Цель данной работы:
- привлечь внимание педагогов и учащихся к совместному творческому процессу;
- показать результаты многолетней совместной творческой деятельности учащихся и педагога, то на что способны дети, если их постоянно привлекать к творчеству.
Задачи:
- научить детей грамотно работать с литературой, нотным текстом, электронными словарями и интернетом.
- развить у них навыки реферирования, устную речь, эрудицию, редакторские способности.
Работа составлена на основе заданий, сделанных учащимися и отредактированных педагогом.
Музыкальная литература - это один из увлекательных и познавательных предметов среди музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ (ДШИ). При правильном подборе материала, художественных и музыкальных иллюстраций к нему, изучаемые произведения почти всегда вызывают у учащихся живой активный отклик. «Ключиком» к успеху педагога часто является стимулирование детей к самостоятельному творчеству. Учащиеся с интересом выполняют творческие задания, предложенные педагогом, но с ещё большим интересом сами придумывают игры, кроссворды, тесты, пишут сочинения, делают рефераты и доклады. Все эти формы работы реализуются как в урочное время, так и во внеурочное (в качестве домашних заданий).
Творческие задания помогают не только развитию природных способностей учащихся, их воображения, но и выявлению талантливых детей. Приходится сталкиваться на практике, что выполняя задание по музыкальной литературе, ребёнок демонстрирует помимо аналитических, музыкальных способностей ещё и художественные. Наглядным примером тому может служить оформление некоторых докладов учащихся (см. приложение).
Изучая ту или иную тему ежегодно, накапливается достаточно большое количество интересных творческих работ детей. Из них - наиболее яркие задания хочется представить как результат совместного многолетнего творчества педагога и учащихся. Показать все работы, заслуживающие внимания невозможно, поэтому ограничу себя темой «Обзор жизни и творчества М.П.Мусоргского», которая относится к разделу монографических тем «Русские композиторы-классики» и изучается в 6 классе ДМШ (ДШИ). Представленные задания могут быть использованы педагогом, как на уроках музыкальной литературы в ДМШ (ДШИ), так и на уроках музыки и внеклассных музыкальных мероприятиях, конкурсах в общеобразовательных школах.
Кроссворды по творчеству М.П.Мусоргского
Кроссворд №1
По горизонтали:
- Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
- Название вокальной баллады, программой которой послужила картина В.Верещагина.
- Название вокального цикла «Песни и пляски…».
- Настоящая фамилия Лжедмитрия (Самозванца) из трагедии Пушкина «Борис Годунов» и одноимённой оперы М.Мусоргского.
- Имя летописца из оперы М.П.Мусоргского «Борис Годунов».
- Название пьесы из цикла для фортепиано «Картинки с выставки».
- Жанр сольного номера Бориса из II действия «Достиг я высшей власти».
По вертикали:
8. Фамилия художника, картины которого послужили одновременно и стимулом и программой для создания фортепианного цикла «Картинки с выставки».
Ответы:
1. «Гном», 2. «Забытый». 3. « …смерти». 4. Отрепьев. 5. Пимен. 6. «Прогулка». 7. Монолог. 8. Гартман.
Кроссворд №2
По горизонтали:
- Имя царевича, о котором идёт речь в опере «Борис Годунов».
- Фамилия главного героя одной из опер М.Мусоргского, созданной на сюжет трагедии А.Пушкина.
- Название одного из вокальных циклов М.Мусоргского.
- Название одной из опер, созданной Мусоргским на исторический сюжет.
- Село, в котором родился композитор.
- Фамилия одного из преподавателей фортепиано, у которого занимался М.Мусоргский.
- Опера, созданная композитором на сюжет романа Флобера.
- Название пьесы из фортепианного цикла «Картинки с выставки».
- Персонаж (должность) оперы, силой заставлявший народ просить Годунова стать царём.
- Фамилия князя, приближённого лица царя Бориса в опере «Борис Годунов».
По вертикали:
11. Фамилия композитора, творчеству которого посвящён данный кроссворд.
Ответы:
1. Дмитрий. 2. Годунов. 3. «Детская». 4. «Хованщина». 5. Карево. 6. Герке. 7. «Саламбо». 8. «Катакомбы». 9. Пристав. 10. Шуйский. 11. Мусоргский.
Игра «Угадай-ка, о чём (о ком) идёт речь?»
