Цели урока:
- Образовательная – ввести понятия программного обеспечения, прикладных программ; рассмотреть классификацию и примеры прикладных программ.
- Воспитательная – развитие познавательного интереса к предмету, осознание значения навыков работы с прикладными программами для последующей профессиональной деятельности.
- Развивающая – развитие мышления, навыков анализа и систематизации, расширение кругозора учащихся.
Материалы к уроку:
- Презентация «Программное обеспечение компьютера» <приложение 1> (для объяснения нового материала).
- Презентация «Прикладное программное обеспечение» <приложение 2> (для самостоятельной работы учащихся, на каждом компьютере).
- Проверочная тестовая работа (по экземпляру на каждого ученика).
- Бланк ответов для работы с презентацией <приложение 3> (вклеивается в тетрадь, по экземпляру на каждого ученика).
ХОД УРОКА
Слайд 1. Постановка цели урока.
Как грудной малыш без мамы
Сам не может есть и пить,
Так компьютер без программы (ребус)
Шагу бы не смог ступить.
Давайте разгадаем ребус и узнаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.
Слайд 2. ...Итак, мы сегодня поговорим о программах, а точнее о программном обеспечении компьютера и ответим на вопрос «Зачем компьютеру программное обеспечение?»
А помогать нам в этом путешествии будет маленький гном. Если вы увидите его на экране, то должны записать данную информацию в тетрадь.
Но прежде давайте вспомним некоторые вопросы, которые мы рассматривали на предыдущих уроках.
Слайд 3. Актуализация прежних знаний.
- Как вы думаете, похож компьютер на человека?
- Какие возможности человек передал компьютеру?
- Какие группы устройств моделируют деятельность человека?
Слайд 4. Беседа.
А задумывались ли вы, откуда компьютер знает, что нужно делать в ответ на ваши действия? Представьте себе маленького новорождённого человечка. Сначала он ничего не знает и не умеет. Знания и умения приходят с возрастом. Ребенок растет, развивается, осваивает речь, узнаёт, как одеваться, завязывать шнурки на ботинках, пользоваться ложкой, ножницами, карандашом и многим другим. Потом ребёнок идет в школу, учится читать, писать, рассуждать, изучает разные науки, получая знания. Знания – это информация. Только что собранный из деталей компьютер подобен новорождённому. Он ничего не знает и не умеет. Для того чтобы компьютер мог работать с информацией, его нужно обучить. Компьютерные знания – это программы и данные. Компьютерные учителя – программисты. Они составляют программы, подготавливают данные, необходимые для работы программ, и записывают всё это в компьютерную память. После такого обучения компьютер передают пользователям, то есть нам с вами, для работы.
Слайд 5. Программное обеспечение – это совокупность всех программ, находящихся в долговременной памяти компьютера. Программное обеспечение не является чем-то постоянным и неизменным, оно может пополняться, изменяться.
В программном обеспечении можно выделить три уровня:
Слайд 6 (с гиперссылками на слайды 30, 31, 32).
Рассматриваем схему снизу вверх:
- Базовое ПО – программа первоначальной загрузки (BIOS), находится в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) на материнской плате, записывается на заводе-изготовителе.
- Системное ПО – программы, необходимые для обеспечения работоспособности компьютера. Это операционная система и обслуживающие программы.
- Прикладное ПО – программы для работы пользователей.
Быть грамотным пользователем непросто. Ведь необходимо уметь не только работать с несколькими распространёнными программами, но и ориентироваться в море программ, чтобы в случае необходимости легко и быстро найти нужную и научиться с ней работать.
Давайте посмотрим, какие классы прикладных программ существуют. Сразу скажу, что существует огромное количество различных прикладных программ, и каждый день появляются новые, поэтому наш перечень будет далеко не полным.
Прикладные программы:
- слайд 7-9. программы для работы с текстом (редакторы, переводчики, программы распознавания текста)
- слайд 10-13. программы для работы с графикой (редакторы изображений, программы создания рисунков и анимации)
- слайд 14-15. программы для работы с числовой информацией (табличные процессоры)
- слайд 16-17. системы управления базами данных
- слайд 18-19. программы для работы со звуком
- слайд 20-21. обучающие программы и тренажеры
- слайд 22-23. электронные энциклопедии
- слайд 24-25. компьютерные игры
Слайд 26. Несмотря на всё многообразие, в любой программе всегда присутствуют три компонента: рабочее поле, инструменты и элементы управления программой. Чтобы определить назначение программы, во многих случаях достаточно изучить окно программы. Вид и содержание меню и кнопок инструментов обычно позволяют определить, к какому классу относится данная программа.
Инструктаж перед работой:
- Запустить презентацию «Прикладное программное обеспечение» (<приложение 2>) двойным щелчком мыши. Просмотреть программы, представленные в презентации. Определить назначение каждой программы и занести её название в одну из граф бланка (<приложение 3>). Управление презентацией осуществляется с помощью кнопок вперед-назад.
- В тесте надписать сверху свою фамилию. Отметить буквы, указывающие на правильные ответы.
- Дополнительно (для тех, кто быстро справился с основной работой):
а) разгадать ребусы на экране (слайд 27. Ребусы);
б) составить свой ребус по теме урока.
Проверочная тестовая работа:
1. Какой из перечисленных видов памяти не является внешней памятью?
а) жёсткий диск;
б) оперативная память;
в) магнитные диски;
г) оптические диски.
2. Что не входит в минимальный комплект устройств, составляющих персональный компьютер?
а) системный блок;
б) клавиатура;
в) принтер;
г) монитор.
3. Назовите устройство вывода информации:
а) клавиатура;
б) дисковод;
в) мышь;
г) жёсткий диск.
4. Назовите устройство, которое является «мозгом» компьютера:
а) оперативная память;
б) процессор;
в) жёсткий диск;
г) монитор.
5. В состав системного блока не входит:
а) процессор;
б) контроллеры;
в) мышь;
г) дисководы.
6. Назовите устройство ввода информации:
а) монитор;
б) принтер;
в) клавиатура;
г) наушники.
7. При выключении электрического питания компьютера стирается информация, находящаяся:
а) на жёстком диске;
б) в постоянном запоминающем устройстве;
в) в оперативной памяти;
г) на оптическом диске.
8. Где хранится программа, которую в данный момент обрабатывает процессор:
а) на жёстком диске;
б) в процессоре;
в) в оперативной памяти.
9. Что означает фраза «компьютер Pentium IV»?
а) название компьютера;
б) название процессора, используемого в компьютере;
в) название фирмы, выпустившей компьютер.
10. Выберите из ниже перечисленных набор устройств, из которых можно собрать компьютер:
а) пишущая машинка, память, дисковод;
б) процессор, память, монитор, клавиатура;
в) процессор, память, дисковод.
Физкультминутка: зарядка для глаз и позвоночника.
слайд 28. Фронтальный опрос:
Какие программы вы отнесли к текстовым, графическим, числовым, звуковым? Какие программы не смогли отнести ни к одной группе?
Итог урока:
У кого совпали все ответы? (Молодцы!) У кого 1-2-3 ошибки? (Поработали хорошо).
Результаты теста я скажу на следующем уроке.
Итак, Что называют программным обеспечением компьютера? Какие программы могут понадобиться в профессиональной деятельности секретаря-машинистки? дизайнера интерьеров? музыканта? бухгалтера?
слайд 29. Задание на дом:
- §10 учебника.
- Краткое сообщение (1-2 мин) о какой-нибудь прикладной программе – название, назначение, возможности. (Материал взять в библиотеке или найти самим в периодической литературе).