Тема: Лабораторно-практическая работа по изучению свойств полезных ископаемых.
Цели:
- Актуализировать знания уч-ся по изученным горным породам.
- Организовать практическую деятельность школьников по выявлению свойств песка и глины.
- Помочь уч-ся целостно представить материал изучаемой темы.
- Развивать умения применять полученные знания на практике, участвовать в диалоге по теме.
Оборудование: учебники, рабочие тетради, физическая карта России, виды полезных ископаемых, лабораторная посуда, портрет М.В.Ломоносова, презентация урока на слайдах (Приложение №1).
Ход занятия:
1. Организационный этап:
- С каким настроением пришли на урок?
- Возьмёмся за руки и почувствуем тепло рук своих друзей, их поддержку.
2. Этап проверки домашнего задания.
- О сегодняшней погоде расскажут дежурные «синоптики» и составят её модель
- Мы видим, что температура воздуха с каждым днём понижается. Но так и должно быть в природе. Ведь по народному календарю день 19декабря - День Николая Угодника Зимнего.
- Повторение полученных знаний..
- Россия издавна славится великими людьми. О них готовили материал к сегодняшнему уроку.
- Кто готов рассказать о реформах Петра1? (Сообщение уч-ся о Петре. Слайд 1).
- Одним из важнейших Петровских реформ стало становление российской науки. Россия из тёмной, необразованной страны превратилась в сильную империю.
- Кто подготовил сообщение о М.В.Ломоносове? (Слайд 2. Сообщения детей)
- «Мозговой штурм»:
- Ломоносов является основоположником российской науки. Он первым обратил внимание на историю самой Земли и на причины образования полезных ископаемых. Учёный обратился к жителям России с просьбой присылать ему различные камни. Так в Петербурге был основан Минералогический Музей.
- А вы сейчас запишите, каким горным породам соответствуют эти условные обозначения? (Слайд 3. Взаимопроверка тетрадей. Затем ответы проверить на слайде 4, поставить самостоятельно оценки за работу).
3. Этап актуализации субъективного опыта уч-ся.
- Как называется этот минерал? (Показ образца из коллекции минералов: гранит)
- Расскажите о свойствах гранита по плану (Слайд 5)
- О чём ещё можете рассказать? (Известняк - Рассказ по плану об известняке)
- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? (Дети определяют тему урока)
- Молодцы! В ходе лабораторной работы мы узнаем…(Слайд 6)
- Верно. Изучим свойства песка и глины.
4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности.
- Вы будете настоящими учёными, как Ломоносов, исследователями. Работать будем в парах. На столах есть всё необходимое: песок, глина и лабораторная посуда. Результаты будем записывать в рабочую тетрадь стр.18, табл. №30 (Лабораторная работа походит согласно пунктам плана из рабочей тетради)
5.Этап первичной проверки понимания изученного.
- Сейчас мы с вами работали как настоящие учёные с той лишь разницей, что мы исследовали уже изученное, а учёные исследуют неизвестное. Как вы думаете, где используется песок и глина? (Ответы детей)
- Изделия из влажной глины обжигают в специальных печах, чтобы стали твёрдыми. Такие изделия называют керамическими. (Показ образцов).
Физкультминутка
(Звучит музыка. Один ученик у карты показывает и называет объекты, а дети выполняют соответствующие движения).
Горы - высокие,
Степи - широкие,
Реки - быстрые!
И всё это - наша родина!!!
6. Этап закрепления изученного.
- Найдите месторождения песка и глины на карте. Ребята, горные породы, которые использует человек - называются полезными ископаемыми.
7. Этап применения изученного. (Работа по учебникам)
- Давайте с вами рассмотрим, как образовались горные породы? Работать будем в группах и составим схему образования горных пород:
- 1гр.- Как образовались магматические породы? с.90, 2-й абзац.
- 2гр.- Какие горные породы образовались на дне океанов? с.90-91, 4-й абзац.
- 3гр.- Что такое метаморфические горные породы? с.90, текст в рамке.
(Во время ответов прикрепляются карточки на доске).
(Объясняю значение слова – метаморфические - метаморфоза, изменение, превращение чего-либо).
- Приведите пример магматических пород, осадочных, метаморфических.
8. Этап обобщения и систематизации.
- Люди постепенно открывали свойства горных пород, учились их использовать. Роль полезных ископаемых в жизни столь велика, что в зависимости от материала, из которого человек изготовлял орудия труда, историки разделили всю историю человека на большие периоды - века. И назвали их по имени полезных ископаемых. (Работа по "ленте времени" с.92).
9. Этап контроля и самоконтроля.
- Ребята! Я вам прочту стихотворение местного поэта Анатолия Николаевича Дедова "Край родной", а вы узнаете, какое полезное ископаемое есть в Валуйках.
Неба голубого занавески
Ветви белоснежные берёз
Осени резные листья - фрески
Душу растревожили до слёз
Меловые взгорья, перелески
Блещет серебром Оскола плёс
Алые рябины так прелестны
Край родной люблю тебя всерьёз.
- Верно, это - мел. Посмотрите на эти фотографии холмов Валуек. Вы видите, что они полностью меловые. Мел - это тоже известняк, только более хрупкий. О нём поговорим на следующем уроке. (Слайд 7)
10. Этап коррекции.
- Людям требуется много полезных ископаемых. Но их запасы в стране небезграничны. Места выработок не восстанавливаются. Поэтому надо бережно их расходовать, экономно использовать все подземные богатства. Эту задачу можно озвучить стихами:
Любите родную природу
Озёра, леса и поля
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
11. Этап информации о домашнем задании.
- Дома вы можете составить кроссворд о полезных ископаемых, но для этого нужно прочитать материал на с.89-92. Желающие могут подготовить материал о меле самостоятельно по плану или сообщение.
12. Этап подведения итогов учебного занятия.
- На уроке работали активно и заработали оценки........
- Посмотрю ещё результаты тестирования.
13. Рефлексия.
(Слайд 8 Вербальная «цепочка»).
- Спасибо за урок.