Урок-диспут по книге Е.С.Велтистова "Новые приключения Электроника"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • учить характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского и собственного отношения к ним;
  • вырабатывать навыки анализа художественного произведения;
  • развивать коммуникативные навыки и умения учащихся, культуру речи, воспитывать любовь к чтению, вдумчивого читателя, собеседника, нравственных качеств личности.
  • научить слушать друг друга, вести диалог;

Оборудование:

1.Портрет писателя.
2.Рисунки к книгам.
3. Выставка книг Е.С.Велтистова.

Эпиграф урока: “…Сейчас решается вечная проблема: что такое человек? И кажется, что она решена. А завтра с восходом солнца возникнут новые вопросы, и все начнется сначала. Удивительный этот животворный круговорот жизни!...” (Профессор Громов из книги Велтистова “Новые приключения Электроника”) [1]

Ведущий: Сегодня нас ожидает интересная встреча с представителями писателя детских книг Евгения Серафимовича Велтистова. Вам предоставляется возможность поделиться с ними собственным мнением о прочитанной книге “Новые приключения Электроника”.

И эпиграфом нашего урока будут слова одного из главных героев книги Ветистова профессора Громова. “…Сейчас решается вечная проблема: что такое человек? И, кажется, что она решена. А завтра с восходом солнца возникнут новые вопросы, и все начнется сначала. Удивительный этот животворный круговорот жизни!...” [1]

1 представитель: Велтистов Евгений Серафимович родился в 1934 году, в г. Москве. Окончил факультет журналистики Московского Государственного университета. Начал работать в газете “Пионерская правда”. Работая в редакции газет и журналов, познакомился с величайшими учеными страны в области кибернетики. Физики, космической техники. Ему хотелось, чтобы человек с детства почувствовал себя причастным эпохе научно-технической революции. В 1962 году выпускается повесть Велтистова для младших школьников “Тяпа, Борька и ракета” о собаках-космонавтах. В 1967 году публикуется повесть “Железный рыцарь на Луне”. Железный рыцарь – это аппарат “Луна-9”, достигший Луны. Федерация космонавтики СССР наградила автора медалью имени летчика-космонавта Юрия Гагарина за большой вклад в пропаганду достижений в изучении и освоении космического пространства. [2]

2 представитель: Для школьников Велтистов создает сказочные повести “Гумм – Гам” (1970), “Классные и внеклассные приключения первоклассников” (1985), “Миллион и один день каникул” (1979).

Фантастический роман “Ноктюрн пустоты” (1979), больше напоминающий детектив, и фантастическая повесть “Глоток солнца” (1965) адресованы старшим школьникам. Оба произведения говорят об ответственности человека перед человечеством

Наибольший успех в 60-70-е годы выпал на долю фантастической трилогии Велтистова о мальчике-роботе Электронике “Приключение Электроника”: “Электроник – мальчик из чемодана” (1964 г.), “Рэсси – неуловимый друг” (1971 г.), “Победитель невозможного”  (1975 г).

Большая потребность в детской фантастике, интерес к кибернетике, который впервые проявился у детей именно в 60–70-е годы, побудили писателя создать сценарий телефильма “Приключения Электроника” Фильм имел успех, и в 1992 г. Велтистову как автору сценария была присуждена Государственная премия.

По просьбе читателей Велтистов написал четвертую повесть о мальчике-роботе “Новые приключения Электроника”, опубликованную “Пионерской правдой”. Отдельное издание вышло в 1989г, уже после смерти писателя. Эта книга адресована более юному читателю. [2]

Ведущий: Герои всех повестей – не только детей будущего, ученики седьмого, а затем и восьмого класса, но и потомки наших электронно-счетных машин – кибернетический мальчик Электроник и созданная им неуничтожимая Редчайшая Электронная Собака Страус-Рэсси. Дайте аннотацию к каждой книге.

1 ученик: Коллектив ученых во главе с профессором Громовым создает экспериментальный образец удивительной самообучающейся электронной машин. Кукольник придает машине вид человека, взяв за образец фотографию семиклассника Сыроежкина. Робот до такой степени похож на мальчика, что их путают и родители, и учителя, и товарищи. Сюжет увлекает непредсказуемостью ситуаций.

Дети будущего, изображенные в первой трилогии, похожи на современных детей: гордятся спортивными успехами, фантазируют. Ссорятся и мирятся. Отличает их от современных школьников одержимость наукой, жажда познаний, эрудиция. Уступают они только роботу Электронику, который учится и по ночам. Дружба детей и Электроника – главная тема повести “Электроник – мальчик из чемодана”. Писатель показывает, как много дает она детям. И роботу, который все больше делается похожим на человека, обретая чувства, которые трудно предположить в машине. Автору удалось показать, что возможности электроники безграничны.

