Урок русского языка во 2-м классе по теме "Правописание безударных гласных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах.
  2. Формировать умение находить проверочное слово путем изменения форм слова.
  3. Прививать любовь к русскому фольклору.

Оборудование:

  • карточки со словами (з _ ма, д_ревья, з_мля, сн_га, сл_ды),
  • словарные слова и рисунки к ним, кудель, иллюстрации к сказке "Гуси-лебеди",
  • толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке мы отправимся в волшебный мир русской народной сказки "Гуси-лебеди". Помните, Гуси - лебеди унесли братца (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".) Побежала девочка его искать. Она просила помощи у печки, яблони, речки, но прежде, чем помочь девочке, ее просили исполнить их желания. Девочка, конечно, спешит, волнуется, ей трудно выполнять задания, а нас много.

- "Поможем ей?"

2. Минутка чистописания.

Итак: бросилась девочка догонять гусей-лебедей. Бежала она, бежала, а где угадайте.

Загадка: "Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает" (ЛЕС).

А теперь запишем, что растет в лесу (елки, грибы, цветы), и все это будет встречаться в дороге, которая будет такой (Рисунок 1).

Рисунок 1

3. Словарная - орфографическая работа.

В лесу живут животные и птицы, которые наблюдали за девочкой и очень переживали за нее.

Загадки:

- Кто в лесу глухом живет, неуклюжий, косолапый, летом ест клубнику, мед, а зимой сосет он лапу? (Медведь), (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

- У косого нет берлоги, не нужна ему нора, от врагов спасают ноги, а от голода кора. (Заяц). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

- Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, кур крадет. (Лисица). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

- Мальчик в сером ярмячишке по дворам шныряет, крохи подбирает, по полям ночует, коноплю ворует. (Воробей). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива, стрекотунья, белобока, а зовут ее? (Сорока). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

- Окраской сероватая, повадкой вороватая, крикунья хрипловатая, известная персона, зовут ее? (Ворона). (Дети записывают слово с объяснением в тетрадь, а учитель демонстрирует картинку к нему).

4. Постановка темы и цели урока.

Итак, бежала, бежала девочка и увидела печь стоит: (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)

- "Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?"

- "Выполни мое задание - скажу!"

Детям раздаются карточки.

Вставить гласные буквы в слова, объяснить свой выбор.

з _ ма, д_ревья, з_мля, сн_га, сл_ды

5. Гимнастика для глаз на офтальмотренажёре.

На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх-вниз, влево-вправо, по и (против) часовой стрелке по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

6. Закрепление полученных знаний.

Побежала дальше, видит яблонька стоит: (вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)

- "Яблонька, яблонька, скажи куда гуси-лебеди полетели?"

- "Выполни мое задание - скажу!"

На каждой строчке по три слова из сказки. Два из них на одно и то же правило "Безударные гласные в корне слова проверяются ударением". Третье лишнее.

Вычеркни лишнее слово.

  • Голодный, волк, проглотил.
  • Принц, принцесса, уколоть.
  • Сестрица, братец, козленочек.
  • Царевна, печь, глядеть.
  • Вода, щука, взмолилась.
  • Кот, зеленый, златая.

7. Самостоятельная работа.

Бежит девочка дальше. Течет река, кисельные берега. (Вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".)

- "Речка, речка, скажи куда Гуси - лебеди полетели?"

- "Выполни мое задание - скажу!"

Самостоятельная работа: выполнение упражнения из учебника с заданиями.

Долго бежала девочка по лесам и полям. Вдруг видит, стоит избушка на курьих ножках с одним окошком вокруг себя поворачивается. (Вывешивается на доску иллюстрация к сказке "Гуси-лебеди".) В избушке Баба-яга прядет кудель, (демонстрируется кудель и проводится работа со словарем), а на лавочке сидит братец. Взяла она братца, пока Баба-яга занята была и бегом к своим родителям.

Словарная работа: - кудель - волокнистая часть льна, шерсти.

8. Итог урока.

Вы выполнили все задания, предложенные героями сказки "Гуси-лебеди". И ответы на последние вопросы станут нашим отчетом. Мне кажется, каждый достоин звания "Знаток темы". Напомните какой?

- Чему же учились на уроке?

- Как проверить написание безударной гласной?

- У кого из вас вызвало затруднение написание слов с безударными гласными?

- Каким образом вы справились с затруднением?

9. Домашнее задание творческого характера.

По опорным словам (зима, деревья, земля, снег, следы, дятел) составить небольшой рассказ "Зимний денек".

Дополнительное задание для более сильных обучающихся: в одном из предложений найти главные члены предложений.