В настоящее время мы живём в условиях глубокого преобразования всех сфер жизнедеятельности общества: изменяются экономические отношения, социальная структура, происходят существенные сдвиги в политической и духовной сферах жизни людей.
Эти процессы сложны, неоднозначны и противоречивы. Усложнение социально- педагогической ситуации связано, прежде всего, с дестабилизацией семьи. Снижение воспитательного потенциала многих семей, обусловленное экономической нестабильностью, создаёт предпосылки для нарушения развития личности ребёнка.
Общей целью современного воспитательно-образовательного процесса является развитие тех свойств личности, которые необходимы ей для включения в социально ценную деятельность. А это возможно при создании определённых – оптимальных – условий в воспитательном микросоциуме.
В результате всех преобразований возникают новые социально-педагогические условия, которые могут определить поведение и деятельность детей и взрослых. Отличительным признаком является зарождение и развитие здоровой, благоприятной для развития личности младшего школьника психолого-педагогической атмосферы.
Ведущими принципами создания таких условий являются интеграция воспитательных возможностей микросоциума, основанная на использовании содержательных и материальных условий в конкретном классе; организация разнообразной деятельности учащихся с участием родителей, предполагающая включение детей в различные виды деятельности как в рамках учебно-воспитательного процесса, так и в культурно-досуговой сфере.
Большая роль отводится организации внеклассной работы. Внеклассная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Проанализировав воспитательную работу прошлых лет я пришла к выводу, что для успешного воспитания и развития индивидуальности учащихся внеклассную работу нельзя отделять от воспитательной. Должна быть разработана программа. Поэтому внеклассную работу я сделала частью учебно-воспитательного процесса. Составила программу учебно-воспитательной работы. В классе действует клуб «ТриУм» - Умные, Увлечённые, Успешные малыши.
Цель клуба: воспитание, развитие и обучение учащихся.
Задачи:
- Помочь учащимся в усвоении образовательных программ;
- Развивать познавательные процессы и интересы личности;
- Развивать основные нравственные качества личности ребёнка;
- Развивать коммуникативные отношения ребёнка;
- Развивать мыслительные процессы, творческие способности;
- Сплотить коллектив родителей и детей;
- Укреплять здоровье и развивать навыки личной гигиены;
- Воспитывать полезные привычки;
- Воспитывать силу, быстроту, ловкость, выносливость, гибкость.
Членами клуба являются учащиеся. Есть председатель клуба (командир класса). Все члены клуба имеют свои обязанности, правила поведения в клубе. (Приложение 1). Есть эмблема клуба. Помощниками и спонсорами клуба являются родители.
План работы клуба построен в соответствии с воспитательным планом и изучаемыми предметами. (Приложение 2).
Организованы мероприятия по следующим дням недели:
День недели |
Цель |
Понедельник |
Воспитательная беседа по привитию полезных привычек. Форма: беседы, игры, диспуты. |
Вторник |
Занимательный русский язык. Форма: путешествие, игры, КВН, викторины, индивидуальная работа. |
Среда |
Занимательная математика. Форма: путешествие, игры, КВН, викторины, индивидуальная работа. |
Четверг |
День игр. Праздники. Подготовка к классному часу. |
Пятница |
Классный час. Занятие по краеведению. Форма: путешествие, игры, КВН, викторины, индивидуальная работа. |
Ожидаемые результаты:
- Повышение качества обучения учащихся;
- Сплочение родителей и детей;
- Развитие индивидуальности учащихся;
- Развитие интереса к изучаемым предметам;
- Развитие самостоятельности;
- Научить работать с литературой;
- Воспитание полезных привычек;
- Выявление самого «Лучшего члена клуба ТриУМ».
Используемая литература:
- «Мы – дети природы» под редакцией Т.К. Орловой, ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2003г;
- «В школу – с игрой», О.С. Газман, Н.Е. Харитонова, Москва «Просвещение», 1991г;
- В.В. Волина «Занимательное азбуковедение», Москва «Просвещение», 1991 г;
- В.В. Волина «Праздник числа», Москва «Просвещение», 1991 г;
- М.Р. Максиняева «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками»,Москва «Творческий центр», 2002 год;
- Н.Е. Богуславская, Н.А. Купина «Весёлый этикет», Екатеринбург, 2002 год;
- «Азбука нравственного воспитания», под редакцией И. А. Кайрова, Москва «Просвещение», 1979 год;
- О. Холодова «Юным умникам и умницам»;
- Н. В. Новоторцева «Первые шаги в освоении чтения», Санкт-Петербург, «КАРО» 2005 год.