2 ученик: Наиболее увлекательна вторая часть трилогии “Рэсси – неуловимый друг”. Повесть утверждает ценность всего живого и рассказывает о борьбе за сохранение животных на планете. Удивительные приключения героев позволяют забыть о зле. Зачем отрицательному герою фон Кругу заменять органы живых зверей механическими и губить животных, когда кукольник может придать машине вид человека или собаки так, что их не отличить от живых? Оказывается, он хотел этих “живых” роботов использовать в личных целях, т.е. научить их воровать. Его план провалился, и он был наказан.

3 ученик: В третьей части трилогии “Победитель невозможного”, герои ученики восьмого класса, совершают открытия. Решают такие задачи, с которыми не могут справиться ученые и преуспевают в этом.

4 ученик: В четвертой книге “Новые приключения Электроника” появляется новый робот – девочка Электроничка. Она отличная спортсменка, но с несмеющимися глазами. Электроник с друзья отправляются в пионерский лагерь. Там Элечка учится понимать людей.

Учитель: Мы с вами прочитали все четыре книги об Электронике. Давайте подведем итог и вспомним:

- Кто и с какой целью создал Электроника? (Робот стремится стать человеком. Настоящим человеком во всех его проявлениях.)

- Почему профессор Громов решил создать еще одного робота – Электроничку?

(Однажды прогуливаясь по улицам и дворам, профессор Громов увидел на площадке трех девчонок. Они гоняли футбольный мяч, забивали по очереди голы и называли друг друга Элеками. Профессор подумал: “А чем хуже девчонки, если они хотят стать сильнее и бесстрашнее мальчишек? Девчонкам нужна Электроничка, которая будет дружить с ними.” Он пошел в лабораторию и создал Электроничку.)

- Какая цель была поставлена перед девочкой-роботом?

(Такая же, как и перед Электроником. Изучить человека и постараться стать человеком.)

Проблемный вопрос

Вот мы сейчас и попробуем ответить на вопрос: Что значит, быть настоящим человеком? Выполнили свою главную задачу Электроник и Элечка или нет?

1. Книга “Новые приключения Электроника” начинается с того, что, просмотрев фильм “Приключения Электроника”, в городе началась телеэпидемия. Каждый изображал из себя Сыроежкина и Электроника. В это время Сережка и Элек получают много записок и писем. Одна девочка написала Электронику “Ты удивительный, честный человек”, другие предлагали дружбу. Эл, как вежливый человек, отвечал на все письма, одним давал советы, других – успокаивал, третьим – помогал найти друга. “Ведь настоящий человек – это вежливый человек”, – утверждал один из ребят. Электроник радовался этим письмам и был счастлив! Я считаю его человеком.

2. А я считаю, что Электроник еще не стал человеком, потому что на последнем уроке в учебном году, когда учитель Таратара предлагает ребятам задать машине вопросы. Сам же обращается к Электронику: “Электроник, приготовься к ответам на вопросы”.

И Электроник отвечает на них быстро, не задумываясь. Я думаю, что ответы на вопросы он использовал из своей заложенной программы. Значит, он так и остался роботом.

3. Элечка находилась в лагере вместе с ребятами. Однажды утром она рано выскользнула из палаты. “Ее волновало таинственное рождение утра… Солнце еще не встало, но Эля ощутила за далеким бугром горизонта его струящиеся теплые лучи. Трава и листва умылись росой, сбрасывая краски ночи, наливаясь изумрудным зеленым цветом. Девочка слышала, как ворочаются в гнездах птицы, как сопят под елками ежи. Как кто-то скребется под землей. Десятки живых сердец бились вокруг, и каждое отзывалось в Электроничке радостью новой жизни. Элечка обладала удивительной чувствительностью. Она анализировала фотонный состав участков неба. Расшифровывала первые вскрики птиц. Видела насквозь сложные биомеханизмы пчел. Мух, стрекоз, муравьев. Прогнозировала погоду на каждый ближайший час. Все эти ощущения не складывались у Элечки в общую картину летнего утра, и она чувствовала себя растерянной.