- В 1857 году в доме Даргомыжского М.Мусоргский знакомится с …..(ним). На тот момент …ему было 20 лет, но он был уже признанным музыкантом, композитором, концертирующим пианистом. Этот человек обладал верным вкусом, критическим чутьём и сразу распознал в Мусоргском незаурядный талант. Этот человек возглавил «Могучую кучку». О ком идёт речь? (М.Балакирев).
- Это музыкальное произведение написано М.Мусоргским по роману французского писателя Флобера. Сюжет, взятый из жизни древнего Карфагена, привлёк композитора своими драматическими событиями и возможностью создать большие народные сцены. Работа над этим произведением продолжалась около 3 лет, но оно так и осталось незавершённым. О каком произведении Мусоргского идёт речь? (опера «Саламбо»)
- К концу 1869 года была завершена и представлена в Мариинский театр в первой редакции одна из опер Мусоргского, для решения вопроса об её постановке. Репертуарным комитетом опера была забракована. «Новизна и необычайность музыки, - вспоминал Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни», - поставили в тупик почтенный комитет, упрекавший, между прочим, автора и за отсутствие сколько-нибудь значительной женской партии… Огорчённый и обиженный Мусоргский взял свою партитуру назад, но, подумав, решился подвергнуть её основательным переделкам и дополнениям». О какой опере Мусоргского идёт речь? («Борис Годунов»)
- В период работы над «Борисом Годуновом» Мусоргский поддерживает наиболее близкие дружеские отношения с одним из композиторов «Могучей кучки». «Наше житьё с Модестом, - вспоминал этот композитор, - было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался Мусоргский, а я или переписывал, или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению… В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину под Кромами. Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку». О каком из композиторов «Могучей кучки» идёт речь? (Н.Римский-Корсаков)
- В.Стасов стал вдохновителем и ближайшим помощником Мусоргского в создании оперы, над которой композитор работал с 1872 года и почти до конца жизни. В этой опере композитора вновь привлекли судьбы русского народа в переломный период российской истории. Мятежные события конца XVII века, острая борьба Руси и новой молодой России Петра I, бунты стрельцов и движение раскольников дали Мусоргскому возможность для создания новой народной музыкальной драмы. Эта опера посвящена В.Стасову. О какой опере Мусоргского идёт речь? («Хованщина»)
- Успешная премьера оперы «Борис Годунов» придала Мусоргскому новые силы. 1874 год стал для него необыкновенно интенсивным в творческом отношении. Всего за 3 недели композитор сочиняет крупное фортепианное произведение, которое, как и опера «Хованщина» была посвящена В.Стасову. Это произведение возникло как горячий отклик Мусоргского на смерть своего друга, художника и архитектора В.Гартмана и создано под впечатлением посмертной выставки его работ. О каком произведении идёт речь? («Картинки с выставки»)
- В 1860-е годы Мусоргский создал несколько
песен, которые можно назвать «народными
картинками». Сюжетом одной из таких «картинок»
послужил подлинный эпизод из жизни
композитора. В.Стасов вспоминал о
рассказе самого Мусоргского:
«Он стоял раз у окна и поражён был той суетой, которая происходила у него перед глазами. Несчастный юродивый объяснялся в любви с молодой бабёнкой, ему нравившейся… а сам себя стыдился, своего безобразия и несчастного положения; он сам понимал, как ничто на свете, особливо счастье любви, не существует для него. Мусоргский был глубоко поражён; тип и сцена сильно запали ему в душу; мгновенно явились своеобразные формы и звуки для воплощения потрясших его образов».
Композитор сам написал текст песни. О какой из песен Мусоргского идёт речь? («Светик Савишна») - В последние годы жизни Мусоргский в
своём творчестве неоднократно обращался
к образам смерти. Этой теме посвящена
одна из самых ярких «драматических песен»,
созданная под впечатлением картины В.Верещагина.
В.Стасов писал о картине следующее:
«…Это бедный солдат, убитый в бою и забытый в поле. Вдали, за речкой, уходят «свои», может быть для того, чтобы с ними скоро случилось, с каждым по очереди, то же самое, что с этим. А тут летят с неба тучей гости: орлы машут широкими крыльями, а вороны целой стаей спустились и собираются начинать богатый пир… Мне казалось, всё сердце болезненно переворачивалось у того, кто задумал и написал эту картину. Какие там, должно быть, били ключом любовь, нежность и негодование!»
