В связи с обновлением математического содержания изменился подход к обучению младших школьников. В своей работе применяю личностно-ориентированную технологию, использующую метод, основанный на содержательном обобщении (В.В.Давыдов) и коллективно-распределённую форму организации учебной деятельности детей.
Использование схемы в учебном процессе при решении задач и подробное обоснование учеником своих действий при построении схемы становится не только средством поиска решения, а также способствует развитию умения рассуждать, учит последовательно и аргументировано излагать свои мысли, развивать монологическую речь учащихся, строить учебное взаимодействие на основе диалога, стимулировать проявление детьми инициативы и самостоятельности. Рассмотрим на примере урока математики во 2 классе.
Тема: Обратные задачи, решаемые на основе “целого из равных частей”
Тип урока: урок конкретизации решения задач ранее открытым способом.
Цели урока:
- Cоздать необходимые условия для организации мыследеятельности учащихся в группах.
- Cпособствовать выращиванию умения анализировать и обосновывать свои действия.
- Cовершенствовать навыки решения обратных задач.
Самоанализ урока
Урок конкретизации “открытого” способа
На уроке идёт отработка навыка по использованию найденного детьми способа для решения конкретно-частных задач.
Для формирования устойчивого, долговременного навыка принципиальное значение имеет не количество решённых однотипных задач, а вскрытие приводящих к правильному решению закономерностей. Поэтому более полезно, решая небольшое количество задач, потратить время на рассмотрение каждой из них “со всех сторон”.
Подбор задач адекватен поставленной цели урока:
- задачи ориентированы на выявление сущности способа;
- детям предстоит самостоятельно составить обратные задачи и попытаться применить знание способов нахождения компонентов “целого из равных частей” при обобщении;
- усвоению и закреплению навыка решения задач способствует также постоянный и пооперационный контроль учащимися за своими действиями.
При решении примера создана ситуация успеха для каждого учащегося, были предъявлены условия для проявления самостоятельности при выполнении дополнительного задания.
На уроке строилось учебное взаимодействие на основе диалога и групповой работы учащихся.
Детям была предоставлена возможность выбора средства анализа задач (разные варианты схем), что стимулировало проявления ими инициативы.
Выполняя данные задания, дети учатся:
- Анализировать
Учащиеся сравнивали результаты, сопоставляли, находили рациональный способ действия, применяли его в изменившемся условии при составлении обратных задач. Поиск решения базировался на найденных и осознанных самими детьми принципах.
- Планировать
При решении примера дети пользовались составленным ранее планом, где зафиксирована последовательность выполнения операций.
В ходе решения задач планирование действий происходило по инициативе участников группы.
- Обобщать
Учащиеся использовали совместно построенную модель для получения нового знания-обобщения способов нахождения компонентов “целого из равных частей” для решения соответствующего класса задач.
- Рефлексировать
Рефлексия одного участника группы заставляла одновременно других участников проводить границы своих представлений: “а я считаю так же или иначе?”. В ходе групповой работы учащиеся заметили ошибочные ходы, учились быть гибкими в поиске средств мышления и деятельности.
Таким образом, результатами данного урока являются не только отработка практических навыков и умений, но и приобретение умения применять ранее изученное знание способов нахождения способов “целого из равных частей” при составлении обратных задач, при обобщении, а также становление и проявление у детей индивидуального стиля познания и умения работать в группе, т.е. формулировать своё мнение по заданной проблеме, обоснованно отстаивать свою точку зрения.