Уроки русского языка по программе 1–4 в условиях активной сенсорно-развивающей среды

Разделы: Начальная школа


Цели: Формирование умения в правописании глаголов в неопределенной форме и в 3 лице;

Задачи:

  • наблюдать над положением – ться, - тся в глаголах, ознакомить с правописанием глаголов в неопределенной форме и в 3 лице;
  • развивать умение видеть орфограммы;
  • развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • использовать сенсорно-двигательную активность, приобщать к здоровому образу жизни;

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

-Прочитайте слова, расположенные на стенах.

(Последний слог дан в транскрипции.)

наездни ца
закаля ца
здравни ца
охоти ца
обливае ца
возвраща ца
катае ца

-Значение, какого слова не понятно?

Словарь Ожегова:

здравница – название санаториев, домов отдыха

наездница

  1. ездит верхом, всадник
  2. специалист по верховой езде

-Что объединяет слова? (произношение в конце слова)

-А в чем их различие?

-Принесите имена существительные. Докажите правильность.

-Что знаете о глаголе?

-Всё ли мы об этой части речи знаете? (возникла проблема в написании)

-Какова наша задача? (Узнать способ правописания глаголов на ца.)

Задача записывается на доске.

2. Новый материал через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Для этого поработаем в группах.

-У вас на столах карточки с данными глаголами.

-Прочитайте задание в группах.

Задание: Распределить глаголы в группы относительно их написания. Доказать.

Групповая работа.

-Как вы мыслили? Кто думает иначе? (На доске появляются группы слов.)

1 группа – ться

закаля ца

возвраща ца

охоти ца

2 группа – тся

обливае ца

катае ца

охоти ца

Открывается вопрос на доске:

-В каких случаях в глаголах пишется – ться, в каких – тся?

-Прочитайте вопрос. Ваши мысли?

-Какой секрет открыли? Сделайте вывод. Как определить алгоритм? (После рассуждения на доске появляется опора.)

Алгоритм правописания глаголов
1 вопрос
2 место в слове

после

н.ф.

-ться

после

3 л.

-тся

-Посмотрите на глаголы.

-Какова тема урока? Задача?

-В каких случаях в глаголах пишется – ться, в каких – тся?

-Мы это доказали? Соотнесем наши выводы с авторским.

Открывают учебник с. 82 (учебник А. В. Поляковой).

-Зачитать, в каком случае пишется – ться, в каких – тся?

-Мы это доказали?

Музыкальная пауза в коридоре.

3. Закрепление.

-Прочитать задание в учебнике на с.83 упражнение 358.

-Что вы поняли? Цель задания?

-Прочитать первое предложение.

-Какую информацию несут записи на доске? (Записи указаны в цвете – зеленом и желтом).

ться

тся

 -Назовите глаголы.

-Показать в цвете, к какой группе отнесем глаголы. Докажите.

Самостоятельная работа учащихся.

(На доске открываем предложения для самопроверки.)

-Какова цель задания?

-Проверьте правильность написания глаголов. Докажите правописание.

(По ходу себя исправлять.)

-В каких случаях в глаголах пишется – ться, в каких – тся?

-Мы это открыли? Справились с задачей урока?

Зарядка для глаз.

(Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.)

4. Дифференцированная работа.

-С детских лет мы учимся заботиться о своем здоровье.

Что необходимо делать, чтобы быть здоровым?

-Предлагаю Вам поработать письменно, самостоятельно, выбрав задание по силам, ответить на вопрос.

Вопрос записан на держателе:

 -Приглашаю выйти в коридор и выбрать задание по силам (карточки размещены на стенах)

1 группа. Составить по картинке предложение или рифмовку, используя глаголы с сочетаниями – ться и тся.

2 группа. Используя глаголы с сочетаниями – ться и тся, написать памятку о том, что надо делать, чтобы быть здоровым.

-Какова цель задания? (Употребление глаголов в речи.)

-Кто выбрал 1 задание? 2 задание?

Самостоятельная работа учащихся.

Какие предложения составили? А памятку?

Рано будем просыпаться,
Себе и людям улыбаться,
Да зарядкой заниматься,
Обливаться, вытираться.
Всегда правильно питаться,
Аккуратно одеваться,
В школу смело отправляться.

-Что больше понравилось? Чем? С какой целью выполняли задание?

Зарядка для глаз.

5. Зрительно-слуховой диктант.

-Открываю на доске предложение:

Младший братишка каждое утро обливается холодной водой.

-Выйти и показать орфограммы. Докажите.

