План-конспект открытого урока коррекции по развитию речи младших школьников со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа


САМАЯ БОЛЬШАЯ РАДОСТЬ В МИРЕ - ЭТО ДЕЛАТЬ СЧАСТЬЕ ДЛЯ ДРУГИХ!
М. Дудин.

Организационный момент. Звучит музыка "Чему учат в школе". Праздничное убранство игровой комнаты. Плакат со словами М.Дудина, много зелени и шаров.

Учитель: Я рада видеть Вас, ребята! (Мы тоже рады встречи с Вами!).

Значит нам хорошо вместе, а, значит, у нас с вами все получится. Начинаем урок с дыхательной гимнастики. Сели правильно, красиво, спинки выпрямили и улыбнулись, как будто вы получили в подарок долгожданную игрушку и хотите этой радостью поделиться со мной и с товарищами. Улыбнитесь друг другу. Какие вы все красивые!

Дыхательная гимнастика. Вдохнули через нос и задержали на мгновение дыхание, а потом медленно выдохнули через рот. Повторим упражнение еще два раза.

А теперь речевая гимнастика.

Послушайте шуточное стихотворение Е.Чеповецкого "В тихой речке". (В форме диалога его проигрывают Ира и Галя).

В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
-З дравствуй! Здравствуй! Как дела?
На рыбалке я была, я удила рыбака;
Дядю Петю - чудака.
- Где же твой рыбак? Попался?
- Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Ребята, о ком это стихотворение?

Давайте прочитаем стихотворение хором. Начнем тихо, ласково, загадочно, постепенно будем увеличивать силу голоса и закончим очень громко.

Ребята, какое это стихотворение: грустное, веселое, серьезное, шутливое? (Шутливое, т. к. всем понятно, кто кого ловит).

А теперь приступим к основной части нашего урока. Сегодня мы вместе с вами закрепим знания о речи, ее структуре. Для чего нам нужна речь.

Вспомним некоторые понятия:

  • Что такое речь (Речь - это средство общения).
  • Для чего нужна речь? (Все люди, чтобы жить, трудиться, учиться должны общаться между собой, т.е. о чем-то спрашивать, что-то просить сделать, сообщать какую-то информацию).
  • Какая бывает речь? (Речь бывает устная, когда мы слушаем, говорим и письменная, когда мы пишем и читаем).
  • Ребята, можно ли сказать, что сейчас мы с вами общаемся? (Да).
  • Какой вид речи мы используем в общении сейчас? (Мы используем устную речь, т.к. мы слушаем и говорим).
  • Речь, ребята, должна быть понятной и правильной. Этому надо учиться.
  • Вспомним, из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений).
  • Что такое предложение? (Предложение - это группа слов, которая выражает законченную мысль. Например: Яркое солнце осветило верхушки деревьев).
  • Сколько слов в твоем предложении? (В этом предложении пять слов).
  • Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов). Составь предложение по картинке (Сюжетная картинка по сказке "Козлята и волк").
  • Напоминаю вам: Вокруг нас множество разных предметов, и каждый из них имеет свое название, оно заключено в слове.
  • А что же такое слово? (Слово - это сочетание звуков, которое что-то обозначает). Словом обозначают предметы, действия, признаки предметов. Что же такое слово?

(Слово - это название всего того, что есть в окружающем нас мире).

И верно говорят: Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным - полно.
А безымянных нету.

Приведите примеры слов, обозначающих предметы. (Ветер, солнце, море, лес, река и т.д.).

Примеры слов, обозначающих действия предметов. (Летает, шьет, бежит, учит ся, рисует).

Назовите слова, обозначающие признаки предметов. (Яркий, теплый, зеленый, мокрый, спелый).

А теперь займемся звуко-слоговым анализом. Для этого вспомним, что не только предложения состоят из слов, но и сами слова делятся на части, которые называются слогами.

Что такое слог? (Слоги - это части, на которые делятся слова при их произнесении).

Ребята, давайте нашу работу построим на материале знакомых всем нам сказок.

Рассмотрим иллюстрации и ответим на вопрос, к какой русской народной сказке они сделаны? Кто из вас знает эту сказку, и кто главные герои?

Галя, к какой сказке у тебя картинки? (На картинках изображены иллюстрации к сказке "Колобок"). А что такое Колобок? (Это хлебец).

