Современная школа – это школа развития, гарантирующая обучение на уровне стандартов, школа, в которой обучение выполняет развивающую функцию, формирующую навыки самообразования.
Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки;
- формировали бы не просто умения, а компетенции;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной практики, принадлежит сегодня методу проектов.
В рамках школьного обучения метод проектов можно определить как общеобразовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного поиска.
Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.
Метод проектов опирается на стройную систему философских и психолого-педагогических взглядов и обоснований, представляет собой целостную последовательность дидактических приёмов и материалов.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.
На практике чаще приходится иметь дело со смешанными типами проектов. В ходе работы над учебным проектом лучше вести дневник, в который заносятся все встречи, занятия, консультации, планы, отчёты, сбор материалов, рекомендации, итоги, обобщения, сроки, исполнители.
Метод проектов можно применять на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Метод адаптируется к особенностям всех без исключения учебных дисциплин и в этом он универсален.
В своей педагогической работе к методу проектирования я обратилась, работая над темами “Дифференцированный подход в обучении” и “Развитие познавательного интереса при обучении математике”, когда необходимо было активизировать деятельность самих учащихся, увлечь их новыми исследованиями и творчеством.
Сейчас совместно с учителем информатики ведется работа по составлению учащимися мини-презентаций с использованием анимационных эффектов.
Уже в течение 20 лет я использую на своих уроках элементы методики Р.Г. Хазанкина, замечательного педагога из г. Белорецка. Так во втором полугодии 5-го класса при изучении тем “Обыкновенные дроби”, “Десятичные дроби”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичных дробей” уроки проводила циклично.
И одним из уроков был урок, который я назвала “урок-фантазия”. К этому уроку мы готовились заранее и очень тщательно. В самом начале изучения темы 5-классники по своему желанию выбирали себе творческое задание, которое покажут, продемонстрируют, прочитают на этом уроке. Это могло быть сочинение, сообщение на историческую тему, книжка-малышка, лото, задача-сказка и т. д. Особенно полюбилось ребятам придумывать задачи о животных, со сказочным содержанием и оформлять их в виде книжек-малышек. Так начался процесс творчества, в ходе которого надо выбрать математическое содержание задач, придать задачам литературную основу, записать и решить их, подготовить иллюстрации. Результатом этого проекта стал набор книжек-малышек, который я использую как дидактический материал и сборник задач, куда мы заносим лучшие из лучших придуманные ребятами задачи.
В дальнейшем одна из участниц этого проекта по окончании 9-го класса выполнила индивидуальный проект по теме “Текстовые задачи за курс основной школы”.
Классификация задач позволила утвердить не только общие принципы в методах решения этих задач, но и выявить некоторые специфические особенности, характерные для той или иной группы. Это давало возможность выбирать нужный способ краткой записи текста и самого решения задачи (в виде таблицы, схемы, рисунка).
Создан альбом задач, который очень удобно теперь использовать при изучении или повторении этого школьного материала.
В 11-м классе на элективном курсе альбом был дополнен страницей “Задачи на сложные проценты в материалах ЕГЭ”.
Очень эффективен с моей точки зрения метод проектов при проведении обобщающих уроков после изучения крупного раздела или главы.
Проект “Многогранники” очень заинтересовывает старшеклассников, которые работают по 2-м направлениям – “Правильные многогранники” и “Кристаллы”. Модели правильных многогранников, изготовленные руками самих ребят, отлично иллюстрируют собранный ими материал по истории развития математики в Древней Греции.
Модели кристаллов (правильных многогранников) наглядно показывают связь геометрии с жизнью. На занятиях кружка “Юный математик” ученики ещё ближе знакомятся с изящными геометрическими объектами и методикой их моделирования уже с помощью “оригами”. Они собирают модели от самых простых до самых сложных (звёздчатые многогранники).
Метод проектов является одним из самых эффективных методов, применяемых для организации обучения на элективных курсах. Рассмотрим в качестве примера проект “Тригонометрия”, осуществляемый в рамках элективного курса “Подготовка к ЕГЭ по математике”. Класс разделился на 5 групп. Первая группа занималась сбором материалов по истории тригонометрии. Вторая группа подбирала тригонометрические выражения, уравнения и неравенства, классифицировала по методам решения, освещала их представление в материалах ЕГЭ. Третья группа занималась изготовлением опорных конспектов для запоминания таблицы значений тригонометрических функций, “правила приведения” и таблиц с формулами. Четвёртая группа составляла итоговый тест в форме ЕГЭ для проверки знаний учащихся. Пятая группа осуществляла компьютерный вариант представления проекта – презентацию. В защите проекта принимали участие все ученики.
Аналогичные проекты созданы по темам “Иррациональные, показательные и логарифмические уравнения”, “Рациональные неравенства”.
Как видим, применение проектов способствует активизации, повышению информационной и коммуникативной культуры учащихся, созданию положительной мотивации обучению математике на профильном уровне.
Ещё Л. Н. Толстой в “Общих замечаниях учителю” писал: “Для того, чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того, чтобы он учился охотно, нужно:
- чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно;
- чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях”.
Думаю, эти условия выполнимы при применении метода проектов в нашей педагогической работе.
Список использованной литературы и источников:
- Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 2004.
- Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М.: Аркти, 2004.
- Чечель И.Д. и др. Исследовательская деятельность педагога и учащегося в современной школе. - М.: Академия, 2003.
- Эпштейн. М. Метод проектов в школе XX века // Педагогический альманах “Новая еврейская школа”, № 11, 2002.