Программа опытно-экспериментальной площадки "Сетевое взаимодействие как основное условие обеспечения доступного качественного образования школьников"

Разделы: Администрирование школы


БАЗОВЫЕ ИДЕИ ПРОГРАММЫ

Основополагающими нормативно-правовыми документами, в рамках которых определяется деятельность опытно-экспериментальной площадки в МОУ “Гимназия № 48” г. Норильска, р-н Талнах являются: Закон РФ “Об образовании” в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12-ФЗ; Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. №196; Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г.; Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования РФ от 18 июля 2002 г. №2783; Постановление Правительства Российской Федерации от 09.06.2003 г. №334 “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования”; Приказ Министерства образования Российской Федерации от 26.06.2003 г. №2757 “Об утверждении плана-графика мероприятий по подготовке и введению профильного обучения на старшей ступени общего образования и плана-графика повышения квалификации работников образования в условиях введения профильного обучения”, а также документы муниципального уровня: Положение о комплектовании X профильных классов на III ступени общего образования; Положение о портфолио - индивидуальной накопительной оценке обучающегося; Типовое Положение о профильных классах; Типовое Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10–11-х классов; Типовое Положение о безотметочном оценивании элективных курсов; Типовое Положение об организации образовательного процесса на основе индивидуальных учебных планов обучающихся; договор о совместной образовательной деятельности (с передачей часов и без, между ОУ и между ОУ и учреждениями культуры) и соглашение об индивидуальном маршруте; примерный план работы школьного психолога по психологическому сопровождению предпрофильного и профильного образования в школе.

Программа исходит из того, что до 2009 г. должны быть созданы условия для повышения качества образования учащихся в условиях профилизации старшей школы, которое в новых социально-экономических условиях в большей степени ориентировано на запросы ученика и его родителей.

Такие условия необходимы, чтобы реализовать новые принципы государственной политики и гарантии прав граждан Российской Федерации на образование, завершить переход к новым образовательным стандартам и разработанным на их основе образовательным программам, обеспечить сетевое взаимодействие гимназии и других образовательных учреждений.

Программа исходит из того факта, что каждый обучающийся гимназии получает образование в муниципальной системе учреждений основного и дополнительного образования, поэтому задачи обучения, воспитания и развития подрастающего поколения не могут быть решены без тесного взаимодействия с образовательными учреждениями и организациями различных сфер жизни города, общественностью и т.д.

Муниципальное образовательное учреждение “Гимназия № 48” накопила богатый опыт обучения и воспитания подрастающего поколения, который должен получить достойное развитие. Вместе с тем новые условия функционирования отечественного образования, укрупнение ресурсов в условиях хронического дефицита основных средств; национальный образовательный стандарт; появление профессиональных сообществ вполне обоснованно обусловили необходимость модернизации образования. Её конкретные направления определены в таких документах, как Концепция профильного обучения и Постановление Правительства РФ “О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования”.

Программа опытно-экспериментальной площадки в МОУ “Гимназия № 48” ориентирована на принципы партнерства, целостности, сетевого взаимодействия:

- принцип партнерства предполагает консолидацию возможностей всех социальных партнеров, подчинения интересов партнеров целям совершенствования системы образования;
- принцип целостности реализует единую стратегию скоординированного развития всех составляющих системы образования;
- принцип сетевого взаимодействия позволяет комплексно решать сложные педагогические задачи, определяет эффективность механизмов реализации этих решений в массовой практике.

Программа позволяет:

- администрации гимназии формировать образовательную политику инновационного образовательного учреждения, определять принципиальные подходы к разработке нормативно-правового, кадрового и ресурсного обеспечения развития образования в учреждении;
- педагогам гимназии целенаправленно реализовать педагогические цели и функции профильного обучения; вариативный УМК (базовый, профильный, углублённый уровни); возможность создания авторских программ (спецкурсы, элективные курсы, в том числе интегративного, междисциплинарного характера); вариативные системы оценивания (рейтинг, портфолио, тестирование в режиме оn-linе);
- учащимся определить свой уровень содержания обучения по предметам (базовый, профильный, углублённый) с учетом интересов и способностей в соответствии с профессиональными интересами и намерениями продолжения образования; получить практико-ориентированные знания, необходимые для самореализации в условиях постоянного выбора;
- родителям, являющимся основными заказчиками образовательных услуг, сознательно участвовать в развитии образования гимназии и контролировать их качество;
- образовательным учреждениям, организациям и структурам определить своё место в решении задач по повышению качества образования учащихся в рамках сетевого взаимодействия.

Программа опытно-экспериментальной площадки в МОУ “Гимназия № 48” призвана обеспечить реализацию задач по организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений на основе осуществления четырёх ключевых идей: повышения качества образования; направляемого развития образовательных учреждений, участвующих в эксперименте; внедрения инновационной деятельности; организация взаимодействия учреждений.