Ира, кто главные герои сказки "Колобок"? (Главный - преглавный герой - сам Колобок. А еще - заяц, волк, лиса.

Давай мы поделим на слоги слова, которые ты только что назвала: колобок, заяц, волк, лиса. На экране компьютера Саша крупно набирает слова, деля их на слоги.

А теперь, ребята, отгадайте загадку:

Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Кто узнал, пройдите к компьютеру и напишите ответ. Подходит Саша и набирает слово "Репка".

А кто главные герои сказки "Репка"? Дима отвечает. Дима, предложи Гале поделить на слоги слово, обозначающее одного из героев сказки - пушистого, ласкового, такого, как на мониторе. (На мониторе изображена кошка).

Галя пишет слово "кош - ка".

Из чего же состоят слоги - части слова? (Из букв).

Мы знаем, что есть два понятия: звука и буквы. Чем они отличаются?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем. Звуки на письме обозначаются буквами. Каждая буква имеет свое название и не всегда совпадает со звуком).

Ирине даем такое задание: На столе разложены различные картинки. Из них надо выбрать пары, которые бы каждой маме вернули потерянного ребенка. Ира называет животных, а остальные по очереди называют звуки и буквы, из которых состоят названия животных, причем, первое слово прочитывая, а второе - на память. (Слова "кот, волк, коза").

Ребята, вы очень хорошо поработали и немножко устали. Давайте поиграем в представления.

На уроках коррекции мы были осами, ветром, грозою; были мы и капустой, помидором, морковкой. Кстати, как назвать одним словом три последних названия предметов? (овощи). А какие ваши любимые овощи? Назовите каждый по одному. (Дети называют). Эти овощи нам встречаются часто. А вот я люблю тыкву, запеченную в духовке. Давайте сейчас тыкву, которая лежит у нас на подносе, "оживим" и каждый из нас "станет тыквой", читая стихотворение про это удивительное растение .\1\ Расскажите стих мимикой и пантомимикой.

Я - тыква. Большущая тыква и круглая.
Росла я на грядке - а нынче я - пугало.
Вот рот мой, три зуба, два глаза и нос;
А вот для чего мне все это - вопрос?
Сама на него я ответить хочу:
Поставьте в меня и зажгите свечу,
И в праздничный вечер осеннего дня
Я буду светить вам, поверьте в меня!
(Зажигаю зажигалкой свечу и гирлянду).

(Аплодисменты).

И сразу нам стало светлее, теплее, и радостнее. Согласны, ребята? (Да). А это потому, что нас объединило тепло и таинственный свет, а эти слезы восковые просветлили наши души, согрели наши сердца.

Продолжим игру. Динамическая пауза:

Шли по крыше три кота, три кота Василия.
Поднимали три хвоста прямо в небо синее.
Сели киски на карниз, посмотрели вверх и вниз.
И сказали три кота: "Красота! Красота!"

Красота! Красота, ребята! Мы отдохнули, возвратимся после прогулки по "карнизам" к теме урока - "Речь, как средство общения. Структура речи". Продолжим использовать благодатную почву русских народных сказок. Именно речь помогает нам попасть в сказку, в мир загадок и чудес, в мир волшебства.

Речь устная помогает нам попасть в сказку, когда мы читаем ее. Под шорох страниц оказываемся мы в тридевятом сказочном государстве. Мы радуемся и печалимся вместе с добрыми, а иногда злыми сказочными героями.

Мы попадаем в сказку, когда изображаем свои впечатления на бумаге. Карандаши и кисти помогают оживить любую сказку по нашему велению, по моему хотению. И поднимаются волшебные цветы до небес, а между туч начинают плясать лучи ясного солнышка.

Сказка открывается перед нашим взором, когда включаем волшебный экран телевизора. Вокруг тишина, а, совсем рядом, на экране живет и дышит сказка. И вас, друзья, я приглашаю еще раз побывать в сказочном царстве, еще раз встретиться со сказочными героями и вместе с ними поверить в то, что добро всегда побеждает зло. Кто они, наши герои? Будьте внимательны. Приятного вам просмотра.

Понравилась сказка? Кто ее автор? \2\. А кто главные герои? (Коза-мама, козлята и волк).

Чем обычно занималась коза-мама? (Ходила в лес шелковой травки покушать, да студеной водицы испить).

