задачей.

Строительство нового города требовало большого количества строительного материала. Поработаем над задачей и узнаем, как это происходило.

Задача.

Для строительства Санкт-Петербурга ежедневно доставлялось 400 подвод камня, подвод со стеклом в 2 раза меньше, чем с камнем, а с песком на 150 подвод больше, чем со стеклом. Сколько подвод строительного материала доставлялось в Санкт-Петербург ежедневно?

Выберите из предложенных нужную схему.

Посовещайтесь в паре и заполните схему.

Запишите решение задачи и ответ в тетради.

VIII. Тест (работа в парах). (Приложение 3)

В результате – слово ВЕЛИКИЙ.

IX. Итог урока.

Подходит ли это слово к деятельности Петра 1? Благодаря чему Россия превратилась в одно из сильнейших государств в Европе?

Почему Петр I столько делал для России и сам трудился, не покладая рук? (Любовь к родине).

То академик, то герой.
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

А.С. Пушкин.

На следующих уроках мы продолжим составлять галерею исторических личностей, оставивших яркий след в истории России.

Современная Россия называется… Российская Федерация. Какие еще вершины покорятся России , как она будет жить, развиваться, зависит от вас: от того, как вы умеете трудиться, дружить, любить своих родных, свой дом, свой лицей, свой город, свою Родину. На каждом из вас лежит большая ответственность за будущее нашей страны. Вы – жители XXI века перевернете страничку Российской истории и река времени продолжит свой бег. Какие еще скалы встретятся на ее пути пока тайна. Надеюсь, вы готовы ее постигнуть. Расположите свои фигурки на реке времени. (Заготовленные заранее фигурки из бумаги, символизирующие каждого из них, ребята прикрепляют на ватмане с изображением реки времени Российской истории.)

X. Рефлексия. Я: повторил, запомнил, узнал, удивился, горжусь.

Сначала время благосклонно к нам
И вместе с молодостью в изобилье
Рукам дарует силу, свет – глазам.
Уму дает мечту и сердцу – крылья.
Оно нам зажигает свет зари.
В весеннем небе зажигает звезды.
И каждому из нас твердит: “Твори!”
Дерзай, лети, ты для полета создан!