Идея повышения качества образования касается каждого субъекта образования, поскольку является одной из основных задач профилизации старшей школы, которая в новых социально-экономических условиях должна в большей степени ориентироваться на запросы ученика и его родителей. Повышение качества общего образования возможно только при обеспечении глубокой и специализированной общеобразовательной подготовки учащихся в нескольких образовательных областях. В современных условиях администрация и педагогические коллективы должны творчески и продуктивно работать над созданием единой образовательной среды путём объединения усилий педагогов различных учреждений для получения качественного образования учащимися, что позволяет повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.

Суть идеи направляемого развития заключается в том, что разработанная программа опытно-экспериментальной площадки должна стимулировать активность образовательных учреждений в сложную систему коопераций как между ОУ, так и с другими учреждениями и организациями города. Идея направляемого развития реализуется в системе разработки и осуществлении заявленных в программе проектов, освоении проектной структуры управления системой образования гимназии и других учреждений, участвующих в сетевом взаимодействии.

Идея внедрения инновационной деятельности заключаются в том, что инновационные процессы в образовании рассматриваются как “механизмы, способные кардинально поднять качество отечественного образования”. Инновационная деятельность является самым эффективным способом повышения конкурентоспособности образовательных учреждений, развития и резкого повышения ресурса их выпускников. Такое повышение эффективности может проявляться: в повышении качественных показателей образовательной деятельности педагогов; в оптимизации структуры образовательного учреждения в соответствии с изученными образовательными потребностями социума; в обновлении организационных условий образовательного процесса с целью повышения его результативности.

Инновационная деятельность носит индивидуально выраженный творческий характер, в рамках которой организуется исследовательская и опытно-экспериментальная работа, которая значительно повышает уровень педагогического мастерства и профессиональную культуру и, как следствие, повышает качество образования.

Учитывая тот факт, что повышение качества образования способно стать действенным фактором развития образовательных учреждений в программу заложена идея организации сетевого взаимодействия учреждений разного уровня. Модель сетевого взаимодействия, реализующая образовательные программы различных уровней образования, позволяет также оптимизировать нагрузки учащихся и расширяет возможности дополнительного образования. В условиях тесного сотрудничества с другими образовательными учреждениями школа может успешно развиваться, совершенствуя эффективную систему разноуровневого развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, осуществляя единство методической, научной и образовательной функций процесса подготовки выпускников к дальнейшему обучению.

Не каждая школа сможет реализовать обучение в нужном объеме. В современных реальных условиях (при нынешнем состоянии кадрового потенциала и материальной базы) обеспечение качественного профильного обучения невозможно. Но каждая школа должна предоставить возможность школьникам реализовать свои предпочтения и интересы за счет рациональной организации сетевого взаимодействия.

В программе опытно-экспериментальной площадки “Сетевое взаимодействие как основное условие обеспечения доступного качественного образования школьников” выделены пять наиболее значимых для реализации её целей и задач направления разработки и осуществления образовательными учреждениями инициативных проектов.

  1. Перспективная модель сетевого образования “МДОУ “Детский сад № 96 “Капельки” - МОУ “Гимназия № 48”.
  2. Оптимизация сетевого взаимодействия на территории г. Талнаха (сетевое взаимодействие на территории: школы, МОУ “Центр образования № 2”, учреждения дополнительного образования).
  3. Оптимизация системы профессионального образования и довузовской подготовки в рамках реализации программы “школа-вуз.
  4. Информатизация системы образования гимназии в рамках реализации краевого проекта ИСО.
  5. Организация сетевого взаимодействия школьных активов образовательных учреждений г. Норильска для развития мобильности, коммуникативности и креативности.

Четыре ключевые идеи программы, выделенные направления и принципы инновационного процесса являются наиболее значимыми с позиции того периода, когда разрабатывалась программа. Вполне вероятно, что в процессе её реализации возникнут новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В ходе осуществления программы неизбежно должен расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем сетевого образования, они вполне могут стать инициаторами новых проектов. В связи с этим перечень проектов, включённых в данную программу, может и должен быть дополнен проектами, отражающими новые потребности и новые возможности повышения качества образования в условиях сетевого взаимодействия.

Разработка основных направлений опытно-экспериментальной деятельности будет способствовать:

- достижению заданного качества образования и обеспечению максимального удовлетворения образовательных потребностей учащихся;
- доступности в образовательные учреждения, реализующие программы более высоких уровней (ступеней);
- кооперации и оптимизации ресурсов сети (перераспределение ресурсов сети с целью более полной их отдачи);
- экономии бюджетных средств при организации сетевого взаимодействия;
- повышению конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников гимназии на рынке труда.

Основные противоречия:

1) между разнообразием образовательных потребностей участников образовательного процесса и недостаточным набором образовательных услуг, предлагаемых им образовательными учреждениями;
2) между необходимостью повышать качество образовательных услуг и отсутствием достаточного финансового обеспечения образовательных учреждений;
3) между высокими показателями обучения в образовательных учреждениях и тенденцией к ухудшению состояния здоровья обучающихся и воспитанников;
4) между ростом спроса на дополнительное образование, расширением спектра образовательных профилей и материально-техническим и ресурсным обеспечением;
5) между ростом образованности, информированности подрастающего поколения и предпочтением детьми урокам внешкольного пространства;
6) между необходимостью совершенствования условий обучения и другими современными технологичными, более привлекательными для подростков, источниками образования;
7) между внешними требованиями родителей, педагогов и внутренними стремлениями самого ребенка;
8) между необходимостью формирования ценностных ориентиров у детей и их стремлением к самоутверждению, которое соотносится не с перспективой, а с необходимостью приспосабливаться к кратковременным стратегиям каждодневного выживания;
9) между традиционными технологиями управления и реальным изменением социально-педагогических условий развития образовательных учреждений.