Песня-баллада Мусоргского написана на стихи А.Голенищева-Кутузова. О какой из песен композитора идёт речь? («Забытый») - М.Мусоргский – автор нескольких вокальных циклов. В одном из них композитор раскрывает нам мир детских чувств. «Всё, что есть поэтического, наивного, милого, немножко лукавого, добродушного, прелестного, детски горячего, мечтательного и глубоко трогательного в мире ребёнка, - являлось тут в формах небывалых, ещё никем не троганных», - писал об этом цикле В.Стасов. Здесь сценки-миниатюры (их 7) созданы на тексты самого композитора. О каком вокальном цикле идёт речь? («Детская»)
- Известно, что М.Мусоргский обладал непревзойдённым комическим дарованием. Его композитор проявил во многих произведениях, в том числе и вокальных. В песне, которую, по мнению автора, можно назвать «картинкой с натуры» здоровый деревенский парень тупо и бессмысленно заучивает непонятную и ненужную ему латынь, а в его мыслях всё время возникает образ румяной Стеши – поповой дочки, на которую он загляделся во время службы, за что и был избит попом. В песне противопоставлены два музыкальных образа – монотонный речитатив «зубрёжки», механически повторяющий на одном звуке латинские слова, и широкая размашистая мелодия, связанная с воспоминаниями о красавице Стеше. О какой песне идёт речь? («Семинарист»)
Тесты по творчеству М.П.Мусоргского
Тест №1
«Жизненный и творческий путь М.П.Мусоргского»
- В каком веке жил и творил М.Мусоргский?
а) в XX веке
*б) в XIX веке
в) в XVIII веке. - Когда и где родился композитор?
а) 9 марта 1839 года в селе Карево Псковской губернии
б) 20 мая 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии
в) 6 марта 1844 года в городе Тихвине Новгородской губернии. - Кто был первым учителем музыки М.Мусоргского?
а) отец
б) мать
в) брат. - В каком учреждении композитор получил
образование?
а) в петербургском Морском корпусе
б) в петербургской Медико-хирургической академии
в) в петербургской Школе гвардейских подпрапорщиков. - В каком году М.Мусоргский познакомился с
композиторами «Могучей кучки»?
а) в 1857 году
б) в 1860 году
в) в 1861 году. - Как назывался первый созданный
композитором романс?
а) «Расстались гордо мы»
б) «Где ты, звёздочка?»
в) «Спи, усни, крестьянский сын». - Какая из опер М.Мусоргского, созданных в
60-е годы, стала вершиной творчества
композитора?
а) «Саламбо»
б) «Женитьба»
в) «Борис Годунов». - С кем из деятелей «Могучей кучки»
особенно сблизился и поддерживал тёплые
дружеские отношения М.Мусоргский в 1868-72-е
годы?
а) с Ц.Кюи
б) с М.Балакиревым
в) с В.Стасовым. - Кто из композиторов после смерти М.Мусоргского
завершил «Хованщину» и сделал новую
редакцию «Бориса Годунова»?
а) Н.Римский-Корсаков
б) А.Бородин
в) М.Балакирев. - С кем из известных вокалистов того
времени композитор совершил своё
последнее концертное турне по югу России?
а) Д.Леоновой
б) Ф.Шаляпиным
в) И.Козловским.
Тест №2
Опера «Борис Годунов»
- Кто предложил М.Мусоргскому трагедию
Пушкина «Борис Годунов» в качестве
сюжета для оперы?
а) Чернышевский
б) Никольский
в) Стасов. - Кого в опере М.Мусоргский «… разумел как
великую личность»?
а) Годунова
б) Пимена
в) народ. - Кто создал либретто оперы?
а) Мусоргский
б) Стасов
в) Бородин. - Какой из перечисленных хоров народа в
опере содержит цитату подлинной народной
песни?
а) Хор «На кого ты нас покидаешь?»
б) Хор «Уж как на небе солнцу красному слава»
в) Хор «Хлеба!» - Какой из перечисленных героев оперы не
имеет ярко выраженной лейттемы?
а) Шуйский
б) Пристав
в) Юродивый - Какой из перечисленных персонажей оперы
является «внесценическим» героем?
а) царевич Дмитрий
б) летописец Пимен
в) Варлаам. - Какое настоящее имя носил Лжедмитрий в
опере?
а) Степан Разин
б) Емельян Пугачёв
в) Григорий Отрепьев. - Какой из перечисленных хоров служит
кульминацией образа народа в опере?
а) «Уж как на небе солнцу красному слава»
б) «Хлеба!»
в) «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая».
*Жирным шрифтом выделены правильные варианты ответа.