ЦЕЛИ:
- обобщить теоретические знания об именах прилагательных;
- развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте,
- раскрыть красоту зимней природы,
- закрепить орфографические навыки правописания окончаний прилагательных,
- определять род и число,
- воспитывать бережное отношение к природе, интерес к поэзии и сказкам, аккуратность, самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- таблицы "Имя прилагательное",
- сигнальные карточки с родовыми окончаниями прилагательных,
- карточки для индивидуальной работы,
- сигнальный круг с безударными гласными,
- портрет А.С.Пушкина,
- зимние пейзажи,
- диадемки (существительное, прилагательное).
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ПЯТИМЯНУТКА.
Учитель читает наизусть стихотворение Ф.Тютчева о зиме:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой:
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В нем никто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
Уч.: Какое время года описывает поэт?
Д.: Тютчев описывает зиму.
Уч.: Докажите это словами из стихотворения.
Д.: "Чародейкою зимою", "под снежной бахромою", "сном волшебным очарован", "цепью пуховой", "зимнее солнце", "ослепительной красой".
Уч.: С помощью каких слов автор передает красоту зимней природы?
Д.: Снежная, ослепительная, пуховая.
Уч.: Какие это части речи?
Д.: Это имена прилагательные.
ПОСТАНОВКА ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ.
Уч.: Сегодня поговорим о зимушке-зиме, а о красоте природы нам помогут рассказать наши друзья - имена прилагательные. Одновременно с этим будем повторять все, что знаем о прилагательном. Вешаю плакат.
Я - прилагательное. 1. Что обозначают имена прилагательные ? 2. Какими членами предложения являются прилагательные? 3. Как связаны между собой в речи имена существительные и имена прилагательные? 4. Какую смысловую нагрузку несут имена прилагательные в тексте? 5. Как вы думаете, почему в учебниках сначала изучается имя существительное, а потом имя прилагательное, а не наоборот? |
ЧИСТОПИСАНИЕ.
Уч.: Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут так. (Образец записан на доске)
еое ыое иоы
Читаем вторую строку. Что она напоминает?
Д.: Окончания имён прилагательных.
Уч.: Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделить соединения на группы. Объяснить свои действия.
Д.: Первые три группы - окончания прилагательных женского, мужского, среднего родов, четвертая группа - окончания прилагательных множественного числа.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Двое учащихся выходят к доске и читают наизусть стихотворение.
Ученик 1.
Очень занимательное
Имя прилагательное.
Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Ну представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получиться?
Стоит разве мучиться?
Ученик 2.
Не скажем мы "прекрасное",
Не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая",
"Красивая", "любимая".
Отцу, и брату, и сестре
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-гательные.
Чтобы всё отличным стало,
Разных признаков немало.
Будем всюду замечать
И к месту речи их вставлять.
Уч.: Для чего же в нашей речи используют прилагательные?
Д.: Чтобы называть признаки предметов. Точно описывать предмет. Чтобы делать нашу речь выразительной.
Уч.: Какие признаки предметов вы знаете? (Вес, цвет, вкус, запах, размер, высоту и т.д.)
СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ.
Существительное + прилагательное, используя слова левого столбика и признаки предметов из правого.
Дети: Вместе служба - вместе дружба (надевают диадемки).
М:лина, за:ц | цвет |
Сах:р, пом:дор | вкус |
Пер:ц, с:рень | величина |
М:дведь | запах |
Д.: Сладкая малина, маленький заяц, белый сахар, красный помидор, горький перец, душистая сирень, большой медведь.
Проверка безударных гласных с помощью сигнального круга.
Уч.: Назвать слова антонимы.
Сладкий - горький, маленький - большой.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали,
На носочки потянулись
И друг к другу повернулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ.
Стр. 42, упражнения № 359, № 360. 1 вариант № 359, 2 вариант № 360.
Слабые, по карточкам:
Ленивый - лень Б:льшой - : Л:сная - : М:сной - : Ш:рокая - : М:рская - : |
Рисунок + прил. Б:лет +: Дев:чка + : П:нал + : За:ц + : П:льто + : |
ПИСЬМО ПО ПАМЯТИ
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В прозрачное стекло.
ЦИФРОВОЙ ДИКТАНТ.
Уч.: Под определенными номерами записаны окончания прилагательных. Я буду диктовать словосочетания прилаг. + сущ. Вам нужно определить, какое окончание у прилагательного и записать цифру, под которой находится окончание.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
ая | ое | ый | ые | яя |
1,3,5,2,4,3,5 - взаимопроверка.
На доске портрет А.С. Пушкина, пейзажи зимней природы.
- Александр Сергеевич Пушкин родился более 200 лет назад, а его стихотворения и сказки остаются наиболее любимыми детьми, многие из стихотворений вы знаете наизусть.
Чтение отрывков из стихотворений детьми.
1 ученик.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый
К нам в окошко застучит.
2 ученик.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
3 ученик.
Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запрячь?
Строки из каких стихов услышали?
Д.: Зимнее утро. Зимний вечер. Зимняя дорога.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Просклонять словосочетания, выделить окончания прилагательных.
Уч.: Выписать словосочетания прилагательное + существительное, определить падеж имени прилагательного, из какой сказки А.С. Пушкина отрывки. Работаем в парах.
"Сказка о царе Салтане" | |
"Сказка о рыбаке и рыбке" | |
"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.
Люди разными свойствами выражают восхищение природой: поэты стихами, композиторы музыкой, художники картинами. Используйте зимние пейзажи. Вам предстоит самостоятельная работа в тетради с использованием дифференцированного задания трех уровней сложности. Уровень сложности выберите сами.
На доске:
1-ый: списать текст, вставляя имена прилагательные, дописать, используя картину, 2-3 своих предложения, во втором выделить грамматическую основу и указать части речи. |
2-ой: списать текст, вставляя имена прилагательные, во втором предложении выделить грамматическую основу и указать части речи.
3-ий: списать текст, вставляя имена прилагательные.
Текст.
Прекрасен лес зимой. Деревья покрыты хлопьями снега. Все ветки в инее. Солнце освещает верхушки деревьев.
Проверить 3-5 учащихся.
ИТОГ УРОКА.
Над какой частью речи работали?
Читаем вопросы на плакате и отвечаем.
Признаки предметов.
Второстепенными членами.
Прилагательные зависят от существительных, стоят в том же роде, числе и падеже, что и существительные.
Описывают предметы, делают текст более ярким и выразительным. Без них речь бедна.
Вопросы задаем от существительных, какой род, число у сущю, такой и у прилагательных.
ОЦЕНКИ.
Уч.: Хорошо поработали! Молодцы! А теперь посмотрим, что о себе говорит прилагательное.
На доске:
Я |
|