После каких слов козы ее дети открывали дверь дома?

Как козлята узнали, что песенку поет не их мама? Что сказали козлята волку? Что сделал волк, чтобы обмануть козлят?

Как называла коза своих детушек? (Козлятушки, ребятушки!). Есть ли разница в словах "козлята" и "козлятушки", "ребята" и "ребятушки"? Какие из них более ласковые? Как песенку козы пропел в первый раз волк? Пропойте песенку волчьим голосом. Как волку удалось обмануть козлят? Как коза узнала о несчастье? Как она освободила своих детей? (Обхитрила).

Как был наказан волк?

Давайте, ребята, попробуем инсценировать эпизод сказки, но не ради развлечения, а ради того, чтобы показать, что и злые могут стать добрыми и нести в мир радость и счастье.

Галя будет козой-мамой, Ира и Алеша будут козлятами, а грозным, страшным волком будет Саша. Я буду читать текст от автора.

В лесу в избушке живет коза с козлятами. Каждый день уходит она в лес шелковой травки пощипать, да студеной водицы испить. А вечером возвращается, чтобы накормить своих детушек. Чтобы они узнали ее и впустили в дом, мама коза поет песенку и, только узнав ее голос, козлята отворяют дверь. Но злой волк так и караулит момент, чтобы съесть ее детушек. Чтобы легче вам было воспринимать инсценируемый эпизод, мы представим его в стихах. (Стихи автора урока).

От автора:

Представьте, дети, лес.
И на лесной опушке
Живут козлята здесь.
С козой в своей избушке.

Коза

Я - Козочка, их мать.
Хожу я по привычке
В лес травки пощипать,
К реке испить водички!

Козленок

А я с рожденья (с пеленок) знаю,
Что волк на свете есть.
По лесу он шныряет (блуждает)
И нас мечтает съесть.

Волк

Я страшный, страшный волк!
Я злой - зубами щелк!
И все дрожат кругом
При имени моем!

Коза

По лесу я брожу,
А за детей дрожу,
Хоть запирают двери
Они от злого зверя.

А я должна спешить,
Козляток накормить.
И вот я к ним пришла,
Моя поет душа.

Песня

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

От автора:

Коза стоит за дверью,
Такую песню блеет
Знакомым голоском,
Что мать впускают в дом
Голодные козлята.

Коза:

И счастьем я объята,
Их всех подряд считаю,
К груди их прижимаю,
Пою их молочком!

Волк:

Я самый грозный зверь!
Эй Вы! Откройте дверь!
Я всех козляток съем
Назло мамашам всем!

От автора

Друзья, герои сказки,
Скажу Вам без опаски:
Всем надо в дружбе жить
И дружбой дорожить!
Давай же волк условимся,
Ты будешь жить по совести,
И, соблюдая честь,
Козлят не будешь есть.
И мы в добре и ласке
Поверим светлой сказке!

Я хотела бы воспользоваться тем, что читаю сказку от автора и остановить хищного злого волка и обратиться к нему и всем героям сказки со словами, что легче беду предотвратить, чем что-то исправлять потом, что лучше не причинять зла другим, чтобы оно (зло) не оборотилось против тебя самого. А для этого (повторим все вместе):

Давай же, волк, с тобой условимся:
Ты будешь жить теперь по совести.
И мы с тобой в тепле и ласке
Творить добро и верить в сказки.

Вот и закончился наш урок, но работу над сказкой мы продолжим дома. Задание, ребята, будет такое: нарисуйте картину, которая была бы продолжением сказки "Козлята и волк", но со счастливым концом.

Вы все работали замечательно, я уверена, что вы поняли необходимость изучения и овладения всеми видами речи, чтобы жизнь ваша стала богаче и краше, чтобы вы узнали свое предназначение - творить добро другим и быть от этого счастливыми. Ибо нет на свете больше счастья в человеке - делать это счастье для других! Спасибо вам, дети!

Литература

  1. По мотивам английского фольклора. Расскажи стихи руками. М., изд А\О "Совер".
  2. Толстой А.Н.Сказки и рассказы для детей. М., изд. "Правда".1984.
  3. Мали Л. Д. Арямова О.С. Речевое развитие младших школьников. - Пенза. 1995.

Приложение.