Одним из стратегических направлений развития детской логопедии является углубленная разработка основного содержания и методов раннего воздействия на первых этапах становления вербальной коммуникации у детей.
У дошкольников младшего возраста отграничение темповых задержек речевого развития от случаев дизонтогенеза по типу раннего проявления системного нарушения всех сторон речи представляет собой достаточно сложную медико-психолого-педагогическую проблему. Приоритетная роль в точной диагностике отводится собственно коррекционным занятиям, в процессе которых подтвердятся педагогические заключения о характере речевого нарушения у ребенка.
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Известно, что для развития разных психических функций, в том числе и для речи, существуют оптимальные, наиболее благоприятные сроки. Развивая научные положения о сенситивных периодах развития, Л.С. Выгодский отмечал, что если ребенок до трех лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому.
В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей приобретает особое значение для их полноценного развития и обучения.
К тому же обновление содержания дошкольного образования выявило очевидной необходимость ранней корректировки речевого развития ребенка.
Ежегодно в нашем детском саду проводится плановое экспресс-обследование состояния звукопроизношения и речевого развития детей средней возрастной группы (4,5-5 лет). Результаты показывают резкое увеличение количества детей с проблемами в развитии речи. При этом отмечается не только нарушение произношения звуков, но и не способность детей различать эти звуки, трудности в произношении слов различной слоговой структуры, не достаточный возрасту словарный запас, грубые аграмматизмы и низкий уровень развития связных высказываний.
Результаты речевого обследования детей среднего возраста (4,5 – 5 лет)
Год обследования | 1992 | 1993 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Всего детей (чел.) | 42 | 30 | 28 | 30 | 30 | 50 | 40 | 40 | 46 | 52 | 42 | 42 | 42 | 42 | 44 |
С реч.наруш. (чел.) | 14 | 16 | 17 | 17 | 20 | 30 | 28 | 27 | 29 | 31 | 30 | 32 | 32 | 34 | 40 |
Все чаще нарушения речи становятся не самостоятельным дефектом, а входят в состав других, более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребенка и влекут за собой серьезные негативные последствия для развития ребенка в целом. Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка уже имеются отклонения в развитии некоторых психических функций (например, внимания, слухового восприятия, памяти, самоконтроля). Все логопедические проблемы у детей в настоящее время значительно “помолодели”. Поэтому очень важно во время выявить речевые трудности, разобраться в их причинах и как можно раньше приступить к их коррекции.
У неговорящих или плохоговорящих детей уже вырисовывается серьезная задержка речевого развития. У ребенка могут быть определенные мозговые нарушения, в результате которых он не понимает обращенную к нему речь, он ее как бы не слышит. Очевидно, в этом случае он не может и научиться говорить. Поэтому, в первую очередь, надо выяснить, понимает ли ребенок речь окружающих.
В связи с этим мы предложили воспитателям, работающим с детьми раннего возраста, отметить фактические показатели понимания речи малышами и их собственной активной речи в форме анкеты. А старшая медицинская сестра детского сада представила нам данные биологического анамнеза каждого ребенка, из которых выяснилось, что 48% детей раннего возраста в нашем ДОУ имеют отягощенный анамнез: ППЦНС, обвитие пуповины вокруг шеи, церебральная ишемия, внутриутробная гипотрофия, внутриутробная гипоксия, кефалогематома головного мозга.
Полученные данные анкетирования мы сопоставили с показателями речевого развития детей в норме. Оказалось, что почти половина детей раннего возраста (49%) в нашем дошкольном учреждении испытывает затруднения в понимании обращенной к ним речи, а активная речь у 69% детей не соответствует возрастной норме по отдельным показателям.
Параметры оценки речевого развития детей раннего возраста
Понимание речи | Активная речь | |||||||||||
Ф. И. ребенка | Запас понимаемых слов недостат. | Отыскивает по слову взрослого однородные предметы | По слову взрослого отыскивает изображения знакомых действий | Понимает короткий рассказ без показа о событиях, бывших в опыте ребенка многократно | Понимает рассказ без показа о собы-тиях, опирающихся на прошлый опыт в новой ситуации | Понимает содержание текстов о событиях, которые сам не видел, но отдельные элементы знакомы | Пользуется лепетом, облегченными словами | Пользуется словом в момент сильной заинтересованности | Пользуется двусловным предлож.Облегченные слова заменяет правильными | Пользуется 3-х словными предложеиями | Пользуется многословными предложениями | Пользуется придаточными предложениями |
Показатели речевого развития детей раннего возраста МДОУ №2
Всего детей (от 1,5 до 3,3 лет) |
С отягощен-ным анам-незом | С нарушени-ем понима-ния обращен-ной речи | С наруше-нием активной речи |
61 чел. | 29 чел. | 30 чел. | 42 чел. |
100 % | 48 % | 49 % | 69 % |
Анализ речевого развития детей раннего возраста
1 – дети раннего возраста (от 1,5 до 3,3 лет);
2 – дети с отягощенным анамнезом;
3 – дети с нарушением понимания обращенной
(импрессивной) речи;
4 – дети с нарушением активной (экспрессивной)
речи.