Она спрашивала себя: “В чем же дело? Почему я лишь фиксирую их состояние. Но не понимаю, чем утро лучше ночи. Я такая же бодрая. Как обычно, и утренняя свежесть для меня лишь цифры температуры, влажности, давления”. [1] И Элечка сама делает из этого вывод: “Может я неживая!” Я тоже считаю, что Элечка не живая, т.е. не человек, а только электронная машина с отличной программой.

4. Все ребята считают Элечку – суперэлектроничкой. Но она себя таковой не считала. И однажды, при встрече с Элом, Электроничка делится с ним своими наблюдениями, и рассказывает, чему уже научилась.

У Зои Кукушкиной – любопытству…
У Светы – скромности и справедливости…
У Майи – правдивости и красоте…
У Нины, несмотря на ее недостатки, гордости.
Люди учатся друг у друга, и Элечка учится у своих подруг.
Значит, Электроничка – человек!

5. Я думаю, что Элечка и Электроник все-таки роботы. По ночам, когда пионерлагерь затихал, Электроник и Электроничка совершали прогулки по окрестным местам. Элечка не знала, что делать по ночам, когда ее подруги спят. По мнению Элечки, это было неинтересно. Она чувствовала себя одинокой. У нее не было двойняшки, которая бы видела за нее сны. Они бегали на небольшой скорости и разговаривали. Элечка многого не знала и спрашивала обо все Электроника. Когда девочка спросила у него: “Что такое любовь?” Эл не смог объяснить, а ответил ей, что она все поймет сама через месяц… А может, и через год…. И тогда Элечка воскликнула: “Я машина! Я не могу вхолостую работать целый год. И даже месяц…” Значит она робот и Электроник – робот, если они не всегда понимают человеческие чувства и не могут их объяснить.

6. Но, находясь в лагере, Элечка создала команду девочек для игры в волейбол. Они хотели одержать победу в этой игре над мальчишками. Капитаном команды девочек была избрана Электроничка. В ее команде было 6 человек. Позже всех появилась в команде Света и как-то незаметно стала центром всей игры. И этого талантливого игрока нашла Элечка в пустом коридоре за шкафом. Она сразу поняла по тихим всхлипам, что Свету обидели. Элечка поинтересовалась, в чем дело и предложила свою помощь. Света молча покачала головой. Слезы катились по ее щекам, и Элечка впервые убедилась. Что знак “нет” не означает категорического отказа от помощи. Света рассказала Элечке, что ее обидели из-за того, что ей нравились и Сергей Сыроежкин, и Электроник. Из разговора со Светой Элечка поняла, что любовь – это очень важное для человека состояние, если оно вызывает и слезы и улыбку. А также Элечка давно усвоила, что нельзя никого обидеть без всякой причины. Элечка как капитан команды объявила решение: “Мы принимаем тебя в игру”. Значит, у Элечки проявляются человеческие чувства такие как: доброта, понимание, забота, сопереживание, умение прийти на помощь. Элечка стала человеком!

7. Вспомним отрывок, где описывается соревнования по волейболу между командами девочек и мальчиков. “ Итак, наступил день Большого Волейбола! Первые подачи не принесли никаких результатов. Команды присматривались друг к другу. Но вот на подачу вышла Элечка. Она взяла в руки мяч с великой осторожностью, повертела в пальцах и вдруг взвилась вверх, подкинула над собой и ударила сверху в центр площадки соперников. Мяч пролетел над самой сеткой. Витька Смирнов увидел что-то темное, со свистом летящее прямо на него, вытянул руки и свалился, сбитый мощным ударом в грудь. Второй подачей, с закрученным мячом, Элечка вывела из строя Профессора. На третий раз подающая, казалось лишь легонько погладила мяч снизу, а он взвился высоко над сеткой, описал гигантскую петлю и стал падать на Сыроежкина. Сергей присел, дожидаясь мяча с поднятыми руками, взглянул вверх, и… мяч плюхнулся рядом с игроком. В минутный перерыв Электроник объяснял своим, что мяч от подачи обычно летит 0,333секунды. А реакция игрока 0,3 секунды, а скорость Элечки больше. За 0,2 секунды никто из его игроков не сможет принять мяч. И тогда Макар выкрикнул: “Это нечестно! Это не по-человечески!” [1] Поэтому я думаю, что Элечка робот и ребята тоже считают ее роботом.

8. Но в том же отрывке, можно прочитать следующее. Услышав Макара, что она играет не по-человечески, Элечка сказала: “ Я так сильно не буду подавать… Давайте играть по-человечески….” Следующая подача Электронички была обычной.

