Интегрированное занятие по истории и элективному курсу права по теме "Всегда ли справедлив вердикт суда присяжных". 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


“Свобода торжествует, если обвиняемых судят их сограждане”.

Цели урока:

  • образовательная: систематизировать понятие судебной власти; показать деятельность суда присяжных и значение вердикта, вынесенное этим видом судопроизводства для общества;
  • обучающая: формирование умений и навыков на более глубокое усвоение понятия данного вида власти;
  • воспитательная: способствовать формированию активной жизненной позиции и выработке гражданских качеств личности.

Вступительное слово учителя и беседа с учащимися класса:

Наш с Вами сегодняшний урок непростой, неоднозначный и сразу ответить на вопрос, вынесенный в название урока невозможно. Будет непросто не только потому, что Вам предстоит показать свои знания и по истории, и по правоведению, но понадобятся и знания текущих событий, и тех, из них, которые произошли в совсем недавнем прошлом. Трудность ещё и в том, что никто не возьмется утверждать, что знает точный ответ на этот вопрос. Вам придется спорить, доказывать, отстаивать свою точку зрения, приводить примеры, чтобы попытаться найти истину. И для того, чтобы разговор получился, мы попытаемся окунуться в атмосферу середины 19 века, эпоху Великих реформ царя Александра II. Главным преобразованием после освобождения крестьян как раз и была судебная реформа 1864 года. Старый суд ликвидировался, судебная власть отделялась от административной и становилась независимой. Тайное письменное судопроизводство заменил открытый, устный и состязательный процесс; возникли новые институты адвокатуры и мирового суда. Но “краеугольным камнем” и “венцом” судебной реформы современники по праву считали суд присяжных. По закону присяжным заседателем мог быть мужчина из любого сословия, отвечавший трем основным требованиям: русское подданство, возраст от 25 до 70 лет и проживание не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. К участию в суде не допускались преступники, несостоятельные должники, немые, слепые, глухие, сумасшедшие и не знавшие русского языка.

Фронтальный опрос учащихся проводится по следующим вопросам:

Что представляет собой судебная власть? Перечислите признаки и функции судебной власти. Каким стал суд по реформе 1864 года? Какова история возникновения суда присяжных? Кто такие присяжные заседатели? Существуют ли подобные суды в настоящее время? (Все ответы учащихся сопровождаются показом слайдов № 2-10).

Считается, что такое судебное устройство обеспечивало наибольшие гарантии от судебных ошибок. Однако от ошибок не застрахован ни один суд в мире. Вот Вам и предстоит ответить на вопрос: справедлив ли вердикт такого суда и, к каким последствиям в обществе его решение может привести? (Слайд № 11.)

Для того, чтобы разобраться в этих вопросах, вы сами попытаетесь воспроизвести одно из первых судебных заседаний такого суда присяжных. Мы с Вами рассмотрим отдельные страницы процесса по делу молодой женщины В.И.Засулич, которая стреляла в генерал-губернатора города Петербурга за произвол, учиненный им в тюрьме предварительного заключения. (Портрет В.Засулич – слайд №12)

Итак, перед судом присяжных предстанет подсудимая девица Вера Засулич, против которой обвинение будет поддерживать прокурор Кессель. Адвокатом подсудимой будет Петр Акимович Александров.

А, теперь, встать, суд идет! Прошу садиться. Первым слово предоставляется прокурору.

Далее следует сценка отдельных страниц судебного процесса над В. Засулич по книге воспоминаний судьи А.Ф.Кони. (Портрет А.Кони-слайд № 13) Любой ученик может задавать вопросы участникам процесса, что способствует активизации познания и обеспечивает личное участие в ходе урока каждого. (Приложение 2)

После окончания судебного заседания учащиеся выносят свой приговор. У каждого ученика есть лист с вариантами ответов, из которых может быть выбран лишь один: 1.Виновна; 2.Не виновна; 3.Виновна, но имеет право на снисхождение.

Слово учителя: (после подсчета голосов). Вы так же, как и присяжные заседатели оправдали покушение на жизнь человека, совершенное из благих побуждений.

Высшим проявлением гражданского мужества присяжных заседателей было оправдание В. И. Засулич, которая выстрелом из пистолета ранила петербургского градоначальника генерала Ф. Ф. Трепова (по слухам, внебрачного сына Николая I), приказавшего высечь одного из заключенных. Присяжные заседатели (жюри состояло на 3/4 из дворян и чиновников) своим вердиктом не столько оправдали Засулич, сколько обвинили Трепова, отстаивая, таким образом, свое личное право и право каждого гражданина не быть высеченным по произволу какого бы то ни было начальника.

Вердикт по делу Засулич произвел эффект разорвавшейся бомбы. Один из современников вспоминал об этом вердикте: “…торжественное оправдание Веры Засулич происходило как будто в каком-то ужасном, кошмарическом сне... Никто не мог понять, как могло состояться в зале суда самодержавной империи такое страшное глумление над Государевыми высшими слугами, столь наглое торжество крамолы”. Понятие “суд присяжных” стало ассоциироваться с делом Засулич, народовольческим террором и убийством Александра II.

Но вы должны знать, что этот выстрел не только заострил внимание общества на том, что власти на каждом шагу могут принимать противоправные решения, но и показал путь революционерам, как действовать против такой власти. Общество проявило сочувствие и понимание такого вида борьбы как террор. Сегодня это решение суда считают, чуть ли не отправной точкой всех террористических актов прошлого и современности. Знали бы эти исследователи, как она, Вера Засулич, казнила себя за этот выстрел! И иначе его как “моё преступление” не называла. “Террор- это кровь, море крови без берегов, и в кровавой этой болезни, охватившей мир, её имя называют первым, на неё ссылаются, ей подражают”. Как она ненавидела себя за это и как благодарила судьбу, за то, что бог и доктор Склифосовский спасли жизнь градоначальнику. Она не стала убийцей! Но её не слушали, не слышали, не понимали.

Вы знаете, что и сегодня террористические акции потрясают весь мир. Так что же такое террор? Против кого он направлен? Чего хотят террористы? Может ли террор что-либо изменить в обществе? На экране демонстрируются кадры недавних событий в мире, связанных с деятельностью террористических организаций и рассказ о последствиях таких преступлений. Учащаяся рассказывает о последствиях захвата заложников в городе Беслане, о детях, переживших эту трагедию. (Слайды №14-20)

Каково же Ваше отношение к суду присяжных? Нужны ли такие суды? После ответов учащихся учитель говорит: “Такие суды нужны! Ибо суд присяжных - это суд общества. Это барометр общества, это совесть общества, это уровень его культуры, взаимопонимания между различными социальными группами, это уровень общественной правовой сознательности. Только пусть суды присяжных выносят только справедливые вердикты!” (Слайд № 21)

Литература:

  1. А.А.Данилов, Л.Г. Косулина История России. 19 век. М., 2006 г.
  2. История Отечества в литературе. 19 век. Хрестоматия для учителя. М.,1991 г.
  3. Журналы “Преподавание истории и обществознания в школе” и “Право в школе”
  4. Кони А. Ф. Собрание сочинений. М., 1966. Т. 4.
  5. Интернет – ресурсы:
    www.vokrugsveta.ru
    www.moves.ru
    www.miloserdie.ru

Приложение 1

Приложение 2