Раннее предупреждение, диагностика и коррекция речевых нарушений – одна из актуальных проблем современной логопедии. И решать эту проблему нам придется в тесном сотрудничестве с родителями. Именно с них начинается работа с неговорящими детьми.
Поэтому мы предложили родителям анкету, рекомендованную ИКП РАО (Громова О.Е., канд. пед. наук, ст. науч. сотрудник), которая не имеет аналогов в отечественных методических изданиях по логопедии. Она ориентирована на изучение особенностей речевого поведения ребенка от 1года до 2-2,5 лет в ситуациях, которые подразумевают необходимость использования вербальных средств общения. Мы поставили задачу, чтобы родители, заполняя эту анкету, смогли проанализировать собственное речевое поведение, задуматься о том, какие возможности для стимуляции речи своего ребенка они используют.
Акцент в анкете делается на описание особенностей речевых проявлений ребенка во время основных режимных моментов: при подготовке ко сну, кормлении, на прогулке, во время самостоятельной игры, при взаимодействии с взрослым.
В результате такого опроса нами было выяснено, что родители малоговорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают такие ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребенка. Они не подзывают его к телефону (“Иди, поговори с бабушкой”), не спрашивают его мнения о том, что он хочет получить на завтрак или обед (“Яйцо или кашу? Чай или молоко?”), не тренируют ребенка сообщать о своих физиологических отправлениях, не стимулируют малыша “договаривать” нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым.
Родители по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: “Он все понимает, только ленится”, или: “ Он весь в папу” (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или: “С мальчиками всегда так”. Действительно, многие дети начинают говорить после 2, 5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии уже есть.
Другие родители, напротив, много читают, ищут выход из ситуации, но, четко следуя советам, не могут или не хотят признать, у всех детей разные стартовые возможности, и удивляются: “Я все делаю, как рекомендуется, не сюсюкаю, говорю полными словами, много читаю, ставлю для прослушивания аудиокассеты. А он по-прежнему молчит”. Таким родителям приходится объяснять, что они награждают ребенка непосильной работой. Да, один малыш легко встанет на ножки и потопает сам, без посторонней помощи, а другой будет долго ходить по стенке, и ему придется специально формировать, корригировать походку. Так же и с речью. Если родитель видит, что ребенок не справляется, он должен помочь ему облегчить задачу. Некоторые искренне удивляются совету использовать в общении с ребенком звукоподражания, лепетные слова ку-ку, би-би, бай-бай: что вы, мы это делали, когда ему был годик, сейчас мы говорим только “машина”, “полотенце”.
Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если у них в этом есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются только с теми взрослыми, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Развитие активной речи довольно часто задерживается как в семье, так и в детском саду. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.
В любом случае, мы считаем необходимым познакомить родителей с основными правилами речевого развития ребенка раннего возраста:
“Если Ваш ребенок не может заговорить”…
- Больше говорите с ребенком, озвучивая все действия (кормление, купание, одевание), комментируя окружающее, не боясь повторения одних и тех же слов, произносите их четко, терпеливо, доброжелательно.
- Развивайте понимание речи, используя простые конструкции типа Дай ручку, Где ножка? Опирайтесь на то, что ребенку доступно. Неоднократно повторяйте уже усвоенное.
- Используйте в речи наряду с полными словами их упрощенные варианты: машина - би-би, кукла - ля-ля, упал - бух.
- Пойте ребенку перед сном. Лучше не менять часто репертуар.
- Вызывайте желание подражать взрослому. Это возможно, когда сочетаются эмоциональная заинтересованность и доступность слов, которые ребенок произносит во время совместных игр (прятки - ку-ку, паровозик - ту-). Можно вместе удивляться увиденному:“Ух, ты!”. Первые слова, произносимые на эмоциональном фоне, могут быть междометиями: ой, ай, ух. Ребенку позволительно повторять только гласные.
- Почаще рассказывайте, читайте первые детские сказки, стихи. Побуждайте досказывать слова по мере речевой возможности.
- Не перегружайте ребенка телевизионной, видео-, аудиоинформацией. При чтении сокращайте текст до понятных фраз.
- Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит. Не проявляйте излишнюю тревогу: у каждого свои сроки, свои проблемы.
- Не говорите при ребенке о его отставании.
- Не дожидаясь, пока ребенок заговорит, начинайте его учить различать предметы по размеру (большой–маленький), соотносить цвета, форму (дай такой же), количество (один-много).
- Проводите массаж пальчиков рук и ладошек, игры типа “Сорока-белобока”.
А что бывает в детских садах? Наблюдения показывают, что воспитатели много общаются с детьми, говорят с ними, но зачастую предложения воспитателя не направлены на то, чтобы вызвать активную речь детей. “Сережа, построй домик”, “Валя, положи куклу спать”,- все поручения были направлены на понимание речи, и дети, как правило, выполняют их молча. Поэтому совершенно необходимо в работе с детьми поддерживать в них любое обращение, переводя его постепенно в речевое, оформляя его словом. Особенно действен прием неожиданного появления предмета или его изображения, которые непроизвольно вызывает у ребенка слово, эмоциональные возгласы.
Ранний возраст обладает огромными возможностями для речевого развития ребенка. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. К 7 мес. Мозг ребенка увеличивается в 2 раза, к 1,5 годам - в 3 раза, а к 3-м составляет уже ? массы взрослого человека. Именно в этом сенситивном периоде закладываются основы интеллекта, мышления, высокой умственной активности. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста - это речь. К 3-м годам в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга (в лобной доле - речедвигательный центр речи Брока, в височной - речеслуховой центр Вернике, в затылочной области формируется центр письменной речи), ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 года – 300-400, к 3-м годам – 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
И специалисты, и родители должны знать, что в раннем возрасте можно говорить лишь о возможных негативных тенденциях в развитии речи ребенка, а не выносить окончательный вердикт о нарушении его речевого развития. Даже малоговорящий ребенок, при соответствующем внимании со стороны взрослого, способен добиться значительного прогресса в развитии в своей речи в течение достаточного периода времени. Опыт показывает, что после двух-трех месяцев целенаправленного внимания к развитию детской речи со стороны родителей, которые используют в ежедневном общении с ребенком игры и тренировочные упражнения, рекомендуемые логопедом и воспитателем, малыш добивается заметных успехов в накоплении и активизации своего словарного запаса.
У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга – речи. Различные неблагоприятные факторы, прежде всего, влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.
Причины задержки в развитии речи детей различны: это и состояние его анамнеза, и частые заболевания малыша, ослабляющие его организм, и недостатки педагогических воздействий, и сложная адаптация к новым условиям жизни в дошкольном учреждении и другие. Такие дети нуждаются в своевременной квалифицированной помощи невролога, логопеда, психолога, что в значительной мере ускорит ход речевого и умственного развития малышей.
Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания.
Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяют с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не на столько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими детьми и взрослыми.
Работа с любым ребенком начинается с установления контакта. В случае с неговорящими детьми важно не отпугнуть их настойчивым “скажи”. На первых порах лучше не требовать от них речевой активности. Можно посоветовать применять различные игры с игрушкой, заинтересовавшей ребенка. Игры типа “Делай, как я” (покачай куклу, покатай мячик, поставь машину в гараж) вызывают его на безречевое, а в последствии - на речевое подражание.
Следующий этап – привлечение к занятиям. Работа ведется по нескольким направлениям:
- развитие понимания речи, простейших инструкций (дай ручку, покажи носик);
- побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка. Здесь применяются различные виды пряток (ищем игрушку, часть тела, самого ребенка), рассматривание семейных фотографий;
- побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса (Что это? Что там?). Используются книжки-раскладушки, игрушки в сухом бассейне, в коробочке, в завернутой бумаге. Главное - привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями (ай, ой, ух), расположить к речевому подражанию, повторению наряду с лепетными обычных слов (ля-ля, сова);
- работа над пальчиковой и артикуляционной моторикой, дыханием, уточнением (но не постановкой) отдельных звуков раннего онтогенеза, развитием речевого слуха и внимания, формированием умения передавать отдельные ритмы, уточнением и расширением пассивного словаря по лексическим темам, объединенным общей ситуацией (Мы играем; Мы едим; моя комната);
- развитие сенсорной базы (цвет, форма, размер,
количество);
- стимуляция развития зрительного и слухового
внимания, памяти, произвольной регуляции
деятельности.
Говоря о становлении у детей активной речи, следует обратить внимание на развитие тонких движений пальцев рук, которое стимулирует речевое развитие ребенка. На основании многочисленных обследований детей было установлено, что уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, а вот с уровнем развития общей моторики совпадает не всегда.
