Необходимость данной системы в работе педагогического коллектива с родителями вызвана тем, что в настоящее время система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются:
- отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров;
- разрушение традиционных ориентиров;
- низкий уровень жизни;
- сложность в самореализации вступающего в жизнь нового поколения.
Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество.
В месте с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, “авторитетом” становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к “выходу” ребенка из-под влияния семьи.
Создавшееся положение наряду с другими объективными и субъективными причинами способствует росту детской безнадзорности, преступности, наркомании и других негативных влияний в детской, подростковой и молодежной среде.
В связи с выше перечисленными причинами следует возобновить поиск новых путей взаимодействия системы образования с различными социальными институтами, ответственными за воспитание детей и молодежи, в первую очередь – с семьей.
Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями школьников, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов. Это позволяет родителям и учителям лучше узнать детей, изучить ребенка во всех типах отношений (семейных, школьных, межгрупповых) в различных ситуациях (дома, в школе, в учреждениях социума, в общении со взрослыми и детьми) и, таким образом, помогает взрослым в понимании жизненных приоритетов, профилактике девиантного поведения и правонарушений.
Ведущая идея системы работы педагогического коллектива школы с родителями - установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. И таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Исходя из выше сказанного, определяются цели, задачи, организационно-педагогические основы системы работы педагогического коллектива школы с родителями.
Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения с семьей, реализация планов по организации совместных дел педагогов, родителей и детей.
Задачи:
- Внедрение в семейное воспитание традиций народной педагогики.
- Организация совместных дел.
- Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
Формы работы с родителями:
Изучение семей обучающихся:
- пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
- диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
- диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
- пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
- психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
- индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
- родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми различных возрастных групп”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком”.
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
- родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
- встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности: младших школьников, подростков, юношей и девушек”, “Наркомания, СПИД — признак духовно-нравственного кризиса молодежи: диагностика и профилактика”;
- встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”, “Предпрофильное обучение — социальный заказ общества к системе образования в условиях его модернизации;
- “круглый стол” родителей, учащихся, администрации школы “Государственная итоговая аттестация: требования, механизм проведения, проблемы, подготовка учащихся”;
- встреча с юристом, психологом “Профилактика правонарушений несовершеннолетних”.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
- подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
- конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейных альбомов;
- мероприятия: КВНы, интеллектуальное казино: “О, счастливчик!”, “Седьмое чувство”, “Русский день”, “Крестики-нолики”, “Вместе весело шагать”;
- конференция “Круг семейного чтения”;
- совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;
- выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
- совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Дни открытых уроков для родителей;
- конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
- конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
- конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
- организация благоустройства и озеленения школьного двора;
- ремонт и оформление классных кабинетов.
Привлечение родителей к управлению образовательным учреждением, образовательным процессом:
- создание Управляющего совета;
- организация деятельности Родительского комитета;
- организация деятельности Клуба молодой семьи;
- создание фонда развития школы для поддержки инновационных процессов;
- разработка системы договоров между родителями и школой;
- беседы с учителями по обмену мнениями и пожеланиями совершенствования образовательного процесса;
- обеспечение (материальное и техническое) образовательного процесса с учетом возможностей и желаний родителей.
Методы работы с родителями:
- наблюдение;
- индивидуальные беседы;
- тестирование;
- анкетирование;
- диагностика;
- анализ детских рисунков и рассказов о семье;
- метод взаимодействия;
- метод коллективно-творческой деятельности.
Основные направления взаимодействия школы с семьей:
Повышение педагогической культуры родителей:
- знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
- изучение закономерностей развития ребенка;
- содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
- пропаганда здорового образа жизни.
Пропаганда здорового образа жизни в семье:
- родительские практикумы по закаливанию;
- практикумы по физической культуре и организации режима двигательной активности;
- организация режима дня и сбалансированного питания детей в семье;
- организация встреч с представителями детского здравоохранения и спорта;
- семинары по ОБЖ ребенка в условиях семьи;
- клуб любителей семейных путешествий;
Повышение правовой культуры родителей:
- изучение Конституции РФ в части прав и обязанностей родителей и детей;
- изучение Конвенции ООН о правах ребенка;
- изучение Закона РФ “Об образовании”;
- Билль о правах ребенка;
- программа развития и воспитания детей в системе национального образования;
- программа развития и воспитания детей, имеющих особые образовательные потребности.
Участие родителей в жизни школы становится более значимым и более активным в учреждении, отличающемся повышенным уровнем образования, т.к. уверенность в получении качественного образования повышает уровень доверия родителей к образовательному учреждению, вселяет в них надежду на осуществление их требований к образовательным услугам.
Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 50% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.е. родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Формы участия родителей в управлении ОУ:
- инвесторы-спонсоры;
- социальные заказчики образовательных услуг и исполнители дополнительных образовательных услуг;
- эксперты качества образования;
- защитники прав и интересов ребенка.
Такое участие родителей в жизни школы влияет не только на развитие образования в целом и расширяет состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате, но и содействует повышению авторитета родителей в семье, повышает самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, способствует сближению взрослых и детей.