–Какие правила соблюдаем при диктовке?

-Какой критерий самооценки будем оценивать?

Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Самооценка.

-Какие ошибки допустили?

-Какой способ проверки при написании использовали?

Итог.

-В каких случаях в глаголах пишется – ться, в каких – тся?

-Сформулируйте свои вопросы по теме.

-Какова была задача урока? Мы справились с задачей урока?

Домашнее задание: с. 82 правило, упражнение 361

По желанию придумать рифмовку о написании сочетаний – ться и – тся.

– ться и – тся как писать?

Надо нам вопрос задать!
И про мягкий знак хитрющий,
Поскорее все узнать.
Петя косо посмотрел…
Он что делает? Косится.
Мягкий знак писать, конечно,
Совершенно не годится!
Саша драться стал…
Что делать?
Мягкий знак мы пишем смело!

Урок русского языка на тему: "Правописание слов с двойными согласными".

Цели: развитие речи, мыслительных операций и самостоятельности учащихся;

Задачи:

  • наблюдать над положением двойных согласных в составе слова;
  • ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове;
  • тренировка учащихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи;
  • развитие умения видеть орфограммы;
  • развитие умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
  • развитие речи, мыслительных операций и самостоятельности учащихся;
  • приобщение к здоровому образу жизни.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

Чистописание. Работа над формой букв: кк.

-Какое слово пропишете, узнаете из загадки. (Открывается карточка с загадкой.)

Загадка эта нелегка:
Отгадай, что за игра?
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
называюсь я __________.

-Прочитайте загадку и докажите отгадку.

-Произнесите слово – отгадку.

-Где найти написание слова? (нахождение написания слова в словаре)

-Есть ли разница в произношении и написании слова хоккей?

-Пропишите слово.

-Что вы об этом знаете?

Словарь Ожегова.

Хоккей спортивная командная игра на льду или траве и вид спорта.

Справка: Родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада, где в 1866 г. состоялся первый официальный матч. В нашей стране хоккей с шайбой появился в 1946 г.

-Любите ли вы играть в хоккей? Что дает человеку занятие спортом?

-Подберите и запишите однокоренные слова. Докажите.

-Какие слова подобрали? (Открываю слова на доске, и учащиеся выделяют корень.)

-Какую информацию несет знак: кк?

-Какова задача урока? (Ознакомление с правилом написания двойных согласных в слове.)

2. Новая тема через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Предлагаю Вам группу слов с двойными согласными.

-Прочитайте слова, расположенные на стенах.

бассейн
рассказ
кросс
лимонный
хоккей

-Значение, какого слова не поняли?

Словарь Ожегова:

Кросс – спортивный бег или гонки

Клюшка – спортивный снаряд в виде палки с загнутым концом для игры в хоккей, гольф (игра в мяч);

-Поработаем в группах.

-У вас на столах карточки с данными словами.

-Прочитайте задание в группах.

Задание: Распределить слова в 3 группы относительно их написания. Доказать.

Групповая работа.

-Как вы мыслили? Кто думает иначе? (На стене появляются группы слов.)

1 группа 2 группа 3 группа
бассейн  рассказ  лимонный
хоккей
кросс

Открывается на доске вопрос:

В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?

-Ваши мысли?

-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.

(Во время рассуждения на доске появляется опора.)

-Посмотрите на слова.

-Какова тема урока?

-Какой секрет открыли?

-Когда написание двойных согласных нужно запомнить?

-В каких случаях можно объяснить?

-Мы это доказали?

Музыкальная пауза в коридоре.

3. Закрепление.

-Прочитать задание.

Задание:

Прочитать слова. Выписать из слов в одну группу слова, написание которых нужно запомнить, а в другую группу слова, написание которых можно объяснить. Доказать.

Теннис, поддержать, антенна, оттолкнуть, аллея, оттепель, ванна, длинный.

Выяснение значения слов.

Словарь Ожегова:

Оттепель – теплая погода зимой или весной, когда снег тает.

-Что вы поняли? Цель задания?

-Прочитать первое слово. В какую группу запишите, показать в цвете. Почему?

Самостоятельная работа учащихся. (На доске открываем группы слов для самопроверки.)

-Какова цель задания?

-Проверьте правильность написания слов. Докажите правописание.

(По ходу себя исправлять.)

1 группа 2 группа
теннис поддержать
антенна  оттолкнуть
ванна оттепель
аллея длинный

- В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?

-Мы это открыли? Справились с задачей урока?

Зарядка для глаз. (Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.)

