Цели:
- Актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории Х1Х века. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале ХХ века – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна.
- Продолжить формирование умения и навыков анализа исторических источников, самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
- Воспитывать чувство патриотизма у учащихся, привлечь их внимание к изучению истории родной страны.
Оборудование:
- Учебники: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. История России ХХ века; мультимедийный учебник А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной по истории России ХХ века..
- Настенная карта «Российская империя в конце Х1Х – начале ХХ века».
- Портрет Шанявского (Приложение 1), Николая II (Приложение 2).
Оформление доски:
- Запись темы на доске.
- Запись плана урока.
- Запись терминов: геостратегическое положение, модернизация, урбанизация
Ход урока
1. Изучение нового материала:
Учитель: Итак, мы закончили с вами изучение истории ХХ века зарубежных стран и теперь приступаем к изучению истории России ХХ века. А какой период истории нашей страны мы изучали в 8 классе? А как называлось наше государство в Х1Х веке? Какие исторические события, происшедшие в Х1Х веке, вам наиболее запомнились? Назовите императоров, которые управляли Российской империей в Х1Х веке. Хорошо, ребята. ХХ век, как и век Х1Х был насыщен очень интересными событиями, которых мы уже касались с вами по истории зарубежных стран. Но теперь мы будем все внимание уделять истории только нашей страны – России. Итак, нам нужно составить общую характеристику России начала ХХ века. Поэтому сегодня мы будем работать по следующему плану:
- Геостратегическое положение России.
- Население России.
- Уровень индустриализации.
В конце нашего урока мы должны с вами подвести итог, какой же страной была Россия в начале ХХ века – аграрной, индустриальной или аграрно-индустриальной (Приложение 3). Поможет нам в этом компьютерная лекция. Ваша задача – внимательно прослушать лекцию, записать необходимые факты в тетрадь и ответить на вопросы учителя.
Компьютерная лекция «Геостратегическое положение России». По ходу лекции учащиеся записывают термин «геостратегическое положение» – географическое положение государства с точки зрения военного фактора.
После прослушивания вопросы к классу:
- Какое место в мире занимала Россия по объему территории? (Показать на карте).
- Почему России приходилось содержать большую армию? Какова была численность русской армии? (1,4 млн человек)
- Объясните термин «геостратегическое положение».
- Каким же было геостратегическое положение России в начале ХХ века? (Уязвимым)
- Можно ли проблему геостратегического положения России начала ХХ века назвать и современной проблемой? (Можно, т.к. Россия по-прежнему имеет самую длинную сухопутную границу.)
Учитель: Следующий вопрос – население Российской империи.
Россия по численности населения занимала 3 место в мире после Британии и Китая. Россия являлась многонациональным государством. В нашей стране проживало много народов, тогда почему государственным языком являлся русский? (Большинство населения – русские). Уникальность России состояла в том, что население было поделено как на сословия, так и на классы.
Запись в тетради:
Наличие классов помещиков и крестьян говорит о том, что в стране еще были живы феодальные пережитки, в то же самое время наличие буржуазии и пролетариата показывает развитие в стране капитализма. А что означает – привилегированные и непривилегированные сословия? (Ответы учащихся.)
Учитель: Следующий вопрос – уровень индустриализации.
Прослушивание лекции. По ходу лекции учащиеся записывают в тетради.
Показатели индустриального общества:
- Преобладание доли промышленной продукции в национальном доходе.
- Преобладание городского населения над сельским.
- Высокий уровень грамотности населения.
Структура национального дохода:
- Сельское хозяйство – 51%
- Промышленность – 28%
- Транспорт и торговля – 21%
Грамотность населения:
- Открытие школ и гимназий. В гимназиях в основном преподавались греческий и латинский языки, а также гуманитарные науки.
- Для средних слоев населения открывались реальные училища, в которых упор делался на предметы естественно-научного и физико-математического циклов.
- Знакомство с документами (Приложение 4), в которых говорится о постепенном изменении отношения населения к образованию. На основе документов, какой можно сделать вывод?
Запись в тетрадь вывода о развитии России:
- Несмотря на значительные сдвиги во всех сферах российского общества конца Х1Х – начала ХХ веков, Россия значительно отставала от развитых держав.
- Несоответствие между объективными потребностями и существовавшим уровнем экономического, политического и культурного развития страны настоятельно требовали от власти радикального обновления, модернизации России.
Учитель: Итак, на основе того, что вы услышали на уроке, какой можно сделать вывод о России – какой страной она была в начале ХХ века. (Аграрно-индустриальной). Какие проблемы были самыми насущными в стране?
Д\з: §1.