Основные проблемы:

1) создание адаптивной образовательной среды, способной удовлетворить образовательные потребности разных категорий обучающихся;
2) формирование оптимальной сети гимназии;
3) создание условий для охраны и укрепления здоровья детей, приобщения детей к ценностям здорового образа жизни;
4) совершенствование процесса овладения опытом адаптации воспитанников к жизни в обществе;
5) поиск эффективных форм организации дополнительного образования детей в условиях гимназии и учреждений дополнительного образования;
6) обеспечение взаимодействия с учреждениями и организациями на территории;
7) необходимость разработки механизмов управления инновационными процессами и качеством образования;
8) трудность оптимально соединить большой объем государственной программы и предельно допустимую нагрузку;
9) невозможность учесть все индивидуальные особенности учащихся при классно-урочном обучении;
10) недостаточная степень дифференциации учащихся при организации учебно-воспитательного процесса;
11) перегрузка учащихся.
12) недостаточное количество учебно-методических комплектов по отдельным предметам для реализации профильного уровня предполагаемых стандартов и реализуемых в настоящее время программ;
13) необходимость подготовки и переподготовки части педагогов по вопросам профильного преподавания предметов (особенно по ведению интегрированных курсов “Естествознание”, “Обществознание”);
14) необходимость усиления материально-технической базы образовательного учреждения;
15) необходимость определения механизма оплаты труда педагогов (стимулирования), реализующих профильную подготовку.

Цель программы опытно-экспериментальной площадки в МОУ “Гимназия № 48” г. Норильска, р-н Талнах заключается в выявлении качественных изменений в организации и содержании образовательного процесса на основе сетевых форм взаимодействия.

Задачи программы:

  1. Создание единой образовательной среды путём объединения усилий педагогов образовательных учреждений для получения качественного образования учащимся.
  2. Повысить эффективность использования ресурсного потенциала образовательных учреждений.
  3. Оптимизация нагрузки учащихся гимназии и расширение возможностей дополнительного образования.
  4. Разработка и внедрение модели сетевого взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования.
  5. Разработка научно-методического сопровождения реализации модели сетевого взаимодействия как условия успешного развития инновационного образовательного учреждения.
  6. Сохранить и умножить кадровый, организационный, программно-методический, материально-технический и иной потенциал гимназии, осуществлять оптимизацию сети образовательных учреждений, входящих в состав участников эксперимента.
  7. Обеспечить согласованность основных направлений и приоритетов деятельности в рамках развития сетевого взаимодействия на территории.

Успешное решение поставленных задач предполагает достижение следующих результатов реализации программы:

- Все дети гимназии будут иметь возможность получать полноценное образование за счёт разнообразия реализуемых в ней образовательных программ.
- Расширятся возможности обучающихся для продолжения общего, получения дополнительного и профессионального образования.
- Осуществится модернизация содержания и организации образования гимназии на основе реализации запросов всех участников образовательного процесса.
- Каждая семья получит реальную возможность для детей в получении качественных образовательных услуг с учётом физического, психического, социального развития ребёнка, состояния здоровья, познавательных интересов, жизненных планов, подготовленности к обучению.
- Расширится система адресной поддержки одарённых детей.
- Будет обеспечена поддержка общественным детским и юношеским объединениям гимназии и школам, участвующим в эксперименте.
- Сформируется система гибких надбавок и доплат к заработной плате, стимулирующая высококвалифицированный труд педагогов.
- Повысится социальная активность выпускников гимназии.
- Образовательные учреждения станут активными участниками реализации программы опытно-экспериментальной площадки.
- Будет создана модель сетевого взаимодействия.
- Будут разработаны критерии эффективности модели сетевого взаимодействия.
- Будут подготовлены методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия инновационного образовательного учреждения.
- Повысится качество обучения (выравнивание возможностей учащихся, обеспечение преемственности, успешная адаптация первоклассников, повышение функциональной грамотности выпускников).
- Произойдет расширение социального партнерства (рост участия молодежи в управлении образованием, становление активной жизненной позиции, создание совместных авторских сетевых проектов).
- Продолжится обновление учебно-материальной базы гимназии (создание комплекса информационных технологий, включающего учебный компьютерный комплекс, информационный аналитический центр, центр сетевых технологий, оснащение гимназии новыми компьютерными классами, создание пресс-центра (интерактивный экран, мультимедийный проектор), информационно-библиотечного центра за счет средств национального проекта “Образование” (гимназия дважды является одним из победителей данного проекта, выигран 1 млн. рублей).

Формами осуществления программы опытно-экспериментальной площадки являются 5 локальных проектов.