Сейчас дефектологами точно установлено, что грубая переделка левшей в правшей в большинстве случаев приводит к различным расстройствам речи и даже к заиканию.
В невропатологии уже давно имеются наблюдения, подтверждающие тесную связь функций речи и руки. Так, при травме или кровоизлиянии в речевой моторной области в левом полушарии у человека не только утрачивается речь, но и тонкие движения пальцев правой руки, хотя сама область двигательной проекции пальцев оставалась не затронутой.
Объяснить подобное явление помогают анатомические отношения. Оказалось, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны.
На этом рисунке наглядно представлена огромная площадь проекции кисти. Это так называемый гомункулус (человечек) Пенфилда. В нем проекция всех частей тела в двигательной области (передняя центральная извилина) показаны не только черточками, но и в образной форме. Именно величина проекции кисти и ее близость к моторной речевой зоне подтверждают вывод о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.
Говоря о тренировке движений пальцев рук, нельзя не упомянуть о леворукости. Часто левшей называют амбидекстрами, т.е. имеющим две правые руки, ведь они стремятся все сделать левой рукой, а окружающие взрослые учат их владеть правой. Плохо это или хорошо быть левшой? Скорее, хорошо: ведь при тренировке обеих рук речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. Невропатологи считают это страховкой от потери речи при поражении левого полушария. Учитывая это, мы считаем более правильным у всех детей стараться развивать обе руки – это только полезно.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кистей и пальцев рук, сейчас особенно популярны, потому что уровень моторного развития рук в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи. И если руки развиты недостаточно, то это чаще всего свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.
Основные задачи занятий по развитию у детей пальчиковой моторики:
- Развитие хватания.
- Развитие согласованных движений обеих рук.
- Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.
- Формирование ручных умений: расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний; умение пользоваться игрушечной иголкой.
- Развитие осязания.
- Развитие мышления и воображения.
Малыши часто с трудом осваивают действия, направленные на развитие движений рук и мелкой моторики пальцев. Поэтому при проведении занятий необходимо соблюдать следующие условия:
- не допускать переутомления детей – сначала длительность занятия не должна превышать 5-10 минут, постепенно ее можно увеличить;
- уровень сложности игры должен соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка;
- обыгрывать сюжеты занятий, чтобы заинтересовать малышей;
- занятия проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
Работа с детьми строится по принципу постепенного повышения уровня сложности заданий. Для закрепления движений полезно неоднократно предлагать малышам одни и те же задания, по-разному обыгрывая их и используя разные материалы.
Специальные игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, довольно трудны для маленьких детей. В этом возрасте руки малышей еще недостаточно развиты, движения неловкие, неуклюжие.
Дети еще не умеют регулировать силу, точность, направление движений. Часто отсутствие умений или их недостаточная сформированность сердит и расстраивает малышей.
В случае затруднения они могут потерять интерес к игре. Чтобы этого не произошло, помогите малышу: еще раз покажите ему, как нужно выполнять то или иное действие, или возьмите его руки в свои и выполните действие совместно. Во время занятия следите за соблюдением мер безопасности – не позволяйте детям брать в рот мелкие предметы и детали.
Анализируя пути решения актуальной проблемы развития и воспитания детей раннего возраста в условиях нашего ДОУ, мы пришли к выводу, что логопедическая работа с детьми раннего возраста должна начинаться с формирования у них общих речевых навыков, которые предполагают:
- Развитие понимания обращенной речи.
- Развитие мелкой моторики пальцев рук.
- Развитие артикуляционной моторики (отработка основных движений языка и положений губ, необходимых для четкого и правильного произношения звуков речи).
- Развитие плавного длительного выдоха, постановка нижнедиафрагмального дыхания.
- Развитие чувства ритма (слушать и повторять ритм звучания музыкальных инструментов и игрушек).
- Пальчиковую гимнастику.
Благодаря занятиям в специально подготовленной предметно-пространственной среде ребенок получает возможность для полноценного речевого развития.
Список используемой и рекомендуемой литературы:
1. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте. – М.,1996.
2.Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами до 3 лет. Ярославль, 1996.
3. Гришина А. В. Игры-занятия с детьми раннего возраста. М., 1988.
4. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2-4 лет. М., 2004.
5. Жукова Н. С. Учимся, играя. М., 1998.
6. Зворыгина Е.В. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. М., 1985.
7. Краузе Е.Н. Логопедия. Логопедические занятия с детьми раннего возраста. М., 2006.
8. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. М., 2004.
9.Репина З. А. Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста. Екатеринбург, 2004.
10. Стребелева Е.А. Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 2-3 лет. М., 1994.
11.Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. Н. Новгород, 1995.
12. Янушенко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. М., 2003.