4. Дифференцированная работа.

-Предлагаю Вам поработать письменно, самостоятельно, выбрав задание по силам. Карточки с заданием размещены на стенах.

1 группа. Составить по картинам предложение или рифмовку, используя слова с двойными согласными.

2 группа. Используя слова с двойными согласными, написать заметку в газету о хоккейном матче. (Можно работать в парах.)

-Какова цель задания? (Употребление слов с двойными согласными в речи.)

-Кто выбрал 1 задание? 2 задание?

Самостоятельная работа учащихся.

-Какие предложения составили? А заметку?

-Что больше понравилось? Чем? С какой целью выполняли задание?

Зарядка для глаз.

5. Зрительно-слуховой диктант.

-Открываю на доске предложение:

Лимонный сок укрепляет иммунитет.

Словарь Ожегова:

Иммунитет – невосприимчивость к какому-нибудь инфекционному заболеванию. (Однокоренные слова: иммунный, иммунитетный)

-Выйти и показать орфограммы. Докажите.

–Какие правила соблюдаем при диктовке?

-Какой критерий самооценки будем оценивать?

Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Самооценка.

-Какие ошибки допустили?

-Какой способ проверки при написании использовали?

Назовите слова с двойным согласным, написание которых можно объяснить. Докажите.

Итог.

- В каких случаях написание двойных согласных нужно запомнить, а в каких – объяснить и проверить?

- Сформулируйте свои вопросы по теме.

- Справились с задачей урока?

Домашнее задание: с. 89 правило, упражнение 167

Урок русского языка на тему: "Правописание местоимений с предлогами."

Цели: формирование умения в правописании местоимений с предлогами;

Задачи:

  • наблюдать над изменением местоимений 3 лица с предлогами при склонении, ознакомить с правописанием местоимений с предлогами;
  • развивать умение видеть орфограммы;
  • развивать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать самостоятельность учащихся;
  • использовать сенсорно-двигательную активность, приобщать к здоровому образу жизни;

Ход урока.

1. Актуализация знаний.

-Прочитайте слова, расположенные на стенах.

(на)ездница (в)секции  (через)скакалку при(седание)
(к)соревнованиям (про)бежка (о)здоровление (до)вратаря
(на)дистанцию

-Значение, какого слова не понятно?

Словарь Ожегова:

наездница

  1. Ездит верхом, всадник
  2. Специалист по верховой езде

дистанция -

  1. Расстояние, промежуток между чем-нибудь.
  2. Участок, где происходят спортивные соревнования.

оздоровление – улучшение состояния

пробежка – пробежать немного, чтобы размяться

-Что их объединяет? Доказать.

2. Новый материал через побуждающий от проблемной ситуации диалог.

-Поработаем в группах.

-У вас на столах карточки с данными частями речи.

-Прочитайте задание в группах.

Задание: Распределить имена существительные в группы. Доказать.

Групповая работа.

-Как вы мыслили? Кто думает иначе? (На доске появляются группы слов.)

1 группа

(на)ездница

(про)бежка

(о)здоровление

при(седание)

2 группа

(к)соревнованиям

(в)секции

(через)скакалку

(до)вратаря
(на)дистанцию

-Прочитайте тему нашего урока. Дети читают тему, записанную на держателе.

Местоимения …

-Что знаете о местоимении? (на доске кратко помечаются ответы детей)

-Все ли Вы об этой части речи знаете? Почему стоит многоточие? Продолжим открывать секреты.

-Заменим имена существительные местоимениями. Возникли ли у Вас проблемные вопросы – подсказки к теме?

-Выйти в коридор и найти проблемные вопросы – подсказки к теме (записаны на карточках).

Есть ли у местоимений приставки?

Есть ли у местоимений предлоги?

Есть ли особые случаи написания существительных с предлогами?

Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами?

-Для ответа на вопросы, поработаем в группах.

-Замените имена существительные местоимениями.

-Что Вы заметили? (возникла проблема в написании)

-Какова наша задача? (Узнать способ правописания местоимений с предлогами.)

Задача записывается на доске.

-Ваши мысли?

-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.

-Как вы мыслили? Кто думает иначе?

-Какова тема урока? Учебная задача?

Как пишутся предлоги с местоимениями?

-Мы это открыли, доказали? Соотнесем наши выводы с авторскими.

Открывают учебник с. 31(учебник А. В. Поляковой).

-Зачитать, как пишутся предлоги с местоимениями.

-Мы это доказали?

Музыкальная пауза в коридоре.

3. Поиск недостающего способа действий.

Самостоятельная работа учащихся в парах.

-У вас на столах карточки с заданием.

-Прочитайте задание в парах.

Задание: Спишите предложения, поставив местоимения в нужных падежах.

(Каждая пара работает со своим текстом.)

Текст 1

Первые коньки появились несколько тысяч лет назад. Далёкие предки делали

(они) из кости и катались на (они) с помощью палок. Теперь катаются на коньках из металла.

Текст 2

Игра в футбол существовала со времён Спарты и Рима. Римляне захватив Англию, принесли (она) с собой. В России или в Италии про (она) узнали гораздо позже.

Текст 3

Три тысячи лет назад в Элладе далёкие предки современных греков провели первую Олимпиаду. Сначала эллины соревновались только в коротком беге на один стадий. От названия первой дистанции произошло слово стадион. Какой же спорт без (он)! Окружали (он) трибуны для зрителей.

Справка: стадий - мера длины, равная 184м 97 см.

Текст 4

Шахматы развивают память и внимание, смекалку и воображение, воспитывают волю, находчивость, характер, усидчивость. По одной из легенд, индийские мудрецы около пятнадцати столетий назад придумали (они), чтобы предотвратить войны. Были в старину и поговорки о (они): «Шахматы играть – своих сберегать».

Текст 5

В давние времена слово вратарь имело значение «сторож городских ворот». С развитием спортивных игр слово вратарь возрождается. Сначала защитника ворот называли словами сторож, сторожевой, защитник и позже - вратарь. Теперь к нему можно отнести синоним голкипер.

Текст 6

Легкая атлетика зародилась в Великобритании в восемнадцатом веке. К (она) относят бег и ходьбу на различные дистанции, прыжки в длину и высоту, метания спортивных снарядов, легкоатлетические многоборья.

Самоконтроль.

-Найдите на доске карточки с местоимениями в нужных падежах.

На доске открываются записи (в различном порядке сначала):

её

  про неё 

их 

о них

их

  на них 

ей 

к ней

его

  без него

ему 

к нему

-Проверьте правильность написания местоимений.

-Что Вы заметили? В чем возникла трудность? (возникла проблема в написании)

-Как рассуждали?

-Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами?

-Какой секрет открыли? Сделайте вывод.

Соотнесем наши выводы с авторскими.

Открывают учебник с. 32.

-Зачитать, есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами.

-Мы это доказали?

Зарядка для глаз. (Подойти к окну, посмотреть в дальнюю точку под музыкальное сопровождение.)

4. Закрепление.

-Какую информацию несут записи на доске?

 

-Я показываю на словосочетания, а Вы показываете в цвете, к какой группе отнесете местоимения. (Одна запись на доске зеленого цвета, другая – красного, а у ребят цветные круги. Фронтальная работа.)

-Докажите.

Словосочетания записаны на доске: прыгаю за (он), летит мяч в (они), любуюсь (они).

5. Дифференцированная работа.

-С детских лет мы учимся заботиться о своем здоровье.

-Предлагаю Вам поработать самостоятельно, выбрав задание по силам.

-Приглашаю выйти в коридор и выбрать задание по силам (карточки размещены на стенах).

1 группа. Составить по картине предложение или рифмовку, используя местоимения с предлогами.

2 группа. Используя местоимения с предлогами, написать заметку о дне здоровья.

-Решите, Вы участники событий или наблюдатели?

-Какова цель задания? (Употребление местоимения с предлогами в речи.) -Кто выбрал 1 задание? 2 задание?

Самостоятельная работа учащихся.

-Какие предложения составили? А заметку?

-Что больше понравилось? Чем? С какой целью выполняли задание?

Зарядка для глаз.

6. Зрительно-слуховой диктант.

-Открываю на доске предложение:

К нему в ворота мяч летит, вратарь их ловко защитит.

-Выйти и показать орфограммы. Докажите.

–Какие правила соблюдаем при диктовке?

-Какой критерий самооценки будем оценивать?

Запись предложения под диктовку. Самопроверка. Самооценка.

-Какие ошибки допустили?

-Какой способ проверки при написании использовали?

Итог.

Как пишут местоимения с предлогами?

Есть ли особые случаи написания местоимений с предлогами?

-Сформулируйте свои вопросы по теме.

-Какова была задача урока? Мы справились с задачей урока?

Домашнее задание: с. 31 - 32 правило, упражнение 47 (1,2 задание).

По желанию придумать рифмовку о написании местоимений с предлогами.