Элечка играла также как и члены ее команды. Значит, она понимала свое преимущество и старалась не пользоваться им в игре. И Электроник играл как человек. Хотя победили мальчишки, но эта игра была честной и игралась по человеческим правилам. И если Электроник и Элечка приняли эти правила, то их можно считать людьми.

9. Когда Электроник заболел эговирусом сам профессор Громов сразу приехал в лагерь. Он пытается помочь Электронику. Он считал Элека своим любимым сыном

Сидя у его кровати и разговаривая с Элом, пытался настроить его на выздоровление.

- Если ты не самовосстановишься, не поверишь в ценности жизни, ты перестанешь быть Электроником, погибнешь как личность.- Говорил профессор Громов.

Значит, профессор Громов считает Электроника человеком, личностью.

Элечка также переживает за Электроника. С отчанием, почти дерзко она говорит: “Ты потерял человеческий облик!” Значит и Элечка считает Электроника человеком, и сама проявляет такие человеческие чувства как: отчаянье, надежда, переживание. Элечка борется за жизнь товарища! А это свойственно только человеку. И Электроник решил для себя сверхзадачу, быть ему одному или с товарищами. Он выбирает общество друзей. Ведь человек живет и воспитывается только в обществе других людей. Значит, Электроник человек.

10. Электроник уже много времени провел среди людей, порой, кажется, что он человек. Но я считаю, что он все-таки только запрограммированный робот. Пусть у Эла и проявляются человеческие качества, но навыки робота он использует очень часто.

Даже в конце четвертой книги, когда Электроник пытается догнать Элечку, он на полном ходу спрыгивает с грузовика. Профессор забарабанил по кабине, думая, что Электроник разбился. Но он даже не упал, не разбился. Электроник на бегу поравнялся с притормозившим грузовиком, обогнал его, устремился вперед. А шофер, включив предельную скорость, напряженно следил, как постепенно уменьшается на ленте шоссе фигура бегущего мальчишки. С такой скоростью бегать обычные люди не могут. Поэтому, я думаю, что Электроник остался роботом.

11. А если мы вспомним конец книги, то можем с уверенностью сказать: “Элечка стала человеком!” Когда Элек нашел ее у берега моря, она стояла на большом гладком камне и смотрела за горизонт. Элек подошел к ней спокойным шагом и внимательно посмотрел в лицо. Элечка пожала руку друга и улыбнулась.

- Ты совсем другая, – чуть удивленно произнес Электроник. – У тебя… у тебя смеющиеся глаза…” Элечка научилась улыбаться глазами, т.е. проявлять радость. Она стала человеком! Электроник тоже стал настоящим человеком, потому что спешил спасти Элечку, переживал за нее.

Учитель: Итак, мы выслушали разные мнения и доводы. Давайте подведем итог всему сказанному и услышанному. Кто попробует?

Вывод: Выслушав разные мнения ребят, и отвечая на первый вопрос, мы можем сказать, что быть настоящим человеком – это значит быть вежливым, заботливым, добрым, честным, учиться у других, уметь прийти на помощь, уметь сопереживать, обладать чувством взаимопониманием; одним словом быть личностью. Отвечая на второй вопрос, мы можем сказать, что Электроник и Электроничка учатся у людей и помогают им. Они стараются стать настоящими людьми, но в их поступках иногда все-таки берет верх заложенная программа роботов. Мы можем предположить, что, если они останутся в обществе людей, то могут когда-нибудь стать человеком.

Экскурсия по выставке рисунков: На нашей выставке вы видите рисунки к книгам Евгения Велтистова “Электроник – мальчик из чемодана”, “Ресси – неуловимый друг”, “Победитель невозможного”, “Новые приключения Электроника”. Ребята рисовали то, что больше всего заинтересовало их в этих книгах. Здесь мы можем увидеть неожиданную встречу Электроника и Сережи Сыроежкина, как ребята создали электронную собаку Ресси, как Ресси и ученики борются за спасение животных, как они занимаются наукой, как отдыхают в пионерском лагере. А трудились над этими рисунками: Хакимова Кристина, Приказчикова Лиза, Циколенко Сергей, Стародубцев Паша, Янбаева Ангелина, Трушов Саша, Герд Маша.

Учитель: Нет с нами больше писателя – Е. Велтистова, но остались его книги, его мысли. И каждая его книга заставляет нас задуматься о будущем, о поведении человека, его поступках.

Список литературы:

  1. Е.С. Велтистова “Новые приключения Электроника”.
  2. Энциклопедия “Детские писатели”, ч.1, -1999 г.