Цели:
- Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
- Формировать умение находить проверочное слово путем изменения форм слова.
- Прививать любовь к русскому фольклору.
Оборудование:
- карточки со словами (з _ ма, д_ревья, з_мля, сн_га, сл_ды),
- словарные слова и рисунки к ним, кудель, иллюстрации к сказке "Гуси-лебеди",
- толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди". Помните, Гуси - лебеди унесли братца (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".) Побежала девочка его искать. Она просила помощи у печки, яблони, речки, но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнять задания, а нас много.
- "Поможем ей?"
2. Минутка чистописания.
Итак: бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала она, бежала, а где угадайте.
Загадка: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (ЛЕС).
А теперь запишем, что растет в лесу (елки, грибы, цветы), и все это будет встречаться в дороге, которая будет такой (Рисунок 1).
Рисунок 1
3. Словарная - орфографическая работа.
В лесу живут животные и птицы, которые наблюдали за девочкой и очень переживали за нее.
Загадки:
- Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый, летом ест клубнику, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь), (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
- У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора. (Заяц). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет. (Лисица). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
- Мальчик в сером ярмячишке по дворам шныряет, крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее? (Сорока). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
- Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона, зовут ее? (Ворона). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).
4. Постановка темы и цели урока.
Итак, бежала, бежала девочка и увидела печь стоит: (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)
- "Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?"
- "Выполни мое задание - скажу!"
Детям раздаются карточки.
Вставить гласные буквы в слова, объяснить свой выбор.
з _ ма, д_ревья, з_мля, сн_га, сл_ды
5. Гимнастика для глаз на офтальмотренажёре.
На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево-вправо, по и (против) часовой стрелке по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.
6. Закрепление полученных знаний.
Побежала дальше, видит яблонька стоит: (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)
- "Яблонька, яблонька, скажи куда гуси-лебеди полетели?"
- "Выполни мое задание - скажу!"
На каждой строчке по три слова из сказки. Два из них на одно и то же правило "Безударные гласные в корне слова проверяются ударением". Третье лишнее.
Вычеркни лишнее слово.
- Голодный, волк, проглотил.
- Принц, принцесса, уколоть.
- Сестрица, братец, козленочек.
- Царевна, печь, глядеть.
- Вода, щука, взмолилась.
- Кот, зеленый, златая.
7. Самостоятельная работа.
Бежит девочка дальше. Течет река, кисельные берега. (Вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)
- "Речка, речка, скажи куда Гуси - лебеди полетели?"
- "Выполни мое задание - скажу!"
Самостоятельная работа: выполнение упражнения из учебника с заданиями.
Долго бежала девочка по лесам и полям. Вдруг видит, стоит избушка на курьих ножках с одним окошком вокруг себя поворачивается. (Вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".) В избушке Баба-яга прядет кудель, (демонстрируется кудель и проводится работа со словарем), а на лавочке сидит братец. Взяла она братца, пока Баба-яга занята была и бегом к своим родителям.
Словарная работа: - кудель - волокнистая часть льна, шерсти.
8. Итог урока.
Вы выполнили все задания, предложенные героями сказки "Гуси-лебеди". И ответы на последние вопросы станут нашим отчетом. Мне кажется, каждый достоин звания "Знаток темы". Напомните какой?
- Чему же учились на уроке?
- Как проверить написание безударной гласной?
- У кого из вас вызвало затруднение написание слов с безударными гласными?
- Каким образом вы справились с затруднением?
9. Домашнее задание творческого характера.
По опорным словам (зима, деревья, земля, снег, следы, дятел) составить небольшой рассказ "Зимний денек".
Дополнительное задание для более сильных обучающихся: в одном из предложений найти главные члены предложений.