Математический турнир "Крестики-нолики" по теме "Решение тригонометрических уравнений"

Разделы: Математика


Да, много решено загадок
От прадеда и до отца
И нам с тобой продолжить надо
Тропу, которой нет конца.

Цели:

  1. Образовательные: повторение различных способов решения тригонометрических уравнений.
  2. Воспитательные: воспитание познавательного интереса к учебному процессу; воспитание умения слушать товарищей, аккуратность, культуру поведения.
  3. Развивающие: развитие умения находить наиболее рациональный способ решения, развитие умения обосновывать свое решение, развитие математического мышления, логики рассуждения.

Тип урока: урок-соревнование.

Методы:

решение познавательных обобщающих задач.

Формы организации труда:

Групповая.

Оборудование:

  • интерактивная доска;
  • раздаточный материал с условиями заданий для работы в группах.

Ход урока

I. Организационный момент.

Сегодняшний урок мы проводим в виде игры «Крестики-Нолики» в ходе, которой мы повторим основные приемы решения тригонометрических уравнений. Проводится жеребьевка. Правила игры аналогичные правилам игры «Крестики-Нолики». Команда, дающая верный ответ, имеет право выбора конкурса.

II. Игра

На доске представлена таблица с названиями конкурсов.

Ай да ну! Торопись, да не ошибись! Не зевай!
Думаем! Рисуем! Отвечаем! Аукцион! Внимание! Опасная зона!
А вам слабо! Гвоздь программы! Быстрей! Быстрей!

1. Ай да ну!

Решите уравнение:

Ответ:

2. Торопись, да не ошибись!

Решите уравнение:

Учитывая, что если , то , получим:

Ответ:

3. Не зевай!

Решите уравнение:

Так как , то корней нет.

Ответ: Корней нет.

4. Думаем! Рисуем! Отвечаем!

Решите уравнение:

Ответ:

5. Аукцион!

(Учащиеся на свой выбор выбирают уравнение) .

Решите уравнение:

a)

Ответ:

б)

Ответ:

в)

Ответ:

6. Внимание! Опасная зона!

Решите уравнение:

Возведем обе части уравнения в квадрат:

ОДЗ: , данному неравенству удовлетворяют корни

Ответ:


7. А вам слабо!

Применив подстановку , решите уравнение:

Пусть t = cos x - sin x, тогда, возводя обе части равенства в квадрат, получим: Исходное уравнение примет вид:

Сделаем обратную замену:

или
  Корней нет
   
   
   

Ответ:


8. Гвоздь программы!

Решите уравнение:

Ответ:

9. Быстрей! Быстрей!

Решите уравнения:

a)

Ответ:

б)

Ответ:


в)

Ответ:

III. Подведение итогов, награждение победителей.

В заключение процитирую слова Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию».