Цели:
- Научить детей выделять нравственную сторону поступков.
- Провести презентацию работ учащихся. Сделать выводы по проекту “Твори добро”.
Наглядность: плакаты с тезисами, картинки, рисунки детей.
Ход классного часа
I. Вступление.
Объявление темы классного часа. Ежедневно мы сталкиваемся с различными ситуациями, совершаем действия, поступки, общаемся друг с другом. И каждую ситуацию человек, будь он взрослым или ребёнком, пытается проанализировать, сделать какой-то вывод. Мы рассмотрим разные ситуации, вы услышите отрывки из художественных произведений, различные стихи. И все вместе мы сделаем выводы: где добро или зло, где добрые и недобрые дела.
II. Добрые и недобрые дела.
1.Чтение учителем стихотворения О. Григорьева.
Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: “Кто бы помог?”
Сзади него шли Вадик и Рома,
Дошли до самого дома.
– Вам не помочь донести мешок?
– Снять помогите! – сказал старичок.
Учитель: – Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке?
– Как вы расцениваете данную ситуацию?
Вывод: Всякая помощь хороша вовремя.
2. Чтение учителем рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше?”
Жил-был король. И было у него три дочери – Алина, Полина, Эвелина. Однажды король созвал дочерей и сказал:
Сегодня я прошёл по нашему дворцу и просто пришёл в ужас: полный беспорядок! Книжки валяются на полу, обувь на подоконниках, а одежда на кроватях! И вот я решил сегодня же заняться уборкой. А вас я хочу спросить: как вы будете мне помогать? Старшая дочь Алина сказала:
– Я вот как помогу. Когда ты начнёшь уборку, я включу проигрыватель и поставлю твою любимую пластинку “Всё могут короли”. С весёлой песней ты моментально сделаешь уборку.
– А я лучше включу телевизор, – сказала средняя сестра Полина, – там будут показывать передачу “В гостях у сказки”. Я буду внимательно её смотреть и всё тебе пересказывать. И ты сказочно быстро уберёшь весь дворец!
– А ты что включишь? – спросил отец младшую дочь.
– Я включу пылесос, ответила Эвелина, – нет, сначала я разложу все вещи по местам. Потом возьму веник, вымету весь мусор. Потом уже пылесосом уберу пыль. После этого влажной тряпкой оботру подоконники и всю мебель. А когда везде станет чисто, мы вместе сядем и будем смотреть телевизор.
– Ну, что же, – сказал король, – теперь я знаю, что у меня есть только одна настоящая помощница.
Вопросы:
– Отчего король пришёл в ужас?
– Что он решил сделать?
– О чём он спросил у дочерей и что они ему ответили?
– Какой вывод сделал король после разговора с дочерьми?
3. Ребята, а какие добрые дела вы делаете дома?
Дети дают ответы.
4. Рассмотрим ситуацию.
Вы с родителями едете в автобусе и видите, что сидит мальчик, а рядом стоит пожилая женщина. Как вы оцените эту ситуацию?
Дети дают ответы.
5. Работа по картинке.
Учитель показывает картинку, на которой мальчик уступает место девочке в троллейбусе. Как вы оцениваете эту ситуацию?
6. Поговорим о школе.
Часто на переменах дети ведут себя некрасиво: бегают, кричат, толкают друг друга, но на переменах нельзя создавать неудобства для окружающих. Давайте прочитаем стихотворение Б. Заходера “Перемена”.
“Перемена, перемена!”-
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – большая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи,–
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок…
Вова в класс поплёлся снова,
Бедный! Нет лица на нём!
Ничего, – вздыхает Вова,-
На уроке отдохнём!
Вопросы:
– Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?
– Как нужно выходить на перемену?
– Как ведёт себя Вова на перемене?
– Расскажите, как нужно вести себя на перемене, а как не стоит?
7. Чтение рассказа В.А. Сухомлинского “Как Белочка Дятла спасла”.
Среди зимы потеплело, пошёл дождь, а потом снова ударил мороз.
Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на ёлках. Нечего есть Дятлу: Сколько ни стучи о лёд, до коры не достучится. Сколько ни бьёт клювом шишку, зёрнышки не вылущиваются.
Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слёзы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда – Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.
– Почему это ты, Дятел, плачешь?
– Нечего есть, Белочка…
Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку. Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить клювом. А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется. Всем хорошо. Все счастливы.
Вопросы:
– Кого вы пожалели? Почему?
– Почему радуются Белочка и бельчата?
8. Выставка рисунков на тему “Добро и зло”.
Презентация проекта “Твори добро”.
III. Вывод. Пожелание учителя детям.
Ребята, творите добрые дела, дарите радость людям и вам будет легко и радостно жить, уважайте своих родителей, учителей, с почтением относитесь к старшим, не обижайте младших.
Чтение и объяснения смысла пословиц.
Нам дарит доброта продленье века,
А злоба старит человека.
Хороший лишится всего –
Останется имя его.
Плохой лишится всего –
Не останется ничего.