Цель: закрепление алгоритма работы по написанию безударного окончания имени существительного.
Задачи:
- совершенствовать навык правописания безударных окончаний имён существительных;
- развивать умение продолжить рассказ;
- обогащать словарь учащихся;
- развитие основных мыслительных операций: памяти, рефлексии, умозаключения, анализа;
- показать богатство русского языка, воспитание любви к языку;
- воспитание любви к природе.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Чистописание.
На доске карточки со словами: тишина, территория,, труд, ловкость, окрестность, шляпка, весёлый.
(подчёркнутые буквы закрыты)
У: Сформулируйте задание к этим словам.
Д: Вставить пропущенные буквы, подбирая проверочные слова.
Задание выполняется устно, пропущенные буквы открываются.
У: Посмотрите на вставленные буквы. Элементами нашего чистописания сегодня будут буквы не звонких и не глухих звуков, не мягких и не твёрдых, не согласных звуков. Какие это буквы?
Д: Буквы гласных звуков: е, и.
На доске элементы чистописания: еи ееи ееии еееии
У: Определите закономерность и продолжите строку чистописания.
3. Определение темы и целей урока.
У: Какое слово на карточках лишнее? Почему?
Д: Слово весёлый, т.к. это имя прилагательное.
Карточка со словом убирается.
У: На второй строке чистописания напишите оставшиеся выделенные буквы, заменяя их заглавными, по одному разу.
Дети выполняют.
Подумайте, что могут обозначать эти буквы?
Д: Это буквы названия падежей.
У: Установите взаимосвязь падежей с буквами первой строки чистописания.
Д: Они являются окончаниями существительных в различных падежах.
У: А кто догадался, какой будет тема нашего сегодняшнего урока?
Д: Правописание окончаний имён существительных.
У: Какие окончания у существительных вызывают у нас трудности?
Д: Безударные.
У: Тема урока: Правописание безударных окончаний имён существительных.
У: Вставляя пропущенные слова, определим цели нашего урока.
На доске написаны цели:
Учиться находить и делать правильный выбор при :::::::::.
(Учиться находить и делать правильный выбор при написании безударного окончания существительного)
4. Работа по алгоритму определения окончания, развитию речи.
На доске написаны словосочетания: о лесной красавице, при большой осторожности, с золотым орешком, у рыженькой малышки, к запасливой хозяйке.
У: Сформулируйте задание к данным словосочетаниям.
Д: Вставить попущенные окончания.
Задание выполняется в тетради, ученики выходят по одному к доске.
Чётко проговариваем алгоритм работы, параллельно на доске учитель записывает:
1. склонение
2. падеж
3. вспомогательное (опорное) слово
4. окончание
У: О каком зверьке можно говорить, используя все эти словосочетания?
Д: О белке.
Учитель читает рассказ о белке, сопровождая каждую часть слайдом.
У: Какой это текст?
Д: Художественный.
У: Сколько слайдов увидели?
Д: Три.
У: Сколько частей в тексте?
Д: Три.
У ребят на партах листочки с текстом.
Однажды в туристическом поход я зашёл в таёжную глушь. Мох лежал между стволов деревьев аккуратным коврик . Вокруг стояла удивительная тишина. Изредка на сосенк поскрипывала ветка.
И тут я увидел, что по тёмному мху ко мне бесшумно скачет белочка, совсем не похожая на своих городских подружек. Она была крупной, с пышным хвостик . Такая белочка могла бы грызть орешки в сказк о Царе Салтан .
Я замер и залюбовался. А белка, проваливаясь лапками в мох, прыгала прямо ко мне. Вот она остановилась, и наши взгляды встретились. Большие, раскосые глаза смотрели без страх . Я не двигался, боялся спугнуть белочк .
на была крупной, с пышным хвостик . Такая белочка могла бы грызть орешки в сказк . своих городских подружек.
У: Возьмите листочки с текстами. С выполнения какого задания мы начнём работу с текстом?
Д: мы должны вставить пропущенные окончания.
Учитель напоминает, что работаем, следуя схеме, алгоритму.
Дети выполняют задание самостоятельно. Фронтальная проверка.
У: С какими словами не было необходимости проводить всю работу?
Д: Со словом белку, без страха, окончание этого слова не вызывает сомнений.
У: Окончания с какими буквами требуют проверки?
У: Отложите листочки, переверните их.
5. Физминутка.
Релаксационная музыка, слайд-шоу о белках.
6. Творческая работа.
У: Давайте попробуем вспомнить, восстановить весь текст. Помогут нам слайды. Каждый слайд - определенная часть текста.
Ребята восстанавливают, составляют рассказ.
У: Придумайте заключительную часть рассказа, 2-3 предложения. Запишите их на свободных строчках под текстом.
Можете использовать все слова и словосочетания, которые были рассмотрены на уроке.
Если кому-то сложно справиться с заданием самостоятельно, то можно взять опорные слова на столе учителя.
Слова напечатаны на листочках:
прыгнула в сторону, ушла в вышину, настоящая белка, ни в сказке сказать, ни пером описать, добралась до сосны.
Дети заканчивают рассказ. Зачитывают.
У: чего не хватает в наших текстах?
Д: Заглавия.
Ребята придумывают и записывают заголовки. Зачитывают.
7. Самостоятельная работа.
У: Найдите в записанных предложениях имена существительные, определите их падеж, выделите окончания.
Возможный запасной вариант работы.
Ребятам предлагается заключительная часть текста.
Вдруг скрипнула ветка. Белочка отпрыгнула в сторону и стремительно добралась до сосны. На дереви она покрутилась и скрылась в дупле. Теперь я знаю, какими должны быть эти настоящие лесные красавицы.
После прочтения ребятам предлагается найти ошибку, исправить её.
8. Подведение итогов.
У: Итак, когда нужно проверять окончание существительного?
Д: Когда оно находится в безударной позиции.
У: Как это делать?
Ребята проговаривают весь алгоритм.
У: Как вы считаете, мы достигли целей урока?
9. Домашнее задание.
Найти в энциклопедическом словаре или справочнике, какие звери относятся к семейству беличьих, эти слова просклонять, с одним из них составить 2-3 предложения и в этих предложениях найти имена существительные, выделить их окончания.
10. Подарок детям.
На память о сегодняшнем уроке мне хотелось бы подарить каждому из вас такую открытку-памятку. Пусть она напоминает вам о необходимых действиях для правильного написания безударных окончаний существительных.